Педро Альфонсо «Disciplina clericalis»



АЛЬФОНСО (Alfonso) Педро (настоящее имя и фамилия Моше Сефарди (Sephardi) (1062-1140), испанский писатель. Арагонский еврей, крещённый в 1106 году. С 1115 года жил в Англии.

· Ввёл в европейский литературу жанр «обрамлённой повести», распространённый на Востоке.

Автор написанной между 1106 и 1115 годами книги «Наставления клирику» («Disciplina clericalism), самого знаменитого произведения латинской литературы Испании.

1. Это сборник новелл, апологов, анекдотов и притчей, объединённых сюжетной рамкой; назидательные истории рассказывает и комментирует старый араб, беседующий с сыном. Большинство новелл Альфонсо перевёл с арабского и древнееврейского языков.

2. Среди затрагиваемых моральных проблем - истинность дружбы, супружеская неверность, презрение к мирской суете и др. Нередко юмористическая тональность повествования и само содержание новелл вступают в противоречие с благочестивым замыслом.

Уже в 12 веке книгу Альфонсо перевели на французский, а затем и на другие европейские языки; её воздействие прослеживается в произведениях Х. Мануэля, Дж. Боккаччо, Дж. Чосера и др.

Книга считается первым сводом правил хорошего тона.

Поэзия трубадуров.

1. Трубадуры – провансальские поэты и певцы. Trobar - "находить" ("изобретать”) на пров-м языке. Первыми трубадурами можно считать Гильема Аквитанского (КXI - НXII), Джауфре Рюделя (сер XII).

2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный)

3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:

• дама прекрасна, совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств

• дама: “свежие ланиты”, “атлас рук”, “свет глаз” → божественной красоты

• “я” лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.

4. доктрина любви:

• не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание - радость.

• трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы.

• любовь к даме - отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства. 

• выдвижение на первый план “земной”, хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики.

• любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений (“служил” ей как вассал сеньору) 

• “петь” = “любить”, любовная песнь замыкалась на самой себе

5. Жанры:

• канцона - жанр куртуазной любовной песни: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто - зашифрованного условным именем, "сеньялем".

• сирвента - о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.

• прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих). 

• тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 - противоположное мнение) - варианты прений.

• пасторели - диалогический жанра, героиня всегда пастушка.

• альба («заря, рассвет») - песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете

6. Персонажи:

• дама – воплощение куртуазного идеала.

• влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик).  

• муж дамы– носитель некуртуазных качеств. 

• Lauzengiere (клеветник, сплетник, доносчик) – олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха,) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.

Знаменитые поэты

Бертран де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню. 

Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка. 

Джауфре Рюделе –певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.

Арнаут Даниель – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви. Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся “темный стиль”, т.е. большое количество метафор, недосказанностей и т.д., так, чтобы тебя понимали избранные.

[Рекомендую прочитать 1-2 стихотворения у Джафре Рюделе, Гвильема Аквитанского, любого из вышеперечисленных поэтов]

Поэзия труверов.

Труверы

Труве́ры (фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — французские поэты и музыканты, главным образом, второй половины XII и XIII вв., слагавшие свою поэзию на старофранцузском языке.

 

Первый период

В творческой истории труверов принято выделять три периода.

В первый, докуртуазный период — до середины XII в. — творчество труверов анонимно. Его содержание как по форме, так и по сюжетам приближается к народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы).

Основные жанры — романсы или «ткацкие песни» (chansons d’histoire, chansons de toile), трогательно повествовавшие о любви, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторали и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.

Второй период

Во второй период — приблизительно в 1150—1240 гг. — поэзия труверов становится более сложной и обретает собственный личный и куртуазный характер.

Содержание определяется новым светско-рыцарским мировоззрением с его "культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы». Появившаяся в тех же общих условиях, что и поэзия трубадуров на юге Франции, лирика труверов обнаруживает черты сходства с ней по своей тематике и стилистике.

 Труверы испытали прямое и довольно сильное влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. Труверы путешествовали по Франции, провансальские литературные вкусы и нравы всячески распространялись двумя дочерьми «первого трубадура» Гильома IX Трубадура, одна из которых стала французской королевой, другая — графиней Шампанской). Эта «провансализирующая», наиболее аристократическая линия в лирике труверов характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви. Однако в ней не встречается нарочитая установка на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа.

Другие видные труверы периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский (король Наварры), Готье де Кюэнси (автор первого «нелатинского» собрания паралитургических песен, посвящённых Богородице) и др. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюле и особенно Колена Мюзе, в творчестве которого вновь оживают мотивы и формы народных песен.

Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu parti), альба(alba), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пастораль и т. п.

Третий период

Третий период, связанный с появлением городского сословия, характеризуется в лирике труверов выраженным перерождением рыцарских жанров и стиля.

Новые городские труверы, объединявшиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в неё новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и религиозную тематику (культ Божией Матери и т. п.). Это движение, начавшись ещё в самом конце XII в., переживало свой расцвет в середине XIII в.

Наиболее ярким представителем поэзии труверов этого периода являлся Рютбёф, наполнивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием. Другие видные труверы — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам де ла Аль, Жанно де Лекюрель. «Последним трувером» по традиции называют Гильома де Машо, творчество которого принадлежит уже эпохе Арс нова.

Источники

Творческое наследие труверов дошло до наших дней преимущественно через средневековые песенники.

 

Влияние на последущую л-ру и культуру в целом.

 

Труверов знали, читали и почитали во всей Европе. Их наследие знал Данте, не прошел мимо лирики труверов и Петрарка. Их значение оставалось бы — и в национальных рамках, и в рамках общеевропейских — лишь побудительным, не обратись они к жанру романа. Именно здесь в полной мере раскрылось их поэтическое мастерство, глубина понимания ими волновавших их современников морально-этических проблем.

Поэзия миннезингеров.

Куртуазная поэзия (от франц. courtois – вежливый, учтивый, от cour – двор) – рыцарская поэзия, зародившаяся в средневековой Франции и распространившаяся в других европейских странах. Основа этого вида искусства – представления о «мере, вежестве и постоянстве» в служении рыцаря Прекрасной Даме.

Характерной тенденцией куртуазной поэзии можно считать заметно возросший интерес к миру и человеку, который способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы, а также искусными изделиями человеческих рук. Хотя аскетическая доктрина продолжала громко заявлять о себе, многочисленные поэты воспевают земную чувственную любовь как великое благо. Поэт не так охотно прислушивается к звону мечей, как к биению пылкого человеческого сердца. Всеми признанной владычицей поэзии становится Любовь, а ее верной спутницей – Прекрасная Дама.

Культ изящной бесплотной любви к женщине, преклонение перед ней требовали от рыцаря чести и мужества. Нравственная чистота находила эстетическое воплощение в высшем и совершеннейшем из средневековых искусств, в поэзии, и отражалась в поиске наиболее прекрасных языковых средств.

Именно в недрах куртуазной поэзии зародились твердые поэтические формы. Это прежде всего канцона, или «песня», затем «альба», гимн чувственной любви, тенцона (или тенсона, «спор», «диспут»), пасторелла (встреча рыцаря и пастушки), баллада (плясовая песня), плач и другие.

Куртуазная поэзия тяготела либо к «замкнутому» стилю, культивировавшему «тёмный» стих, непонятный простому смертному, изобилующий приёмами, затрудняющими понимание (подобный приём поэтики был распространён в ранней кельтской поэзии и служил передаче «языка богов», который и не должен быть понятен профану); либо к «светлому» стилю, мастера которого стремились, чтобы их произведения были понятны многим. Также трубадурами начала активно применяться рифма, получившая вскоре общеевропейское распространение.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 794; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!