КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 3 страница



Устное народное творчество МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА 1 час   Урок 2 Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора I. Проверка домашнего задания В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям. Вариант плана 1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем. 2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова. 3. Доверительный разговор между читателем и писателем. 4. Важность правильного выбора книги. 5. Роль создателей книги и читателя. 6. Творческое чтение художественной литературы. 7. Творческий читатель — это «перечитыватель». Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами. ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ * Ученье — красота, неученье — простота. * Чему учился, тому и пригодился. * Наука — верней золотой поруки. * От умного научишься, от глупого разучишься. * Ученье лучше богатства. * Ничего не смыслить — век киснуть. II. Фольклор — коллективное устное народное творчество Эвристическая беседа Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их: — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор? Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами. — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством? — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей? Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради: Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание. III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе. Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять. Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье. Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга. Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»: Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку Да на веселую страду... В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство. Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон: Сон-то говорит: — Я найду, усыплю. Дрема-то говорит: — Я найду, усыплю. — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему? Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают. Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота. — Вспомните колыбельные про котика-кота. * Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси. Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм. — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм? Баю, баю, баиньки!.. Пестушка —короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая: * Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки. Когда дитя после купания окачивают водой, говорят: * Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — книзу, А дитя — кверху. Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают: * Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов. * — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели. Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети. * Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. * Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю. * А барашеньки Крутороженьки По горам ходят, По лугам бродят, В дудочку играют — Васю потешают. А сороки-белобоки Стали примечати, А совища из лесища Глазами-то — хлоп, хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то — топ, топ! Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали: * — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали: * Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу! Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана. Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. * Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога. * Божья коровка, Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько. * Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной. Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки. СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ * Первой, другой, Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим... * Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ * Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени? * Шишел-мышел Сам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей Побежал за ней. ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ * Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. * Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс. Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. * Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. * Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. * У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась. * Стоит поп на копне, Колпак на попе, Копна — под попом, Поп — под колпаком. * Добры бобры Идут в боры. * Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: Ха! ха! ха! ха! ха! * Наш чеботарь — Всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря Не перечеботарить. * От топота копыт Пыль по полю летит. Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например: * Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. * Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. * Чеса заголовалась. Заплетык языкается. * Боже, Боже, Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже. Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса. Сделаем выводы Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки. Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному. Домашнее задание Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.) РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 8 ЧАСОВ Урок 3 Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки I. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты. Колыбельная. Закличка. Скороговорка. Просим детей показать скороговорки, которые они выписали. Если кто-то из детей хочет поделиться найденной самостоятельно забавной скороговоркой, дадим ему такую возможность. Одну из скороговорок можно выучить наизусть всем классом (желательно короткую). Подробно о работе со скороговорками рассказано в Приложении. II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи. — Что такое сказка? Определение сказки выпишем в тетрадь. Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки Слово учителя, эвристическая беседа — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова. Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым. На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя. — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему? Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак. Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало. — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель? Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую. — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой? Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе. — Какая будет интонация на этот раз? Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная. — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать? Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость. Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно). Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля». Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор». Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая». Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью». Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить: — Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся? Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки. Домашнее задание Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8—10). Индивидуальное задание (опережающее) Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором Приложение). Урок 4 «Царевна-лягушка» I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу. Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке. — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры. II. «Царевна-лягушка» — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку? Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность. Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова (с. 13—25). Чтение полного текста сказки занимает 18—20 минут. Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца). Подготовить ответы на 2—3-й вопросы (с. 26). Урок 5 «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования I. Артикуляционная разминка Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки. II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования Беседа — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны. Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13). — Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.) Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича. — Как царь предложил своим детям искать себе невест? После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...». Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу. — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены? — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику? — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам? — Как утешала Ивана-царевича лягушка? — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей? Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим: — Что особенного в этом описании? Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно. Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его. — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники. — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!