Советский подпольный модернизм 1950-1960-х гг.



В сентябре 1962 года пять молодых художников, которых возглавил 25-летний Лев Нусберг, основали группу «Движение». Первыми участниками были Инфантэ, Кривчиков, Акулинин, Щербаков, Заневская, Дорохов. Движение трактовалось авторами как изменение, перемещение, взаимопроникновение, развитие, состояние всего, что движется и в биологическом, и в эстетическом смыслах. Важной стороной было синтезирование различных технических средств и форм искусства. Группа занималась проектированием синтетических мистерий с использованием движения света, газа, трехмерных элементов и кинопроекций.Группа «Движение», состоявшая к середине 1960х примерно из 30 участников, включала, художников, актеров, музыкантов, инженеров, физиков, специалистов в области электроники и психологов. Художники-кинетисты, составлявшие «Движение», создали в третьей четверти XX века творческое наследие, актуальное и в наше время. Оно включает разработки и художественные открытия в сфере «классической» живописи, графики и прикладного искусства, в области статических и кинетических объектов, перфомансов и хепенингов. Первая выставка, на которой «Коллектив Движение» выступил как организованная арт-группа, так и называлась – «На пути к синтезу искусств» – и прошла в декабре 1964 года.В 1950 — 1960-х гг. в России началась эпоха «оттепели», которая обозначила начало нового периода в русском искусстве, когда казавшиеся незыблемыми догмы социалистического реализма начали подвергаться сомнению, а тематическая картина с множеством выверенных деталей была постепенно вытеснена обобщенными и эмоционально насыщенными образами. Сосуществование художественных методов — от академически консервативных до авангардных — стало возможным благодаря атмосфере открытости тех лет. В этот период появляются работы художника Анатолия Зверева. В полемике художников, исповедовавших официальную идеологию, и будущих нонконформистов определялись пути дальнейшего развития искусства. Уже в конце 1950-х гг. в живописи Г. Нисского, Т. Яблонской, С. Чуйкова зазвучали особые лирические ноты, ставшие прологом к коренному перевороту 1960-х гг. Именно тогда среди приверженцев реалистического метода выделилась значительная группа художников, получивших название мастеров «сурового стиля».Лиано́зовскаяшко́ла, Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда. По названию железнодорожной станции эта неформальная творческая группа надзорными органами была названа как лианозовская. В группу входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий. Центральной фигурой был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, а в конце 1960-х годов близок к группе был молодой поэт из Харькова Эдуард Лимонов. Группу принято относить к поставангардизму, с его экспериментом и взрывом канонов. Поэты уходят от претензии на абсолютность личности, свойственной авангарду начала века, снижают личностное начало и умаляют лирическое «я» автора, оставляя только взгляд, который с беспристрастностью видеокамеры запечатлевает окружающий мир.Анатолий Тимофеевич Зверев. Родился 3 ноября 1931 года в Москве. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына. В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение. Участник квартирных выставок 1959—1962 годов. Первая зарубежная выставка — в парижской галерее «Мот» (1965 год).Творческий путь Анатолия Зверева во многом был вызовом обывательскому «здравому смыслу» и общепринятым представлениям об искусстве. Кульминация, максимальный личный взлет его творчества состоялся на рубеже 50—60-х годов и был своего рода живым воплощением духа тогдашних свободных «независимо-подпольных» тенденций в искусстве. Он был несомненным лидером в контексте нонконформизма 60-х.Не вписывается ни в одну из сложившихся там общностей. Творческое наследие Анатолия Зверева насчитывает более 30 тысяч работ.Работы: Остановленное мгновенье, Сосны, портрет Костаки, Кошка, Храм, Селезень, Весенний букет.

Искусство соц-арта.

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии в СССР. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм (от живописи до пространственных композиций) стали основой броского, эклектичного художественного языка этого направления. Виталий Комар родился 11 сентября 1943 года в Москве. В 1967 году окончил Строгановское художественное училище, где учился вместе с Александром Меламидом. В 70-х годах стали известны как соавторы-основатели Соц-арта. ( Курительная комната, Офелия, Девочка с шахматной доской, Раскольников убивает старушку) Александр (Альберт) Данилович Меламид (род. 1945, Москва) — художник и перформансист. Учился в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, где познакомился с Виталием Комаром. В конце 1960-х они начали начали работать в соавторстве, были одними из создателей Соц-арта (параллельного Западному движению Поп-арт). Один из организаторов Бульдозерной выставки. Александр в настоящее время работает в Челси (Нью-Йорк) над своим проектом Министерства Исцеления Искусством. Работы в дуэте: Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича, Лайка, Большевики возвращаются домой после демонстрации)Булатов Эрик Владимирович – современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт. Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки («Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени. Никола́йВаси́льевичОрло́в — русский жанровый живописец, педагог, член Товарищества передвижных художественных выставок. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1893). В жанровых картинах изображал тяжелую жизнь русского крестьянства. За картину «Умирающая» был награжден большой серебряной медалью. («С работы», «Христа ради», «Переселенцы», «Со службы», «Умирающая», «Шинкарка», «Монополия») Леонид Петрович Соков (1941) — российский художник. Один из наиболее известных представителей направления соц-арт. К началу 1970-х пришел к собственному стилю, основанному на переработке образной системы русского фолклора и использовании поп-артистскихприемов.Работы: «Сталин и Мэрилин», 2007, «Пир с Мэрилин», 2007, «Ленин встречает Шагающего человека Джакометти», 1989, «Ленин-художник», 1994, «Пир с медведем», 1984 и др.

72.Московский концептуализм. Московский концептуализм возник в конце 70-х. На квартире врача А. Чачко собирались молодые поэты (Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и др.; позже примкнул Всеволод Некрасов), художники, искусствоведы, философы. Одним из главных теоретиков "московского концептуализма" стал М. Эпштейн. В Москве концептуализм проявил себя в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, Э. Булатова, О. Васильева, Вс. Некрасова, Н. Алексеева и группы "Коллективные действия". Московский (романтический) концептуализм - течение концептуализма, для которого характерна лиричность, предпочтение вербального начала пластическому дух аскетизма, повышенное значение идеологии. Во второй половине 70-х и в начале 80-х излюбленной темой московских концептуалистов был советский образ жизни. Бытие концептуалистского искусства проявилось и в том, что Московская галерея "Е.К. АртБюро" совместно с фондом "Художественные проекты" провела выставку концептуалистов "Объекты КД",Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, УССР, СССР — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией. Работы Кабакова «Жук» и «Номер люкс» являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Если Кабаков берется за кисть и пишет маслом, то он никогда не делает этого от своего имени — вместо этого он выдумывает себе лирических героев или персонажей. Например, серия картин «Праздники» (1987) как будто бы написана воображаемым соцреалистом-халтурщиком. Уборка урожая, быт молодой семьи и другие сюжеты из советской иконографии как будто сделаны для какого-нибудь праздничного стенда в ДК. Но праздничного ощущения нет, поскольку по неким причинам холсты пролежали в мастерской много лет и краски потускнели. Тогда этот воображаемый художник наивно украсил поверхность холстов цветными фантиками, надеясь оживить картины. Кабакову эти фантики, понятное дело, нужны, только чтобы сильнее обострить отчужденность от официальной советской живописи. Андре́йВи́кторовичМонасты́рский (наст.фамилия Сумнин; 28 октября 1949, п. Печенга Мурманской области, СССР) — российский поэт и писатель, художник, теоретик искусства. Один из родоначальников московского концептуализма. Окончил Московский государственный университет (филология). Работал редактором в Московском литературном музее. В 1973 году начал заниматься сериальными структурами и минималистскими звуковыми композициями. С 1975 года создает поэтические объекты и акции. Один из основателей и автор большинства проектов группы «Коллективные действия». Автор-составитель большинства томов документации КД «Поездки за город».. Автор теоретических статей по вопросам современного искусства в отечественных и зарубежных изданиях. С 1975 по 1977 год создает серию работ под общим названием «Элементарная поэзия» (книги, акционные объекты), принцип построения текста которой ложится в основу эстетики акций «Коллективных действий». С 1976 по настоящее время — участник группы «Коллективные действия». С 1980 по настоящее время — составление томов документации «Поездок за город группы Коллективные действия». 1981 год — составление первого выпуска Московского архива нового искусства (МАНИ). 1986—1990 годы — составление пяти сборников МАНИ. С 2008 — года участник группы КАПИТОН (В. Захаров, Ю. Лейдерман, А. Монастырский). Дми́трийАлекса́ндровичПри́гов (5 ноября 1940, Москва, СССР—16 июля 2007, там же, Россия) — русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза). Он являлся автором огромного количества всяческих перфомансов, инсталляций, коллажей и графических работ. Это был активнейший участник андеграундных акций в области литературы и изобразительного искусства.Работы: Для бедной уборщицы. Инсталляция; Композиция из серии «Скважины», 1974; Из серии «Фантомные инсталляции». Лист 2


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 878; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!