Философское учение о бытие. Проблема бытия в истории философии.



Проблема бытия в истории философии

Открытие понятия бытия как философской категории принадлежит представителям элейской школы древнегреческой философии. Само понятие «бытие» ввел в философию Парменид, рассматривавший бытие как Абсолют – вечное, неизменное, всегда тождественное самому себе существование. Для Гераклита бытие состоит в непрерывном становлении. Он впервые вводит в философию понятие Логоса в качестве мирового закона с необходимостью определяющего порядок вещей и процессов. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы – неделимые частицы, движение и соединение которых порождает все многообразие мира. Платон в качестве истинного бытия выделял мир «идей» вечных и неизменных, порождающих и определяющих вещи. Аристотель, отрицая платоновское раздвоение мира, утверждает в свеем учении о материи и формах его единство, но при этом все же активную творческую роль в нем отводит «форме форм», т.е., по сути, – Богу. Таким образом, в греческой философии были заложены все смысловые акценты понимания бытия, развитые в дальнейшем в других философских системах.

В Средние века традиция понимания подлинного бытия как Абсолюта продолжилась. Единственным полным и истинным бытием признается Бог. Все остальное же рассматривается как его творения, лишь частично (в большей – у человека, или в меньшей – в неорганической природе) содержащие в себе бытие. В возрожденческом пантеизме начинается постепенное преодоление теологической трактовки бытия, доходящее у Бруно до признания материи единой основой Бога (творца) и природы (его творения).

В Новое время происходит разрыв с пониманием Бытия как абсолюта. Материализм XVII-XIX вв., опираясь на достижения наук, фактически отождествлял бытие с материей во всех ее многообразных проявлениях. В то же время субъективный идеализм отождествляет бытие (существование) вещей и процессов с восприятием их человеком. Для Гегеля подлинным бытием стала «абсолютная идея», как основа всего существующего. В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естественных наук. В русской религиозной философии подчеркивалась духовная природа бытия.

В философии XX века проблема бытия наиболее активно осмысливалась в экзистенциализме, где бытие мира рассматривалось посредством его корреляции с бытием человека.Изменение трактовки и понимания бытия не только меняло способ объяснения мира, но и отделяло друг от друга целые культурные и исторические эпохи в философии. Все многообразие трактовок бытия, возникших в истории философии, сводится к трем главным концепциям: материалистическая, объективно-идеалистическая, субъективно- идеалистическая.

Философские учения о бытие

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, однако уже в древнеиндийских и древнекитайских источниках возникновение которых относят к началу первого тысячелетия до н.э., встречаются, нередко противоречащие друг другу идеи о первоначале мира. (первоначало – стихии). Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена, «апейрон» - у Анаксимандра, огонь - у Гераклита, атомы у Демокрита и Левкиппа, и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.

Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, он же, в отличие от всех предыдущих философов, обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара».

Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, выделяя "истинное бытие" - мир «чистых идей», и противопоставляя его "чувственному бытию". Платон впервые структурировал бытие, включив в него все сущее.

Платоновская концепция объективно-идеалистической трактовки бытия получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием», определила историю становления и развития человечества, а также жизнь каждого отдельного человека.

В механистической КМ XVII - XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат.сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом.

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется "небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!