Философия эпохи Возрождения. (Н. Кузанский, Л. Валла, Э. Роттердамский, Бруно, Макиавелли). Философские идеи Реформации (Лютер, Мюнцер, Кальвин)



Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутритечения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современныхестественных наук.

Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог, философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека, уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Джорда́но Бру́но — итальянский монах-доминиканец,философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи принадлежали античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение.

Лоренцо Валла - итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека. В 1440 году Валла, пользуясь покровительством короля Альфонса — врага папы — пишет знаменитое «Рассуждение о подложности Константинова дара». Кроме того, Валла обосновал, что приписываемая Цицерону так называемая «Риторика к Гереннию» на самом деле ему не принадлежит (этот вывод также принимается современной филологией); опроверг он и принадлежность так называемых «Ареопагитик» Дионисию Ареопагиту из «Деяний апостолов».

Дезидерий Эразм Роттердамский — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.

Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост государственного секретаря (Секретарь «Совета десяти» с 1498 по 1512 годы), отвечавший за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Философия реформации:

Предпосылки возникновения:

-кризис феодализма;
-зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
-становление европейских государств;
- незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической церкви;
-кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
-распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.

Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;
Ø необходимо упрощение обрядов;
Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;
Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
Ø необходимо запретить индульгенции

Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 – 1525), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом, соглашаясь с учителем, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых заключался в том, что необходимо реформировать не только церковь, но общество в целом. Цель же изменения общества состоит в том, чтобы достичь всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле. Главной причиной всех зол Мюнцер видел неравенство, классовое разделение, в основе которого лежит частная собственность и частный интерес. Частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».

Значение философии Реформации:

§ послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы; § результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;
§ торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
§сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!