Идейный спор западников и славянофилов



Славянофилы отстаивали самобытность русской мысли и связывали эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы).
Они обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.
Труды славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они сильно идеализировали политическое и культурное прошлое России, ее национальный характер и его особенности. Славянофилы высоко ценили самобытное развитие России, ее культуру и утверждали, что Россия должна и будет развиваться по своему собственному пути, не такому как народы Запада. На их взгляд, Россия должна оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь ей в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем по христианским убеждениям.

Западники стремились вписать Россию в процесс развития Западной (европейской) культуры. Они считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то должна учиться у Запада.
(Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен). Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
В отличие от славянофилов, западники принимали русскую самобытность за отсталость. По их мнению, Россия долгое время была вне истории и только при Петре I они увидели ускорение процесса перехода от отсталой страны к более цивилизованной. Реформы Петра I для западников стали началом вхождения России во всемирную историю.
Как и славянофилов, представителей западников беспокоил разрыв между дворянской интеллигенцией и народом, между прошлым и настоящим. По их мнению, чтобы преодолеть этот раскол, необходима последовательная и в дальнейшем полная европеизация России. Под европеизацией России западники понимали приобщение России к цивилизованному образу жизни, а цивилизованность для них была не преграда, а наоборот необходимое условие выражения в культуре, в жизни национального своеобразия народа. Народ потянется к исторической жизни, ее духовному развитию только после приобщения к европейской цивилизации.

18.  Понятие онтологии. Предмет онтологии. Бытие: определение, виды. Проблема бытия в античности, средневековье и новом времени.

Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Онтология - раздел философии изучающий бытие и сущее. Предметом изучения онтологии является бытие. Основной вопрос онтологии: что существует?

Бытие - Это то, что есть. Это всеобщая, универсальная и единственная способность существовать, которой обладает любая реальность.

Бытие (в м.смысле) – существование. Определение М. Хайдегера.. Понятие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущностей. Бытие – всё, что есть. Это всеобщая универсальная и единая в своём роде способность существовать. Противоположная категория – небытие.

Формы бытия:

Живой и неживой природы. Неживая – естественный и искусственный мир, а так же все состояния природы. Живой два уровня: живые неодушевлённые тела – всё то, что имеет способность к размножению и обмену энергией с окруж.действительностью (флора и фауна; человеческое бытие: индивида, общественное бытие, бытие идеального, духовного.

1) Бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:

а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

2) Бытие человека, которое подразделяется на:

а) бытие человека в мире вещей,

б) бытие специфически человеческое;

в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

3) Бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества,

Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то, чего не существует, и то о чем мы не можем помыслить.

Постановка проблемы бытия изначально связана с необходимостью поиска мировоззренческих оснований, объясняющих существование мира.

В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию. Парменид первым ставит проблему бытия, которое он мыслит за пределом чувственных вещей.

В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу. Происходит персонификация Бога, предстающая как идеальная сущность и полнота совершенства, начало и источник всего сущего.

В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной. Субъективизация в лице духовного мира человека.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!