Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.



Особенности современного американского права

Основываясь на детальной разработанности особенностей американского права, мы укажем лишь на следующие его характерные черты.

Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые темы федерации и штатов. Своеобразны способы унификации прав в масштабе федерации. Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны.

Во-вторых, главенствующее положение федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкование ее положений Верховным судом. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных, так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия.

В-третьих, реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов. При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган, особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дела, которые могут возникнуть в будущем.

В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с интенсивным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация в отличие от романо-германского права происходит скорее в виде консолидации актов и норм. Сборники законов служат разновидностями систематизированных собраний действующих актов и Свода законов.

В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США.

В-шестых, американский прецедент более подвижен, чем английский. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. Нет формальных запретов на внесение изменений в ранее принятые решения или на отказ от прецедента. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценивать факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.

Понятие и основные особенности мусульманского права.

Само понятие «мусульманское право» многозначно. В широком смысле под ним следует понимать комплекс тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов, включающих в себя нормы права и религиозно-нравственные правила поведения. Этот целостный механизм социального регулирования называется «шариат» – путь следования. В узком смысле мусульманское право – это система юридических норм, тесно связанных с религией, но выступающих в качестве правовых регуляторов, обеспечиваемых государственной властью. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. К первой из них относятся:

1. Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность;

Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

Ко второй группе норм относятся:

3. Иджма – норм, сформулированных мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов);

Кийас – суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила.

Особенность мусульманского права заключалась в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями, которые, прежде всего, и определяли его действенность. Мусульманское право - это единство положений правового, религиозного и морального характера. В нем религия органически входит в ткань правовой материи. Мусульманское право было преимущественно частным правом.

Замедленные темпы экономического и социального развития, переплетение права с религией объясняют стабильность норм мусульманского права. Этим же обусловлено и сохранение в мусульманском праве пережитков первобытнообщинного строя. Однако стабильность права не была абсолютной - когда того требовало общественное развитие, изменения и дополнения вносились под предлогом уточнения или разъяснения уже существующих норм. Привилегии господствующего класса не получили полного закрепления в праве. Свободные крестьяне, исповедовавшие мусульманскую религию, все же не обладали равенством прав с представителями господствующего класса, они подвергались усиленному налоговому обложению.

В Арабском халифате не было правового равенства между мусульманами и немусульманами. Характерная черта мусульманского права - открытое закрепление преимуществ мусульман над «неверными». Даже раб-мусульманин в правовом отношении имел ряд преимуществ по сравнению со свободным немусульманином. Немусульмане платили особые налоги: джизью - подушную подать и харадж - земельный налог. Вопреки мусульманским догматам не пользовались всей полнотой прав даже принявшие мусульманство побежденные народы.

Правовая система Японии

Правовая концепция в Японии формировалась под влиянием китайской. Во главе всего стоял «рицу», то есть дословно «уголовный закон». Данная система получает название «ри-цуре», а её жестокость смогла привести к полному негативному отношению к право, в целом.

В средние века право Японии сохраняет собственную оригинальность с японским национальным характером. Большое влияние на этот факт оказывала изоляция, которая поддерживалась японскими правителями на протяжении трёхсот лет. Романо-германская правовая модель была взята этим государством лишь в конце 19 столетия. В ходе проведения реформ были упразднены самурайские привилегии, за крестьянами закреплялось право на землю, провозглашалось юридическое правило 4 сословий (торговцев, ремесленников, крестьян и самураев). Примерно с 80-х годов 19 века до начала 20 японские правители вводят в действие целый ряд законодательных актов, которые были составлены по модели германских и французских кодексов.

Подражание достижениям западных стран в сфере торговли, образования и промышленности, сопровождались фактической консервацией целого ряда средневековых институтов. Уже к окончанию первой четверти двадцатого века германское влияние являлось основным и оставалось таковым вплоть до капитуляции Японии после Второй мировой войны.

По модели прусской Конституции от 1850 года в Японии была составлена первая Конституция (1889 год), которая наделила императора довольно широкими полномочиями. Ему позволялось назначать судей, министров, а также членов палаты пэров. Синтоизм, который был провозглашён в качестве государственной религии страны преподносил императора как божество в человеческом облике. Германская модель ложиться в фундамент ГК в 1898 г, ГПК в 1890 г, а в УК в 1907 г, но в ТК и в ГК имеются понятия институты, которые были заимствованы из английского и французского права.

Под влиянием англосаксонского права были составлены закон о присяжных (1923 год) и ранее закон о доверительной собственности. В 1926 году японский ГПК издаётся в обновлённой редакции, которая была подготовлена по макету австрийского законодательства и которая предусматривала усиление роли суда по ходу рассмотрения дела.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!