Векторы развития современной отечественной социологии политики.   



Постмодернистский этап (80е-сейчас)

  • Стремление к синтезу теорий иметодологических подходов, качественных и количественных методов исследования
  • Признание взаимного влияния человеческого действия, социальных структур и культур на политический процесс
  • Признание"многообразия современности"
  • Просмотр классических концепций демократии, гражданского общества, политического развития и системных изменений.
  • Фуко Мишель - концепции реализации власти, дискурсов;
  • Ролз Джон - концепция справедливости;
  • Луман Никлас - концепции аутопоетичнои системы, власти;
  • Гидденс Энтони - концепции структурации,"третьего пути"в современной политике;
  • Бурдье Пьер - концепции политического поля, легитимации дискурсов, символической борьбы;
  • Хигли Джон - концепция демократического элитизма;
  • Хабермас Юрген - концепции де-либеративноидемократии,"активной общественности";
  • ВаллерстайнИммануэль – концепция "мировых систем и мир-системной динамики";
  • ТернборыЖоран - концепция социальных измерений глобализации

С конца 1980-х — начала 1990-х гг. в развитии полити­ческой социологии стал формироваться новый, проблемный подход, когда внимание исследователей сосредоточивалось уже не только на концепциях и теоретических схемах, но и на тех непростых и остросюжетных явлениях, которые требовали ответа, оценки и практических рекомендаций. Сформировав исходную концепцию политической социологии, социологи сосредоточили внимание на решении тех вопросов, от которых прежде всего зависела судьба страны.

В конце 1980-х гг.: социологическая информа­ция все больше свидетельствовала о том, что «перестройка провалилась».

Социологи все больше сосредоточивались на тех постав­ленных жизнью проблемах, которые отзывались острой социальной болью. Это межнациональные конфликты, этническая напряженность, затронувшие практически все без исключения народы нашей страны.

Изучая межнациональные противоречия, социологи пришли к выводу, что их развитие и обострение невозможно приостановить существующими средствами.

К этой проблеме примыкает такой важный аспект поли­тической жизни, как государственно-конфессиональные отношения. Исследования в рамках социологии религии достаточно быстро выявили не только факт определенного ренессанса религиозных идеологий, но и факт использова­ния церкви в политических целях, а также желание церкви использовать политическую предрасположенность к ней для решения волновавших ее проблем - возращения соб­ственности, получения льгот и др. Именно в эти годы цер­ковь предъявила свои претензии на участие в делах обра­зования, армии, а затем — на осуществление обязательных для всех идеологических функций.

В условиях политической неустойчивости людей все больше стал заботить выход из создавшейся ситуации - экономического и социального хаоса, парадоксальной и несо­стоявшейся многопартийности.

У многих людей социология стала отождествляться с опросами общественного мнения. Наблюдая реальности противоречивой политической жизни, люди стали сомневаться в добросовестности и научной состоя­тельности исследователей общественного мнения: слиш­ком часто многие из них поддавались магии собственных (или заказанных) вкусов и предпочтений, вследствие чего результаты опросов становились орудием манипулирова­ния общественным сознанием и поведением людей.

И нако­нец, мощный удар по престижу социологии наносили любительские социологические коммерческие структуры, которых, как правило, интересовала не истина, а желание угодить заказчику, побольше заработать денег, спекулиро­вать на интересе к данным опросов общественного мнения.

Из других направлений развития политической социо­логии следует выделить интерес к проблемам функциони­рования органов местного самоуправления, который про­явился в середине 1990-х гг. (работы Е.Ю. Алексеева, Н.М. Великой, А.Н. Ершова, А.В. Понеделкова, Г.А. Цвет­ковой). В отличие от опросов общественного мнения в этих исследованиях выяснялась действенность местных органов власти, формы их взаимодействия с населением, эффективность разных (в том числе экспериментальных) видов их организации.

Но практически всеми исследователями было отмечено, что существующая реаль­ность отражает проблемы функционирования местной вла­сти как низовой ячейки государственной власти и, по сути, не является формой сорганизовавшегося местного сообще­ства, пытающегося осуществить функции саморегуляции.

Уже в конце 1990-х гг. появились принципиально новые проблемы, которые стали объектом пристального внима­ния социологии: реальности свободы в трансформиру­емой России(М.А. Шабанова) и новой роли идеологии (Ю.Г. Волков).

И наконец, важным достижением политической социоло­гии стало появление учебников и учебных пособий, в которых наряду с научными целями решались сложные теоретико-методологические проблемы политической социологии (В.А. Амелин, В.Д. Виноградов, Н.А. Головин, коллектив­ный труд ученых Ростовского университета и др.).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что полити­ческая социология 1990-х гг. подняла и попыталась решить столько новых тем и проблем, сколько не стояло ни перед одной отраслью социологической науки.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!