Пьер Абеляр. История моих бедствий.



Ø Каролигское Возрождение

Ø Автобиография Пьера Абеляра

Ø Сюжет

 

"История моих бедствий" (годы создания - между 1132-1135 гг.) написана в жанре эпистолярной автобиоиографии, то есть в форме письма, адресованного неизвестному и, скорее всего, вымышленному другу. В нем Абеляр описывает свой жизненный путь от рождения до того момента, как загнанный и затравленный недоброжелателями, он оказывается настоятелем монастыря Св. Гильдазия. Абеляр пишет автобиографию, чтобы восстановить в глазах современников свое доброе имя, вызвать сострадание у читателя

 

Он начинал как талантливый философ, покоривший своими трудами множество людей и тем самым настроивший против себя не меньшее множество злопыхателей, до конца жизни, кажется, пытавшихся заточить его в ад - земной или подземный.

Прибыв в Париж для учебы, через некоторое время он настолько продвинулся в занятиях философией, что превзошел своего учителя Гийома де Шампо, ставшего ему врагом. А число учеников Абеляра всё увеличивалось и увеличивалось, и он преобрел славу признанного главы диалектиков Парижа. Тогда он увлекся богословием и обнаружил явные способности к толкованию Священного Писания, отчего его лекции стали пользоваться еще большим вниманием.

Со стороны других философов и знакомых людей его преследовала зависть. Согласно исповеди, именно в то время, в душе Абеляра начали зарождаться различные порочные мысли, которые и стали завязкой всего последующего кошмара.

А именно: он воспылал любовью к племяннице каноника Фульбера Элоизе, бывшей и красавицей, и умницей, серьезно занимающейся учениями. Так случилось, что чувство оказалось разделенным (хотя сначала он много бил ее, принуждал!), отчего молодые люди пережили немало бед, как вместе, так и в разлуке. Некоторое время скрывая порочное увлечение, сладко счастливые, они были в конце концов раскрыты и после рождения ребенка вынуждены были венчаться. Но такое положение длилось недолго: Элоиза не желала порочить славу Абеляра семейной жизнью и вернулась к дяде, который через некоторое время в наказание оскопляет Абеляра в то время, как тот спал... О_о

Страдающий от позора и осуждения со стороны практически всех знакомых, потерявший желание к учению и преподаванию, оскорбленный и гонимый, Абеляр уходит в монахи, а Элоиза принимает постриг.

В монастыре Абеляр возобновляет чтение лекций и пишет книгу, которую бесчестно придают костру на соборе, созванном неприятелями намеренно для очернения автора. Абеляр был раздавлен этой бесконечной чередой несчастий, но самое важное - это то, что он чувствовал во всем случившемся Божий промысел и в конце пути пришёл к истинному христианскому смирению.

 

Ø Цитаты:

«Я же трудился, всецело охваченный гордостью и сластолюбием,

и только божественное милосердие, помимо моей воли, исцелило меня от обеих

этих болезней - сначала от сластолюбия, а затем и от гордости; от первого

оно избавило меня лишением средств его удовлетворения, а от сильной

гордости, порожденной во мне прежде всего моими учеными занятиями,

оно спасло меня, унизив

сожжением той самой книги, которой я больше всего гордился».

 

Два главных истпытания:

1) Сладострастие -> «лишением средств его удовлетворения» (при этом его предал его слуга! Он помог дяде Элоизы совершитьзадуманное).

2) Гордость -> сожжение его книги (+зависть многих людей).

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы Церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Против слепой веры.

 

Другое: его пытались отравить (но другой человек украл его пищу и умер), а однажды он сильно упал с лошади и повредил шею. +Вечные преследования, угрозы, телесное насилие.

 

После кастрации…

«В столь жалком состоянии уныния я, признаюсь, решил постричься в монахи

не ради благочестия, а из-за смятения и стыда. Элоиза же еще до меня по

моему настоянию надела на себя покрывало монахини и вступила в монастырь.»

 

«В столь опасных условиях я тружусь до сих пор; каждый день я вижу как

бы занесенный над моей головой меч, так что не могу себя чувствовать

спокойным даже за обедом».

 

«ставший тем несчастнее, чем большей стала моя власть. Пусть же мой пример обуздает честолюбие тех, которые сами стремятся к этому».

 

И апостол говорит: "Все, желающие жить во Христе, благочестиво, будут

гонимы".

 

Противоречие: все письмо – покаяние или оправдание?

Поэзия вагантов.

(Объемно, потому что с примерами текстов. Я решила, что так удобнее будет, чем каждый текст искать в Интернете.)

Поэзию вагантов, как и всё европейское Средневековье в целом, открыли для Нового времени романтики. Но открытие это было медленным и нерешительным, потому что поэзия вагантов - латинские стихи клириков, бичующие Рим, воспевающие вино и нисколько не платоническую любовь, - никак не укладывалась в рамки такой картины.

Как у всей средневековой культуры, у латинской средневековой поэзии было два корня - один в античности, другой в христианстве. Обе основные темы вагантской поэзии, смутившие когда-то первых ее открывателей, - и гневное обличение, и чувственная любовь - имели свои прообразы и в том и в другом ее источнике.

Для обличительной темы эти источники очевидны: это ветхозаветные пророки и Ювенал с другими римскими сатириками. Для любовной темы - "Песнь Песней" и Овидий.

Слово "вагант" значит "бродячий". Клирик, скитающийся но дорогам, был и паломником и бродягой в одном лице - за ним и закрепилось имя "вагант".

Нравственность и дисциплина этих бродячих клириков, конечно, были весьма невысоки; да вдобавок к настоящим клирикам в этих скитаниях охотно примешивались мнимые - простые бродяги, которым было выгодно притворяться духовными лицами, чтобы избегать повинностей, податей, суда и расправы. Церковь издавна старалась осуждать и пресекать эти дезорганизующие явления в своей среде.

Какими бы кабацкими завсегдатаями и уличными буянами ни были ваганты XII-XIII вв., они учились в школах, они знали латынь и они умели сочинять латинские стихи.

То, что в XI в. и ранее робко зачиналось в монастырях, в XII в. выходит на улицу. Здесь и начинается собственно вагантская поэзия. XII в. дал множество клириков и прочих людей умственного труда, что обусловило их перепроизводство, не в состоянии найти работу, они скитались по дорогам.

Итак, они пришли почти вместе: аристократическая поэзия трубадуров и плебейская, хоть и на латыни, поэзия вагантов. Если трубадуры чуть не все известны нам поименно, то имен вагантов, напротив, мы почти не знаем, кроме лишь нескольких.

Наиболее раннее и самое славное из вагантских имен - Тугон по прозвищу Примас (то есть Старейшина) Орлеанский (12 век). Стихи Примаса весьма автобиографичны. Он единственный из вагантов, кто честно изображает свою любовницу не условной красоткой, а прозаичнейшей городской блудницей. Где он только не бывал, кого только не оскорбил своими стихами.

Вот два его стихотворения. Стареющий вагант

Был я молод, был я знатен,

был я девушкам приятен,

был силен, что твой Ахилл,

а теперь я стар и хил.

 

Был богатым, стал я нищим,

стал весь мир моим жилищем,

горбясь, по миру брожу,

весь от холода дрожу.

 

Хворь в дугу меня согнула,

смерть мне в очи заглянула.

Плащ изодран. Голод лют.

Ни черта не подают.

 

Люди волки, люди звери...

Я, возросший на Гомере,

я, былой избранник муз,

волочу проклятья груз.

 

Зренье чахнет, дух мой слабнет,

тело немощное зябнет,

еле теплится душа,

а в кармане - не шиша!

 

До чего ж мне, братцы, худо!

Скоро я уйду отсюда

и покину здешний мир,

что столь злобен, глуп и сир.

 

***

Ложь и злоба миром правят.

Совесть душат, правду травят,

мертв закон, убита честь,

непотребных дел не счесть.

Заперты, закрыты двери

доброте, любви и вере.

Мудрость учит в наши дни:

укради и обмани!

Друг в беде бросает друга,

на супруга врет супруга,

и торгует братом брат.

Вот какой царит разврат!

"Выдь-ка, милый, на дорожку,

я тебе подставлю ножку", -

ухмыляется ханжа,

нож за пазухой держа.

Что за времечко такое!

Ни порядка, ни покоя,

и Господень Сын у нас

вновь распят, - в который раз!

 

Второй великий вагантский поэт известен только по прозвищу Ахипиита Кельнский (12 век). Этот не столь мрачен, а наоборот, бравирует легкостью, иронией, блеском.

Любое стихотворение Архипиита умеет неожиданно закруглить самой конкретной попрошайной, причем делает это с вызовом. Он - человек более светский, нежели иные ваганты. Одно из его стихотворений, "Исповедь", стало самым популярным вагантским стихотворением в Европе.

 С чувством жгучего стыда

я, чей грех безмерен,

покаяние свое

огласить намерен.

Был я молод, был я глуп,

был я легковерен,

в наслаждениях мирских

часто неумерен.

 

Человеку нужен дом,

словно камень прочный,

а меня судьба несла,

что ручей проточный,

влек меня бродяжий дух,

вольный дух порочный,

гнал, как гонит ураган

листик одиночный <...>

 

Я унылую тоску

ненавидел сроду,

но зато предпочитал

радость и свободу

и Венере был готов

жизнь отдать в угоду,

потому что для меня

девки - слаще меду!

 

Не хотел я с юных дней

маяться в заботе -

для спасения души,

позабыв о плоти.

Закружившись во хмелю,

как в водовороте,

я вещал, что в небесах

благ не обретете! <...>

 

Разве можно в кандалы

заковать природу?

Разве можно превратить

юношу в колоду?

Разве кутаются в плащ

в теплую погоду?

Разве может пить школяр

не вино, а воду?!

 

Ах, когда б я в Кельне был

не архипиитом,

а Тезеевым сынком -

скромным Ипполитом,

все равно бы я примкнул

к здешним волокитам,

отличаясь от других

волчьим аппетитом.

 

За картежною игрой

провожу я ночки

и встаю из-за стола,

скажем, без сорочки.

Все продуто до гроша!

Пусто в кошелечке.

Но в душе моей звенят

золотые строчки.

 

Эти песни мне всего

на земле дороже:

то бросает в жар от них,

то - озноб по коже.

Пусть в харчевне я помру,

но на смертном ложе

над поэтом-школяром

смилуйся, о Боже!

 

Существуют на земле

всякие поэты:

те залезли, что кроты,

в норы-кабинеты.

Как убийственно скучны

их стихи-обеты,

их молитвы, что огнем

чувства не согреты <...>

 

Для меня стихи - вино!

Пью единым духом!

Я бездарен, как чурбан,

если в глотке сухо.

Не могу я сочинять

на пустое брюхо.

Но Овидием себе

я кажусь под мухой.

 

Эх, друзья мои, друзья!

Ведь под этим небом

жив на свете человек

не единым хлебом.

Значит, выпьем, вопреки

лицемерным требам,

в дружбе с песней и вином,

с Бахусом и Фебом...

 

Надо исповедь сию

завершить, пожалуй.

Милосердие свое

мне, Господь, пожалуй.

Всемогущий, не отринь

просьбы запоздалой!

Снисходительность яви,

добротой побалуй.

 

Отпусти грехи, Отец,

блудному сыночку.

Не спеши его казнить -

дай ему отсрочку.

Но прерви его стихов

длинную цепочку,

ведь иначе он никак

не поставит точку.  

Третий классик вагантской поэзии, Вальтер Шатильонский (12 век). Образ его жизни для вагантов совсем не типичный. Поскольку он не был ни бедняком, ни бродягой, то и основной его темой стало не попрошайничанье, но обличение нравов.

Если Примаса легче всего представить себе читающим стихи в таверне, Архипииту - при дворе, то Вальтера - на проповеднической кафедре. Он - самый литературный из всех вагантов, он обожал пастораль и отлично знал ее классические образцы. Но я приведу здесь фрагмент его обличительных стихов:

 Я, недужный средь недужных

И ненужный средь ненужных,

Всем, от вьюжных стран до южных

Глас посланий шлю окружных:

Плачьте, плачьте, верные -

Церкви нашей скверные

Слуги лицемерные

С Господом не дружны!

 

Кто, прельщенный звоном денег,

Иль диакон, иль священник,

Утопая в приношеньях,

Погрязая в прегрешеньях,

В путь идет заказанный,

Симоном указанный, -

Тот, да будет сказано, -

Гиезит-мошенник <...>

 

Кто подвержен этой страсти,

Тот не пастырь ни отчасти:

Он не властен и во власти,

Он покорен сладострастью.

Алчная пиявица,

Как жена-красавица,

Папским слугам нравится,

К нашему несчастью <...>

Три поэта - как бы три хронологических и три социальных ступени вагантского творчества. Далее, в XIII в., бродячий клирик постепенно превращается в важного прелата, однако стихи его, если он, конечно, талантлив, становятся достоянием репертуара бродячих певцов.

В общем, ваганты пели об одном и том же, перепевали и перекладывали друг друга. Наиболее знаменитый сборник, представляющий их творчество (около 200 произведений) - это так называемый "Буранский" сборник. Что это такое? Посмотрите на свои общие тетради, где вперемешку записываются задачки по алгебре, химические формулы, наброски сочинений по Достоевскому, английские слова, дружеская переписка на скучных уроках, зарисовочки мордашек хорошеньких соседок и записи для памяти, например: "Завтра сходить в баню", - и вы легко представите себе Буранский сборник и тому подобные старые книги.

Основные особенности вагантской поэзии: латынь, рифма, ритм, иногда двуязычие. Очень часто это изощренные стихи, в которых следует нанизывание длиннейших тирад на одну рифму. По стилю это - смешение библейских текстов и стихов античных поэтов, пародия, совмещение благочестивейшего текста и нечестивейшего контекста (или наоборот). В целом же это - поэтика реминисценций. Темы вагантов чаще всего - вино, женщины и песни, ругательство и попрошайничанье. Ну и религия, конечно, весьма, правда, своеобразно поданная.

Простой, прямой и грубоватый народ, ваганты, в отличие от трубадуров, не склонны к долготерпенью в ожидании благосклонного взгляда Дамы сердца, а легко берут то, что им легко отдается в кабаках и борделях. Что берут, то и поют. Но больше всего любят они поругать мать родную - Церковь, изгнавшую их из своего лона, а заодно и прижимистого крестьянина, вилами гоняющего бродяг от своего дома.

Вот как, например, ваганты пишут о мужиках:

"- Что есть мужик? - Существительное. - Какого рода? - Ослиного: ибо во всех делах и трудах своих он ослу подобен. - Какого вида? - Несовершенного: ибо не имеет он ни образа, ни подобия."

К концу XIII в. вагантское творчество сходит на нет:

К концу века рассосался тот избыток грамотных людей под воздействием церковных репрессий; многие ваганты вернулись в лоно церкви, многие погибли в междоусобицах и на виселицах.Не выдержало вагантство конкуренции и со своим светским соперником, трубадурами, труверами, миннезингерами. И причина тому - тоже в языке. Слушатель хотел родной речи.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 7435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!