Зарождение схоластики в Западной Европе (Эриугена, Ансельм, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр)



Схоластика. С IX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Схоластика (школа) была направлена на христианское учение.
Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера.

Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины.

Задача науки – объяснение закономерностей мира (философия). Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере. Поэтому философия должна служить вере – теологии – тем, что религиозные истины представлены в категориях разума, и если их опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.

Иоанн Скот Эриуге́на - часто сокращённо Эриуге́на или Эриге́на — ирландский философ, богослов, поэт и переводчик. Жил и работал при дворе франкского короля Карла Лысого.

Творчество
Эриугена был крупнейшим мыслителем Каролингского возрождения. Главный его труд, написанный в форме диалога трактат «О разделении природы» в пяти книгах, представляет собой синтез латинской и греко-византийской философских традиций. В изложении большую роль играют поэтические и риторические образы, а также аллегории.

В первой половине 860-х годов Эриугена перевёл на латынь все сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита (в том числе откомментировал его трактат «О небесной иерархии»), труды Максима Исповедника «Ambigua ad Iohannem» (К Иоанну — о трудных местах <у Григория Богослова>) и «Вопросоответы к Фалассию», а также трактат «Об устроении человека» Григория Нисского. Эриугена также автор ценных комментариев к сочинению «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, «Грамматики» Присциана и других античных трудов.

В 870—871 гг. написал гомилию на пролог Евангелия от Иоанна, в которой богословское толкование сочетается со стилистикой художественной прозы. Чрезвычайно популярная вплоть до XVIII века, эта гомилия во многих рукописях приписывалась Оригену.

Ансе́льм Кентербери́йский — католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093).

Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078).

Ансельм считал веру основой рационального знания.

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).

Иоа́нн Росцели́н — французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма.

Родился в Компьене, был каноником и преподавателем логики. Сочинения Росцелина не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру, где Росцелин очень осторожно высказал свои теоретические воззрения). О философских взглядах Росцелина можно судить по критическому изложению Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна Солсберийского и др. Росцелин преподавал в Лоше, в Бретани, где у него учился Абеляр.

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.

Пьер (Пётр) Абеля́р или Абела́р — французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.

Абеляр — автор шести обширных стихотворений в жанре плача (planctus), представляющих собой парафразы библейских текстов и многих лирических гимнов.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы Церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Абеляр, как отмечает Философская энциклопедия, утверждал права свободной мысли, ибо нормой истины объявлялось мышление, которое не только делает понятным для разума содержание веры, но в сомнительных случаях приходит к самостоятельному решению[6]. Энгельс высоко оценил эту сторону его деятельности: "У Абеляра главное – не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Не "верить, чтобы понимать", как у Ансельма Кентерберийского, а "п о н и м а т ь, ч т о б ы в е р и т ь"; вечно возобновляющаяся борьба против слепой веры"[6]. Основной труд „Да и нет“ („Sic et non“), показывает противоречивость суждений авторитетов церкви. Положил начало диалектической схоластике.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1924; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!