Синтаксические нормы СРЯ. Предложение. Характеристика предложений (по цели высказывания, по интонации, по составу, по распространенности, по осложненности, по полноте).



Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

В отдельный тип по цели высказывания могут быть выделены и предложения со значением желательности, хотя традиционно они включаются в побудительные предложения. Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета признаков, указывающих на строение предложений.

Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения прежде всего характеризуются синтаксической членимостью или нечленимостью и соответственно делятся на членимые (имеющие члены предложения) и нечленимые (предложения, лишенные способности выделять в своем составе члены предложения).

Членимые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующего центра предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если все синтаксические позиции, необходимые для данной структуры, словесно представлены, и неполными, если одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещенными по условиям контекста или ситуации.

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и функцию стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксически значимые отрезки, выражается эмоциональность речи, передаются волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Синтаксические нормы СРЯ. Вариативность в согласовании подлежащего и сказуемого.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
- не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
- при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное: Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин). При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом: На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

19.Ораторское искусство. История ораторского искусства. Роды и виды ораторского искусства. Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимы «риторика» и «красноречие». Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения».Монологическая речь,по мнению Платона и Сократа,Аристотеля и др.философов призвана обратить в свою веру слушащих. Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны её воздействия на слушателя и с точки зрения её эстетической характеристики. Во 2 веке до н.э. появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима,как и ораторы Древней Греции,были политическими деятелями(Марк Катон Старший,Марк Туллий Цицеррон). Сегодня в понятие «риторика»,»ораторское искусство»,»красноречие» вкладывают следующий смысл:1.способность,умение говорить красиво,убедительно; ораторский талант;2.искусная речь,построенная на ораторских приёмах;высокая степень мастерства публичного выступления. Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Сегодня под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. На протяжении многовековойистории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции,в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды.

Род красноречия Вид красноречия
I. Социально- политическое красноречие   Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде).Доклад на социально- политические и политико-экономические темы.Политическая речь.Дипломатическая речь.Военно-патриотическая речь.Политическое обозрение.Митинговая речь.Агитаторская речь.
II. Академическое красноречие Лекция вузовская.Научный доклад.Научный обзор.Научное сообщение или информация
III. Судебное красноречие Прокурорская, или обвинительная, речь.Общественно-обвинительная речь. Адвокатская, или защитительная, речь.Общественно-защитительная речь. Самозащитительная речь обвиняемого.  
IV. Социально-бытовое красноречие   Юбилейная, или похвальная, речь.Застольная речь - тост.Надгробное слово, или поминальная речь.
V. Богословско-церковное красноречие Проповедь.Речь на соборе.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!