ДЕВИАНТНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ



Девиацию определяют как отклонение от групповых норм, которое вле­чет за собой осуждение, наказание (вплоть до тюремного заключения), изо­ляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение. Под группой следует понимать общество в целом либо большую социальную группу — полити­ческую партию, правительство, религиозную общину, социальный класс или слой, молодежь, женщин, пенсионеров и национальные меньшинства. По­ведение, оцениваемое как девиантное с точки зрения одной группы, может считаться нормальным с точки зрения другой. Непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека.

Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм.Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное явление, а от­носительное. То, что в одной группе может считаться отклонением, в дру­гой может восприниматься как норма. Например, курение на рабочем мес­те, в автобусе, офисе, школе, магазине может считаться девиацией, но в компании друзей оно оценивается как приемлемая форма поведения и не вызывает негативной реакции. В одних странах курение — общепринятая норма бытового поведения, на которую никто не обращает внимания, в дру­гих — исключение из правил. Так, в США и Западной Европе курение ис­ключено из нормальных форм поведения, его изгнали отовсюду, и сегодня оно стало у цивилизованного человечества девиантной формой поведения.

Одни нормы важнее других. В сложных обществах правила существования группы имеют больший вес, чем правила личной гигиены. Многоженство в США наказывается, но содержание многих животных в доме поощряется.

12 Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1999. С. 51.

288

Нормы могут быть проскриптивными (запрещающими) и прескриптив-ными (предписывающими, разрешающими). Отклонение от запрещающих норм чаще наказывается, чем отклонение от разрешающих. Нормы произ­вольны, нет универсального стандарта поведения. Что считать норматив­ным, а что — девиантным, изменяется во времени и неодинаково в разных обществах. Печатание книг, утверждение, что Земля не есть центр Вселен­ной, непосещение церкви в одних обществах и в одни периоды считались отклонением, а сейчас — нормой. Странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом — никчемным бездельником.

Рис. 60. Сожи/ельстьо мужчины п женщины пне брака даже в XIX в. (не говоря о более рапнем периг'ци! оцен:-!,<.:1.ч'1сь лак индивицу:и:ьнан девиаций

Сожительство мужчины и женщины вне брака еще в XIX в. рассматри­валось как серьезное нарушение общественных норм и с точки зрения пра­вил того времени оценивалось как индивидуальная девиация. Во второй по­ловине XX в. его назвали гражданским браком и он стал массовой, а самое главное допустимой формой межличностных взаимоотношений.

Таким образом, один и тот же поступок может считаться в одном обще­стве положительным, а в другом — рассматриваться как социальная пато­логия. Много примеров тому можно привести из семейного права и семей­ных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются религиозными нормами. Таков, например, конфликт меж­ду требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и тради­цией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время канни­бализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономиче­скими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устрой­ством (разрешение брака между родственниками), но в современном обще-

289

стве это поведение считается девиантным, а в некоторых случаях и крими­нальным.

В мире нет народов, полностью свободных от криминала. Однако в раз­ных странах существуют разные представления о том, что является преступ­ным деянием, а что нет.

Кого-то, возможно, удивит тот факт, что, по данным ООН, Швеция за­нимает одно из первых мест в мире по количеству преступлений на тысячу жителей. Но в этой стране наличие алкоголя в крови у водителя уже счита­ется преступлением, и оно обязательно подлежит регистрации. Напротив, в закавказских республиках официальные данные свидетельствуют о низком

уровне преступности, поскольку там издавна практикуется компромисс между преступником и потерпевшим, преступником и правоохранитель­ными органами, что, к сожалению, переносится и на российскую почву.

Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но и двух или нескольких боль­ших социальных групп внутри одного общества. Примеры таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Например, непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующе­го. Этикет российского дворянства требовал обращения по имени и отчеству, а уменьшительно-пренебрежительное имя («Колька» или «Петька») — нор­ма обращения в низших слоях — считалось у первого девиацией. И сегодня мы обращаемся к любому человеку, кому стремимся выказать максимальное уважение, по имени и отчеству, а в быту, в дружеской компании обращаем­ся по имени. Уменьшительно-пренебрежительное имя для большинства россиян считается оскорбительным обращением (если оно не произнесено в шутливом контексте).

Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуж­дается, в других странах она считается девиантной (узаконенной, но обще­ственным мнением неодобряемой), в третьих — незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения. Отсюда следует, что кри­терии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматри­ваться в отрыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры. В США после Второй мировой войны курение получило широкое распространение и социальное одобрение. Курить в квар­тире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение — причина многих серьезных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения, и сегодня в США курильщики превратились в объект все­общего осуждения. В СССР в 1960-е гг. «стиляги», носившие длинные во­лосы, узкие брюки, т.е. подражавшие «буржуазному образу жизни», счита-

290

лись девиантами, их появление свидетельствовало о нравственном растле­нии. В конце 1990-х гг. наше общество изменилось, и длинные волосы у мужчин превратились из отклонения в норму.

Сделаем вывод:девиация относительна: а) исторической эпохи, б) куль­туры общества. Относительность в социологии получила название реляти­визма.

Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальны­ми конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опро­шенных признались, что они совершили один и более незаконных поступков, например скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных проступках — опоздании на работу, переходе улицы на красный свет светофора или курении в неположен­ных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку статистика правоохранительных органов регистрирует незначительную часть происшествий.

Девиантным может оказаться самое невинное на первый взгляд поведе­ние, связанное с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая заработная плата жены окружающим может показаться не­нормальным явлением, так как муж испокон веку — главный добытчик. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.

Рис. 61. То. что принято в качестве культурной нормы в одном обществе, не обязательно должно быть таковым в другом

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: че­рез какое-то время отклонения возрождаются, причем в еще более яркой форме. В конце 1980-х гг. советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим явлением государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов в конце 1980-х гг. обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Таким образом, девиантность трудно распознать и анализировать: одни девианты искусно скрываются, а других людей ложно обвиняют в наруше­ниях. Нормы трудно точно определить, в результате чего девиантность при­нимает огромное множество промежуточных форм.

291

В сложных обществах нормативное согласие достигается труднее, так как очень много конкурирующих ценностей. К примеру, люди, желающие сохра­нить природные богатства страны, будут противодействовать предпринима­телям, стремящимся развивать промышленность, и обе группы апеллируют к широко принятым системам ценностей. Легализация абортов поддержива­ется теми, кто ценит права женщины, но им противостоят те, кто представ­ляет интересы неродившихся детей. Чьи интересы важнее обществу?

В XVII в. в Англии нормы учреждали наиболее уважаемые члены пури­танских общин. Людей привлекали к суду и публично наказывали даже за мелкие, на наш взгляд, проступки — жизнь в одиночестве, неприличное по­ведение. Не проводилось различий меж­ду теми, кто нарушал народные обычаи, и теми, кто преступал законы. Любое по­ведение рассматривалось с точки зрения канонов Библии.

С точки зрения социологии, в основе отклоняющегося и нормативного пове­дения лежат одни и те же процессы соци­ального контроля, групповые ожидания и санкции. Поведение и идеи не бывают плохими или хорошими сами по себе. То, что мы называем плохим и хорошим по­ведением, является результатом борьбы среди тех, кто имеет право устанавливать и определять культурные продукты13.

С этой точки зрения интересна «исто­рия» марихуаны. Использование мариху­аны, как и любого другого наркотика, ва­рьируется по времени и месту. Так, в Индии, где религия регламентирует употребление алкоголя, известна одна из форм марихуаны — bhang, которая пред­писана обычаем и религией. Марихуану смешивали с фруктами, й/шя#употребля-ли при бракосочетании. Напротив, в США марихуана считается незаконной, а алко­голь свободно употребляется на свадьбах. Но только недавно марихуану объявили социальной проблемой, в начале XX в. ее свободно прописывали врачи: использовали в фармацевтике как средство от головных болей, эпилеп­сии, зубных болей.

Каким образом марихуана была отнесена к наркотикам? В 1930 г. в США было создано Федеральное бюро по наркотикам (FBN) с целью поддержки законов о наркотиках. Чиновники FBN начали контролировать те сферы, в которых могли появиться наркотики, в том числе и марихуана. В сотрудни­честве с отделом государственного консульства FBN превратилось в «мо­рального руководителя», дающего жизнь новым антинаркотиковым законам посредством ограничений, инструкций, постановлений, так как бюджет

13 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. 4th ed. N.Y., 1991. P. 122.

292

FBN зависел от объема регулируемого наркотического поведения: чем шире сеть, тем больше выделялось денег и больше концентрировалась власть. В 1930-е гг. FBN провело массовую кампанию в прессе, убеждая американ­цев в том, что марихуана крайне опасна для человека, она разрушает волю, здоровье, подталкивает на совершение преступлений. Никакого сопротив­ления кампании не было, юридическая квалификация чиновников стала частью социальной реальности для сотен миллионов людей14.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность» (Juvenile Delinquency), появившийся в 1980—1990-е гг. в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и означает наруше­ния закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет15. Трудно сказать, какой из двух терминов более правильный, посколь­ку делинквентность означает специфически подростковую форму отклоня­ющегося поведения, а термин «криминальное поведение», или «преступ­ность», — поведение взрослых людей. Различие между ними кроется также в степени профессионализма или зако­ренелости. Взрослая преступность, тем более рецидивная (повторная), пред­полагает определенный уровень про­фессионализма, а юношеская делинк­вентность — это любительское заня­тие, проступок, совершаемый впервые. Юридический термин «подростко­вая делинквентность» был введен для обозначения деяний юных право­нарушителей с целью не клеймить их как преступников, выделить несовер­шеннолетних из массы преступников и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем со взрослыми преступника­ми. В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовер­шеннолетних, и судьи стараются выно­сить более мягкий приговор. В бывшем СССР и нынешней России подростко­вой делинквентностью (администра­тивными правонарушениями тинейд­жеров) занимаются подразделения по делам несовершеннолетних, посколь­ку делинквентное поведение — не на-

^ Hess B.B., Markson E. W., Stein P.J. Op. cil. P. 123. Lundman R.J. Prevention and Control of Juvenile Delinquency. 2nd ed. N.Y., 1993.

293

казуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мел­кое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений и т.п.

В России продолжается рост числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, использующих в корыстных интересах своих детей, проявля­ющих жестокое к ним отношение. Увеличивается число разводов, из-за чего ежегодно полмиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Обостряется проблема социального сиротства — интенсивный рост числа детей-сирот при живых родителях. В 1994 г. их было выявлено 81 тыс., в 1991 г. - 59 тыс., в 1993 г. - 67 тыс. С 1990 по 1994 г. число детей и подростков, стоящих на учете в милиции, нигде не учащихся и не работа­ющих, возросло в 2,8 раза. У 46% несовершеннолетних, попавших в 1994 г. в приемники-распределители, есть оба родителя, у 38% — хотя бы один, и только у 16% нет родителей.

Рис. 63. Распределение несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции,

по роду занятости в 1990-1994 гг., %:

1 учащиеся ПТУ: 2 неработающие и неучащиеся; 3 — работающие;

4 — ученики общеобразовательных школ

Как видим из рис. 63, за 4 года (1990— 1994) число детей и подростков, сто­ящих на учете в комнате милиции, которые нигде не учатся и не работают, возросло почти в 3 раза.

В США за период между 1970 и 1992 гг. возросло количество серьезных преступлений16, совершенных подростками младше 18 лет, но общее число арестованных сократилось. Юноши совершили правонарушений в 4 раза больше, чем девушки. У юношей антиобщественное поведение чаще выража­ется в виде нарушений закона, а у девушек в форме прогулов, бегства из дома, появления различных общественных и личных проблем. Однако преступность

16 Серьезными преступлениями в США считаются воровство, грабеж, угон автомобилей, разбой, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства и поджоги.

294

среди женщин растет, и, согласно ежегодным отчетам департаментов поли­ции США, они все чаше принимают участие в вооруженных ограблениях, входят в банды преступников и занимаются контрабандой наркотиков17.

Делишвентное поведение — не наказуемые с точки зрения уголовного зако­на правонарушения, в частности мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя (хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, опоздание на работу, пе­реход улицы или курение в неположенном месте и др. В перечень делинквент-ных поступков подростков, по данным зарубежных и отечественных социо­логов, обычно входят следующие: от­сутствие ночью дома, употребление алкоголя, приставание к взрослым, дра­ка, незаконное хранение оружия, нане­сение телесных повреждений кому-либо холодным оружием, воровство, прогулы занятий, курение марихуаны, вымога­тельство карманных денег у других под­ростков, нарушение порядка в обще­ственных местах, порча общественного имущества, рисование краской на стенах и др. Для взрослых и подростков к де-линквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений1".

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется за­коном, — делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголов­ное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в подразделении по предупреж­дению правонарушений МВД, — делинквенты, но не преступники. Таковы­ми они становятся, попав за решетку.

Разграничение между криминальным и делинквентным поведением мож­но проводить также по возрастным критериям. Криминальное поведение — дело исключительно взрослых, делинквентное — подростков и юношей. Причина простая — к уголовной ответственности можно привлекать за ряд преступлений с 14 лет, а за большинство — с 16— 18 лет. А тинейджерский воз­раст — это период с 13 до 19 лет. Таким образом, делинквентное поведение целиком выпадает на подростково-молодежный возраст. Поэтому в зарубеж­ной социологии делинквентные проблемы целиком попадают в ведение juvenile delinquency.

Райсф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 561-562. К правонарушениям, связанным с привлечением к административной ответственности, относятся: распространение ложных сведений о кандидате, воспрепятствование осуществлению избиратель­ного права, незаконные действия с наркотиками, торговля с рук в неустановленных местах, распи­тие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах, самовольная добыча янтаря, азартные игры, нарушение порядка проведения массовых мероприятий, незаконное изго­товление и распространение массовой информации, завышение цен в частных предприятиях тор­говли, нарушение равноправия граждан и единства территории, нарушение законодательства об охране памятников, нарушение Закона РФ «О приватизации предприятий» и др.

295

В разных штатах США в практической плоскости суть делинквентного поведения молодежи определяется по-разному. В штате Иллинойс закон оп­ределяет как делинквентного ребенка (по-русски его можно было бы назвать «трудным подростком») всякого, кто является неисправимым, кто растет в не­подобающей семейной обстановке, кто шатается по ночным улицам с подо­зрительными намерениями и без всякого серьезного дела или кто обвиняет­ся в намерении совершить похотливый или неприличный поступок. В штате Нью-Мехико за основу берут слово «обычно»: ребенка, который обычно не слушается, капризен, неуправляем, прогуливает уроки, считают делинквен­том. Федеральное Детское бюро относит к делинквентному опасное для са­мого человека или для окружающих по­ведение, которое можно считать анти­социальным, угрожающим правам и благосостоянию других людей".

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в совре­менном западном обществе формирует­ся под влиянием следующих факторов: ♦ вклад социальной позиции — в США делинквентность выше в низшем клас­се, среди мальчиков-подростков, жи­вущих в неблагоустроенных домах в центре крупных городов. Именно в трущобах царят аномия и беззаконие;

влияние образцов социализации — не все мальчики в трущобах делинк­венты, потому что здесь живут разные семьи. Наивысшая делинквент­ность обнаружена среди подростков из семей, имеющих самый низкий статус, не знающих твердой и последовательной дисциплинарной си­стемы и часто участвовавших в дворовых тусовках;

наличие ситуационных факторов — подростков арестовывали за угон ав­томобиля, ограбление, применение оружия: им нравилось рисковать и под руку подворачивались автомобили, прохожие, оружие;

перерастание делинквентного действия в делинквентную роль — многие участвуют в делинквентных действиях время от времени без намере­ния стать постоянными нарушителями. Но когда сообщество подрост­ков начинает идентифицировать таких людей как делинквентов и вести себя с ними подобающе, наступает время, когда сами они начинают думать о себе в терминах именно этой роли;

формирование делинквентных коллективов и субкультур — большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно форми­руются банды и субкультура20.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и не­серьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательно совершенные они или нет, попадающие под категорию проти­воправного действия, относятся к делинквентному поведению.

19 Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y.,1972. P. 494.

20 Lowry R.P., Rankin R.P. Op. cit. P. 499-500.

2ЭБ

Алкоголизм— типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально вы­полнять социальные роли.

Наркоман— преступник, поскольку употребление наркотиков квали­фицируется российским законом как преступное деяние.

Самоубийство,т.е. свободное и намеренное прекращение своей жиз­ни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

Сделаем выводы:девиантность и делинквентность — две формы откло­нения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозна­чительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинк-

венции группой населения является молодежь. Но не любая, а та, что про­ходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побы­вавшие в местах заключения преступ­ники. На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения, ибо дети часто копиру­ют поведение своих родителей.

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального пове­дения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонару­шителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Иными словами, районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, — груп­пами риска. К ним относится, в частности, молодежь.

Делинквентное поведение особенно часто наблюдается у подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьез­ные правонарушения.

Один из распространенных примеров делинквенции — вандализм футболь­ных фанатов. Вандализм— бессмысленное уничтожение материальных и духов­ных памятников. Термин произошел от наименования германского племени вандалов, которые в V в. напали на Римскую империю и разгромили ее. Сегод­ня к вандалам относят тех, кто бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстрели­вает вагоны. К примеру, 5 ноября 1995 г. акт вандализма был совершен на Пьгх-тинском кладбище в Ленинском районе Подмосковья. Неизвестные преступ­ники осквернили 33 могилы. На захоронениях были разбиты надгробия и побелены памятники. Милиция предположила, что осквернение кладбища — дело рук подростков. На одном из разрушенных захоронений была найдена ко­робка от игры «Денди», что и заставило сделать такой вывод.

Определить криминальное действие довольно просто: уголовные законы написаны, на их страже стоит система правосудия. Напротив, девиантное или делинквентное поведение зависит от точки зрения. Гомосексуализм и лесбианство одни считают девиантным поведением, а другие — нормаль­ным. Вандализм молодых футбольных фанатов, потрясавших стадионы За­падной Европы в 1980—2000-е гг., свидетельствует о том, что насилие пре­вратило девиантное поведение в криминальное.

297

Сегодня социологи установили, что делинквентное поведение среди под­ростков встречается чаще, чем в других возрастных группах. Самые главные из них — социальная незрелость и физиологические особенности формиру­ющегося организма. Они проявляются в стремлении испытать острые ощу­щения, влюбопытстве, в недостаточной способности прогнозировать послед­ствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. Но в свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между

биологической и социальной незре­лостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества — с другой служит реальным источником девиации. Специалисты отмечают, что те, кто становится правонарушителями, отли­чаются самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к влас­тям, обидчивостью, враждебностью и недостаточным самоконтролем. Для некоторых из них характерны низкая самооценка и негативное представле­ние о себе. Другие поддерживают вы­сокий уровень самооценки, отрицая свои проблемы или не желая призна­вать несоответствие между своим поведением и представлением о самих себе. Они отказываются брать на себя ответственность за свои действия и во всех своих бедах обвиняют других людей и внешние обстоятельства. В неко­торых случаях правонарушения являются симптомом глубоких неврозов, продуктом различных страхов, тревог или враждебности21.

Социологи установили следующую тенденцию: человек тем больше ус­ваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем он моложе. Юноши и девушки могут испытывать сильное влияние уличных компаний или окружающей обстановки. Подростки, которые с дет­ства сталкиваются с отклоняющимися от нормы моральными ценностями, нередко сами становятся правонарушителями. Американские социологи, исследуя ценности, которые разделяют подростки, выросшие в среде пра­вонарушителей, выделили шесть наиболее ценимых в этой среде качеств:

♦ умение не сболтнуть лишнего в полицейском участке;

♦ умение быть жестким и настойчивым;

♦ умение «дать сдачи»;

♦ умение быстро заработать деньги;

♦ умение всех перехитрить;

♦ умение устанавливать связи с преступным миром22.

Чем больше очков подростки набирали в перечисленных шести пунктах, тем с большей вероятностью они втягивались в преступную деятельность. И чем раньше подросток попадал в неблагоприятную среду, тем быстрее и

21 Раис Ф. Указ соч. С. 565.

22 Там же. С. 410-412.

298

прочнее он усваивал негативные нормы поведения. Их усвоение начинает­ся в раннем возрасте, усиливается к 12—13 годам.

Иногда стремление добиться успеха, выделиться превращается для под­ростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквент-ному. До недавних пор психологи и социологи уделяли мало внимания та­кой проблеме, как стремление добиться одобрения группы путем девиант­ного поведения, т.е. поведения, отличающегося от «нормального», присущего большинству молодых людей (преимущественно из средних сло­ев населения), но допущенного внутри определенной группы, которая и сама резко выделяется на общем фоне. Агрессивное поведение, в целом недопу­стимое для общества, может быть не­пременным условием членства в какой-нибудь молодежной группировке или способно поднять авторитет подростка в какой-нибудь группе малолетних право­нарушителей, хотя может стать причиной дурной репутации в обычной средней школе (драчливость, антиобщественные поступки, сексуальная распущенность, преступные склонности). Наблюдение за мальчиками 12—16-летнего возраста, от­личавшимися повышенной агрессивно­стью и драчливостью по отношению к тем, кто был младше или слабей, показа­ло, что драчуны в целом пользуются по­пулярностью среди подростков: те, кто становился их жертвами, были намного менее популярны.

Социологи указывают, что распро­странению девиантного поведения спо­собствует нарушение регулирующей роли социальных институтов. В России это произошло потому, что социальные ин­ституты утратили свое предназначение — освобождать граждан от проявления не­упорядоченной активности, перенапря­жения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации неста­бильности и неопределенности. Л .С. Рубан считает, что нарушение социаль­ного контроля ведет к криминализации конфликтов. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер от­ветственности за содеянное способствуют распространению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие граждан.

Социологические исследования показали, что в процессе реформ у рос­сийской молодежи произошли изменения ценностей. Значительно ослаб­ло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положи-

299

тельное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание лич­ности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

Не последнюю роль в этом играют и СМИ. В частности, социологи от­мечают негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи; подчеркивают, что частот­ность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!