Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе



Мусульманская форма правосудия и мусульманское право являются частью шариата и соответственно основываются на всех предписаниях ислама.

Первоисточники мусульманского правосудия:

Нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его Пророку Мухаммаду(мир Ему) и обращений самого Пророка(мир Ему).

Относится сунна – основанная на действиях и изречениях Мухаммад (мир Ему) (хадисах).

Иджма – единое соглашение мусульманского общества (лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности).

Кияс – представляет собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.

Решение суда о признании лица виновным– обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эхком» – узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства.

В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь.

Разрабатывая теорию уголовных правонарушений, мусульманские юристы исходили из двух религиозных постулатов ислама.

Во-первых, они считали, что все поступки и даже мысли людей предопределяются волей Аллаха. Однако установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения.

Во-вторых, принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Следовательно, любое неправомерное в юридическом смысле поведение есть не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время – религиозный грех, влекущий наказание Аллаха.

Правосудие в мусульманском праве не исключает презумпцию невиновности и состязательность сторон. В соответствии с канонами ислама главные качества в судье – богобоязненность и объективность.

Шариат представляет собой важную часть специфической исламской цивилизации, которая продолжает существовать и по сей день.

Древнекитайское право – основа дальневосточного права

Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи. Из них только три – даосизм, конфуцианство и легизм оказали решающее влияние на китайское правопонимание, составившее затем основу дальневосточного права.

По учению даосизма, во Вселенной господствует принцип дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно родилось прежде небес и земли. Оно спокойно и пусто, независимо и неизменно. Оно – матерь света, но я не ведаю имени его. Поэтому я называю его дао и за неимением лучшего слова обозначаю как «великий». Если человек следует этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке. Даосизм проповедует недеяние.

Таким образом, согласно дальневосточной традиции, общественные отношения являются частью естественного порядка. Это мнение, которое можно найти в учении конфуцианства, помогает понять, почему на Дальнем Востоке так мало значения придают праву и разрешению споров в судах.Конфуцианство составляло основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Оно утверждает, что человек и Бог, небеса и земля, все живое и инертное являются органическими частями гармонично упорядоченной и единой Вселенной. Поэтому важнейшая цель человека – стремление к тому, чтобы его мысли, чувства и действия находились в идеальной гармонии с космосом; в частности, люди должны вести себя так, чтобы не нарушать естественное равновесие существующих между ними отношений. Правила «правильного» поведения назывались «ли», и их суть зависела от социального положения человека, к которому они применялись, от его положения в семье, в клане, среди соседей, в официальной иерархии и в государстве.

В отличие от конфуцианцев легисты придерживались противоположного взгляда на все важные социальные вопросы. Если Конфуций и его школа верили в добродетели человека, в возможность его убеждения воспитанием и примером правителей, то легисты были убеждены в том, что человек в своей сущности эгоистичен, стремится только к достижению своих корыстных целей и поэтому должен строго наказываться в соответствии с законодательством. Если Конфуций учил, что различия общественного положения в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому неукоснительно соблюдаться, то ле-гисты считали, что все люди равны перед законом и правильное социальное поведение, которого нельзя добиться философским учением, должно прививаться суровым наказанием в виде принудительных мер со стороны государства.

Правовая система КНР


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!