Немецкая классическая философия как этап развития мировой философской мысли.



Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:– для Канта человек – нравственное существо;– Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;– Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;– диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;– Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

21. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.

Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 -1804г.г.).Его философское учение делится на два периода:

- докритический(до 1770 года), когда Кант замался вопросами естествознания и выступал как крупный учёный – астроном, физик, географ, антрополог;

- критический( с 1771 года), получивший своё название от основных работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он изложил свою теорию познания, и «Критика практического разума», где рассматривается его этическое учение.

В «Критике чистого разума» Кант совершил переворот в науке, т.к. стал рассматривать не объекты познания, как это делали все философы до него, а само познание как деятельность, протекающую по своим законам.В основе взглядов Канта на познание лежат два понятия: «Вещь в себе» и «Явления». Он считал, что независимо от человека (его ощущений и мышления) существует мир вещей(их Кант называет «вещами в себе»). Познание этого мира начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств человека и вызывают определённые ощущения, которые в мышлении человека «оформляются» в представления об окружающем нас мире вещей.Можно ли при этом утверждать, что познаётся сущность объектов мира? Кант утверждает, что «нет». Человек познаёт лишь мир явлений, т.к. наше сознание сообщает познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться: цвет, форма, запах, протяжённость, свойства и т.п. Эта форма существует не в самих вещах, а в сознании человека. Как только разум попытается проникнуть в мир «вещей в себе», чтобы познать их сущность, он впадает в логические противоречия – антиномии, т.к. о «вещах в себе» всегда будут противоположные суждения и разум заходит в тупик. Но, считает Кант, как только мы откажемся от возможности познать «вещи в себе», эти противоречия разума исчезают. В этом и заключается агностицизм Канта.

Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет «практический разум» - нравственность(об этом он размышляет в свой работе «Критика практического разума»). Кант выдвинул принцип «Категорического императива», т.е. абсолютного нравственного закона,которым должны руководствоваться люди в своём поведении. Он считал, что поведение человека должно основываться на трёх принципах:

· поступай так, чтобы твоё поведение могло стать правилом поведения для всех

в поступках исходи из того, что человек – это наивысшая ценность, а не средство для достижения целей

все поступки должны совершатся на благо обществу

Философия Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на специалистов своей теоретической и практической стороной, его учение о познании получило дальнейшее развитие в философии И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля. Особое значение имеет этическое учение Канта,т.к. оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

 

22Философия Гегеля: метод и система

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающейабс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность --- ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте.в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие.стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. начинается процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа.создательница природы --- мысль. Ступени развития природы --- механизм, химизм, организм.высказал ценные догадки об их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. Вфил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству.количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной истины.каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную.

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явлабс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данноепротивор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди--- воплощение духа своего времени.смысл истории--- прогресс в сознании свободы

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ --- сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гробщ необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство соотносятся как рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а подлинное гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

 

23. Возникновение и особенности марксистской философии

Философия К. Маркса (1818-1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала предшествовавшая немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году. В 1848-1859 годах идет процесс разработки экономической теории. В начале 1844 года К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – « Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.

В «Тезисах о Фейербахе» (1845г.) Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познания. Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Один из аспектов теории Маркса (по его оценке) – материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846г.) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848г.). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в «Капитале» находят решение гносеологические проблемы. Так он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений.

Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, мыслитель развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития – законов диалектики. На основе исследования «анатомии» капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), друг Маркса, написавший вместе с ним работы «Святое семейство», «Нищета философии» и другие, издавший 2 и 3 тома «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

 

24.Развитие марксистской философии Г. В. Плехановым и В. И. Лениным

Г.В. Плеханов принадлежит к той блестящей когорте мыслителей, философов, которые составили славу русской философской мысли. Его многие выдающиеся теоретические труды в области философии явились вкладом в развитие философии Маркса и Энгельса.

В своей работе "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" Плеханов развивает и обосновывает высказывания Маркса и Энгельса в области истории философии, их оценку философских систем прошлого. В этом труде он критически, с марксистских позиций рассматривает взгляды французских материалистов XVIII века, взгляды социалистов-утопистов, дает оценку немецкой классической философии, показывает, как и Маркс, ее положительные моменты и ее слабости, противоречивость и непоследовательность. В заключительной главе Плеханов обосновывает важнейшие положения, высказанные Марксом и Энгельсом и их отношение к философии разных исторических эпох.

Г.В. Плеханов, с позиций и принципов илософии марксизма высказывает глубокие и важные положения о материальности мира, первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости мира, дает критику агностицизма Канта. В его трудах содержаться принципиальные научно-философские высказывания о движении, развитии, причинной обусловленности явлений, предметов, их внутренней противоречивости.

Уделяя большое внимание диалектике Маркса, Г.В. Плеханов пишет о ее коренной противоположности идеалистической философии Гегеля. Он подчеркивает, что возникновение философии марксизма было великим открытием, научным подвигом Маркса и Энгельса. Г.В. Плеханов пишет: "Философия Маркса является логическим и неизбежным выводом из философии Гегеля. Это правда, но не вся правда". Плеханов показал, что Маркс взял из диалектики Гегеля лишь рациональные положения, решительно отвергнув его идеализм и создал материалистическую диалектику, диалектику действия-

Неоценимая заслуга Г.В. Плеханова, как марксиста, состоит в том, что он уделял пристальное внимание передовым общественным идеям, получившим широкое распространение в обществе. При этом он показал, что идеи бывают разные: новые и старые, возвышенные и низменные, верные и ошибочные, революционные и реакционные. Это относится к идеям философским, политическим, правовым, нравственным, эстетическим и религиозным. Он вскрыл причины возникновения и распространения различных идей в обществе.

Г.В. Плеханов неустанно боролся против антинаучных идей, обрекавших людей на заблуждение, пассивность, догматизм в мышлении. Он писал, что прогрессивная, передовая идея "...способна собрать воедино тысячи, миллионы людей и направить их на решение исторических задач и достижение великой "цели".

Величие Г.В. Плеханова и в том, что он внес большой вклад в материалистическое понимание общественной жизни, показал роль способа производства материальных благ, действие социологических законов, обусловливающих смену исторических эпох, прогресс общества. Глубоко и интересно раскрыта роль личности в истории, дана критика теории "Героев и толпы". При этом раскрывается понятие личности, вскрыты ее составные компоненты, показана роль выдающихся личностей в общественной жизни.

Как выдающийся философ-материалист и диалектик, Г.В. Плеханов в своих трудах проявил критическое отношение к религии и показал это на большом историческом, этнографическом и фактическом материале. Он глубоко осветил сущность религии, ее формы и происхождение, вскрыл противоположность науки и религии, рассмотрел отношения церкви и государства и использование религии господствующими политическими силами в своих интересах.

Известна истина, что глубокое и всестороннее развитие философия Маркса и Энгельса получила во многих произведениях В.И. Ленина. Логичен вопрос, что же нового в философском учении Ленина? Отвечая на поставленный вопрос, выделим лишь некоторые важнейшие положения:

В.И. Ленин развил дальше учение Маркса и Энгельса о материи. Он впервые в философской литературе дал классическое философское понятие материи, основываясь на новых открытиях естествознания. Он сделал вывод, что материя может существовать не только в виде вещества, но и поля, что материя весьма сложна в своей структуре и обладает множеством свойств, что материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Это он показал на многих примерах в своем выдающемся труде "Материализм и эмпириокритицизм".

В своих работах "О диалектике", "философские тетради", "Карл Маркс" и в других Ленин развивает учение Макса и Энгельса о диалектике, ее законах и категориях, высказав в них весьма важные положения и идеи, увязывая их с открытиями науки, общественной практики.

Отстаивая и развивая марксистские положения о познании, Ленин высказал новые и глубокие идеи в этой области. Основываясь на научных фактах, Ленин доказал, что в мире нет непознаваемых вещей, а есть вещи пока непознанные, которые будут познаны в процессе развития науки, практики и более глубокого изучения конкретных предметов, явлений, процессов. Он - показал, что познание совершается от явления к сущности, от менее глубокого знания к более глубокому, а сам процесс познания есть сложный диалектический процесс, совершающийся "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Таков диалектический путь познания истины, объективной действительности". Ленин дает определение объективной, относительной и абсолютной истины. Он указывает, что истина - это процесс.

Следуя духу критичности философии марксизма, В.И. Ленин на основе философского обобщения новейших открытий естествознания вскрыл причины кризиса в нем, дал убедительную критику так называемого "физического идеализма" и субъективного идеализма Беркли. Заслуга Ленина и в том, что он вскрыл гносеологические и социальные корни идеализма.

Развивая философию марксизма, Ленин в своих многих трудах раскрыл взаимоотношения и роль объективного и субъективного факторов в общественной жизни - роль общественного бытия и общественного сознания, роль идей в развитии общества, в становлении и утверждении нового строя, нового государственного правления. В работах "О государстве"', "Государство и революция" Ленин дает определение государства и пишет о его признаках, функциях, формах государственного правления и путях развития демократии.

Кратко остановимся еще на одном ленинском положении, развивающем учение марксистской философии о войне и мире. Ленин дал научное определение войны, как осуществление политики определенных классов, социальных сил путем использования насильственных средств. Он высказал важнейшие положения о войнах справедливых и несправедливых, вскрыл факторы, определяющие ход и исход войны, достижение и укрепление мира. При этом выделена роль народных масс и полководцев, роль политического и военного руководства страны.

 

25. Западная иррационалистическая философия второй половины XIX века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)

Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

Артур Шопенгауэр(1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности.выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле.Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли.Другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности.все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость( в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог [2; 6]. Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!