Основные требования к организации и проведению литературных бесед
1. Оптимальное количество, здоровая дозировка - не должно быть много, но и мало тоже не должно быть).
2. Оптимальное сочетание вопросов разного типа (на разные стороны восприятия, объемные – необъемные, предполагающие работу репродуктивную, эвристическую, исследовательского характера). Смена видов деятельности повышает работоспособность. Объемные вопросы связаны сразу с несколькими героями. Необходимо развернуть с помощью подвопросов.
3. Необходимо сочетание с другими видами работ (выразительное чтение, составление плана, словесное иллюстрирование, инсценировка). Приемы, включенные в беседу, ее обогащают, оживляют.
4. Четкость формулировок. Неточные вопросы ведут к расплывчатым ответам (Что можете сказать о герое.эпизоде?)
5. Определенная степень сложности (Недопустимы односложные ответы)
6. Система вопросов (должны привести к определенным выводам).
7. Последовательность (каждый последующий должен опираться на предполагаемый ответ по предшествующему и в то же время должен готовить к последующему).
8. Необходимо руководство подготовкой ответов на вопросы со стороны учителя:
Все ли формулировки понятны? Укажите тип задания.
9. Если работают в системе, операции по решению вопросов конкретной группы известны, общий путь решения, ориентиры в работе. Необходимо приучать к типологии вопросов:
– направленные на определение причин, мотивов действий, поступков, состояния героев;
|
|
–связанные с описаниями (портретными и пейзажными, интерьерами);
–связанные с соотношением героев в произведении (Почему автор называет Герасима «самым значительным лицом среди дворовых барыни»?)
–связанные с особенностями стиля;
–общая оценка героев и произведения в целом (Почему Герасим утопил, а не взял собачку с собой?)
– направленные на выявление авторской позиции в произведении (С какой целью автор дает описание каморки Герасима?)
ОБЗОРНЫЕ И МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.
|
|
Обзорныетемы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор–это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» 1) для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение); 2) для характеристики уроков особой структуры.
Н.И Кудряшев определеяет обзоры как особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрывается лишь наиболее важные особенности.
Монографическому изучению творчества виднейших представителей определенного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа.
|
|
Примерный план изучения обзорной темы
1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.
2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.
3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы; б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.
4.Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.
5.Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.
Обзорные темы чаще всего раскрываются в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников. В классах с хорошей подготовкой возможна иная форма - семинарское занятие (урок-панорама), на котором учащиеся в рабочих группах самостоятельно выявляют пути решения поставленной перед ними «литературной задачи», рассматривая информационные карточки, содержащие выдержки из литературных манифестов, критических статей, писем, мемуаров, других источников.
|
|
По определению академика В.Р.Щербины, на обзорные разделы возложена задача «связывать изученные явления в общую картину литературы, объединять их единой системой проблем , принципов и идей». Обзорные разделы формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре; ломают внутренние перегородки между монографическими темами, их разобщенность; развивают аналитические и синтезирующие способности старшеклассников.
Монографическая тема– основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорныхи монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода. Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души»».
В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора. Монографический подход предусматривает также рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.
Различны «пути» анализа изучаемого текстуально произведения: по ходу развития сюжета, пообразный, проблемно-тематический, комбинированный. На уроках анализа художественного произведения используются такие приемы, как комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов, работа с иллюстрациями и др.
Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей. Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.
Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перкличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.
ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ
Изучение биографии писателястроится на следующих принципах:
– историзм (показ эволюции жизненного и творческого пути);
– систематичность и последовательность(четкая концепция личности и творчества; взаимосвязь изучениябиографического материала и литературных произведений);
– актуальность обучения, проблемность (современность акцентов в трактовке фактов личной и творческой биографии);
– воспитывающее обучение (выделение идеологических, нравственных и эстетических проблем, которые интересны учащихся, воспитание ученика через материал);
– доступность, занимательность (беллетризированный характер излагаемого материала);
– межрпредметные связи литературы с искусством, географией, историей, психологией, эстетикой, этикой, музейным делом, краеведением);
– наглядность (активное использование визуальной, слуховой и мультимедийной наглядности).
Место биографии в системе работы:
1) биография, предваряющая анализ произведений;
2) изучение биографии, сопутствующее рассмотрению творческого пути, последовательное изучение основных периодов жизни и творчества, (период биографии–произведение → период биографии–произведение);
3) биография как комментарий к лирическому произведению (произведение→ факт биографии; произведение→ факт биографии).
Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.
Школьной программой предусмотрены формы ознакомления с биографическим материалом:
1. Жизненный и творческий путь – обстоятельное знакомство с этапами жизни и творчества писателя (Пушкин, Толстой). Эволюция творчества.
2. Очерк жизни и творчества – сжатый вариант жизненного и творческого пути. Основная форма рассказа о писателе в старших классах. Краткий очерк жизни и творчестваиспользуется в курсе 11 класса.
3.Биографическая справка – сведения о жизни и творческом пути (без жесткой схемы), изложение наиболее ярких, переломных в жизни писателя фактов биографии. Более подробно о периоде, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально.
4.Слово о писателе – эмоционально-психологический портрет писателя, краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к автору. Вариант – эпизод биографии – рассказ о событии или обстоятельствах жизни писателя, которые ярко раскрывают его личность (в форме эссе, очерка, новеллы).
Основные формы изложения биографического материала в средних классах–эмоциональное слово о писателе и биографическая справка.
В курсе старшей школы писательская биография рассматривается в историко-культурном контексте, когда автор воспринимается как человек и художник, рожденный определенной эпохой.
В старших классах при изучении биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно-биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.), подобр «ассоциаций» из смежных видов искусства, выражающих личностные особенности и характер творчества и др.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!