Фундаментальные проблемы Античной (Древнегреческой) философии.



Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений , идей и творческих личностей , богатству стилей и языка, влиянию на последущее развитие философской культуры человечества. Сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм).

Первый период формирования греческой философии – становление (VI-V в.д.н.э.), досократовская. Первые элементы философского мышления появились в произведениях древнегреческих историков – Гомера , Геродота , Гесиода и Фукидида. Самая первая философская школа – Милетскут. Это была натурфилософия. Милетские мудрецы и философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклид. Собственную школу основал Пифагор(Пифагорейский союз). Он учил, что основой мира является число:”Число владеет вещами”. В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Ранняя древнегреческая философия представлена также творчеством Эмпедокла и Анаксагона. Значительное место заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Второй период – классическая философия (V-IV в.д.н.э.). Расцвет древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека (микрокосмоса) и общества. Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонти др.) Иначе рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ (оказание помощи человеку в его познании самого себя). После Сократа существовала школа киников (Антисфен, Диоген). Они призывали вести предельно простой “собачий” способ существования, отказ от мирских удовольствий. Особое место в гр.ф. занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма. Сторонники Платона, основателя Академии, считали реальное существование некого духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля. Этот мыслитель проявил себя во многих областях познания - в логике и эстетике, в политической теории и естествознании.

Третий период – это закат древнегреческой философии (III в.д.н.э .– IV в.н.э.), совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека, он был сторонником гедонизма, “философии счастья”. Стоицизм, ”философия спасения” выразил ощущение надежности мира и неопределенности, настроения неуверенности и страха. Скептицизм(Пиррони др.) отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире. КI в.д.н.э. упадок древнегреческой философии стал очевиден . В ней появился эклектизм– механическое сочетание разнородных идей и учений. В философии зазвучали мифологические, религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу– распад гигантской рабовладельческой формации. Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли.

Средневековая философия: этапы, представители. Проблема общий понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики).

Схоластика, христианская философия. 5-14в.н.э.
Главный принцип – теоцентризм, т.е в основе мировоззрения данной эпохи вся духовная культура подчинена контролю церкви, а также защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующее мировоззрение – религия, этиология (учение о церкви и Боге). Философия выступает служанкой этиологии.

Этапы:

1) Патристика. В период борьбы христианства с язычеством (2-6в.) возникают апологены или защитники христианства, вслед за которыми возникает патристика, характеризующаяся учением отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

· Апостольский (середина 2 века). Феофил, Афинагор

· Апологенов (3в.). Тертулиан, Колимент Александровский

· Зрелая патриситка (4-6в). Августин Блаженный «Исповедь», «О Граде Божьем». Наиболее важное его достояние – создание христианского варианта платонизма.

2) Схоластика (7-14в.) – тип религиозной философии, основанной на этиологии. Боэций, Пьер Абеляр, Ф.Аквинский, У.Оккам.

Основная проблема Средневековья – проблема общих понятий или универсалий. Пример универсалий – человек, дерево, стол и т.д.

Вопрос в том, существуют ли общие понятия реально или самостоятельно как вещи или же они только название и поэтому существуют в качестве слов в нашем уме и языке. Эта проблема своими корнями уходит в теорию идей Платона и учения о форме и материи Аристотеля. Платон: «Общим понятиям присуще истинное бытие (мир идей)».

Аристотель: «Истинное бытие – бытие отдельной вещи, которая выступает как единство формы и материи».

Философы, разделяющие точку зрения Платона, считали, что универсалии – реально существующие объекты. Направление получило название реализм.

Реалисты— универсалии существую­щими реально вне конкретных вещей.

1. Крайние реалисты - общие понятия предшествуют вещам, существуют до вещей. Последователи Платона. (Иоан Скот Эриугена, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский)

2. Умеренные реалисты - универсалии существуют в самих вещах, появляясь вместе с ними. Последователи Аристотеля. (Альберт Великий, Фома Аквинский)

Номиналисты— универсалии существуют после вещей, поэтому это только имена вещей в человеческом сознании.

1. Умеренный номинализм (концептуализм) - универсалии существуют после вещей. (Боэций, П. Абеляр)

2. Крайний номинализм - универсалии бессмысленны: если они не существуют о них незачем говорить. (И. Росцелин,У. Оккам

С точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их Реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как тако­вым, вне конкретных быков — «быковость», вне любых четвероногих животных — «четвероногость» и т.д.

С точки зрения номиналистов, вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости» и «четвероногости», а есть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четве­роногое», применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четверо­ногому.

16.  Основные направления и представители эпохи Нового Времени.

15 – настоящее время.
Основной принцип – антропоцентризм.
Философия Нового времени, подготовленная эпохой Возрождения, начинается с Ф. Бэкона (1561 — 1626) и Р. Декарта (1596—1650). силу исторической и смысловой незавершенности она не имеет столь устойчивых, общепризнанных градаций. Кроме того, философия Нового времени, в особенности XIX и XX вв., отличается многообразием направлений и автономией отдельных учений, затрудняющих выработку общих типологических черт философии.

В данный период происходит палемика в форме рационализма и эмпиризма, т.е что является основой подлинного знания: разум или опыт.

Эмпиризм – опыт. Д.Юм, Дж.Локк, Дж.Беркли и др.

Рационализм – истинное знание возможно благодаря разуму. Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Лосский.

Ф. Бэкон – вывел метод индукции.

Р. Декарт – развил учение «Картезианство», основа которого – послед. Механизм: правило механики тождественны принципам природы.

Б. Спиноза – учение монизм ( всё и весь действительный мир происходит из единой субстанции, либо материи, либо духа)

Лейбниц – учение Монадология (мир происходит из монад, т.е неких элементов бытия).

 

17.  Специфика русской философии, её характерные черты и особенности. Славянофилы и западники о проблемах бытия, познания, исторических судьбах России.

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации.
Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».
Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники.

Особенности русский философии:

1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».

3. Обращение к проблемам нравственности.

4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

Проблемы русской философской мысли:

1. Проблемы свободы.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

XVIII век — преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.

XIX век — западничество и славянофильство.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1983; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!