КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 4 страница



Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят. — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает? Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника). Литература и изобразительное искусство — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника). Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным. Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки. — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? III. Самостоятельная работа — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение. Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом. Примеры Отрывок о клубочке можно записать так: Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам... Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия. Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события: Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. Домашнее задание Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26). Урок 6 Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки I. Артикуляционная разминка Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении. II. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом Беседа — За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть? — Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел? — Кто помогал Ивану-царевичу? — Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике (с. 22, 23). Какие встречи изобразил художник? — Старый старичок, его клубочек и животные — это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают? Выразительное чтение Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» — до конца сказки, с. 21—25). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца. Затем продолжим беседу. — Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича? Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их. — Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного? — Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом? Литература и изобразительное искусство — Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (нахзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка? Какие сцены изображены на нем? Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы. Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну. После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм, т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы. На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева — разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть сказочность изображения. На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим житие, т. е. мелко написанные сцены из жития святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле. В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках — слева; на белом коне с мечом — справа; в центре — Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете. Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана. Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары — склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой. Слева три более мелких фигуры — музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа — сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец. Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее — танцу, они все словно бы притягиваются к главным фигурам — Ивану-царевичу и Василисе Премудрой. Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий, расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость. III. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки Практическая работа — При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д. — Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»? Ученики с удовольствием назовут повторения. — Вы уже заметили, что сказочное повествование — особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи — это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов. Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать. Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин эпитет. Если нет, скажем, что эпитет — это художественное определение предмета. Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника). Прочитаем его и предложим вспомнить: — Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов: серый волк, чистое поле, дремучий лес. — Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка». Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце. Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание. Домашнее задание Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Индивидуальное задание В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например в обработке А. Н. Толстого 4 (см. Приложение), и сравнить его с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии. Урок 7 Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок Урок развития речи I. Изобразительный характер формул волшебной сказки Проверка домашнего задания Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (однокоренное слово отлынивать). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать. Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил. Как мне не печалиться? Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее. ...ни в сказке сказать, ни пером описать! ...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек... ...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать! ...за столы дубовые, за скатерти узорчатые. ...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. — Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом. ...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос. Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила... ...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался. И стали они жить дружно, в любви и согласии. II. Народная мораль и поэтика волшебной сказки Пересказ сказки 2—3 ученика последовательно пересказывают сказку. Учитель и одноклассники отмечают верность интонации, наличие в речи сказочных формул, повторов, постоянных эпитетов, затем вместе оценивают пересказ. Литература и изобразительное искусство: сообщения учеников Если на первом уроке по теме мы давали индивидуальные задания подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором, то сегодня дадим детям возможность выступить с рассказами о художниках (учитель может помочь детям материалами, данными в Приложении). За пару дней перед этим уроком важно поинтересоваться у детей, как идет у них подготовка, нашли ли они книги с репродукциями картин этих художников, оказать необходимую помощь. Детям надо сказать, что выступление должно занимать не более 5—7 минут, иначе ребенок не сможет удержать внимание класса. Классу дадим установку, что сообщение (доклад, выступление) — это не просто ответ у доски. Тема, о которой рассказывает ученик, ему интересна, он хочет зажечь ею одноклассников, хочет донести до них собственные открытия и наблюдения. В таких выступлениях очень важен артистизм, выразительность, жестикуляция, это театр одного актера. Можно даже ставить детям две оценки, если это потребуется: одну — за подготовленный самостоятельно материал (текст, выбор иллюстраций, их осмысление), а другую — за выразительность выступления. Итоговая беседа — Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели. — Чем начинается и чем завершается сказка? Сказка начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». — Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке? Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича. Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь. После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного. Чтение статьи учебника Читаем статью-задание «Герои народных сказок в оценке писателей» (с. 28), отвечаем на вопросы этой статьи. М. Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока. Рассматривая задание учебника, мы должны сказать, что, на наш взгляд, категория характера неприменима к сказочному герою. Если быть точным, мы можем говорить о характерных чертах сказочного героя. Возможна такая характеристика Ивана-царевича. Иван-царевич Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая. — Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича? — К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью? — Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую? III. Вариативность народных сказок Сообщения учеников Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка». Подготовленные ученики рассказывают об отличии сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Н. Толстого от пересказа М. А. Булатова. Текст Толстого в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов музыка и танец, говорится, что настал черед плясать. Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Толстого не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному звучат зачин и концовка этих сказок (если позволяет время, можно попросить для сравнения прочитать фрагмент сказки, зачин или концовку). — Как вы объясните, что существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе? Домашнее задание Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28—37). Урок 8 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли I. Артикуляционная разминка II. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — Сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» вы прочитали дома. Понравилась ли вам эта сказка? Выразительное чтение Ученики читают сказку выразительно. Это дает возможность учителю в начале учебного года лучше познакомиться с учащимися и с уровнем техники чтения в классе, проверить навыки выразительного чтения. III. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли Беседа — К какому виду сказок относится эта сказка? — Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». — Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово? Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Другое значение слова герой — человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван. — Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? — Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность. Домашнее задание Подготовить ответы (устно) на 2—6-й вопросы учебника (с. 38).

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!