Демократизация романтического героя в романе В.Гюго «Отверженные».



Отверженные (1862)

Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи». основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта. Их страдания — результат бессердечного, немилосердного социального порядка; олицетворением последнего является полицейский Жавер, который губит Фантину и всю жизнь преследует Жана Вальжана. Для Гюго выход в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом.

Роман создан в изгнании. Париж бедности возник на фоне крупных исторических событий - катастрофы при Ватерлоу; буржуазная революция; падение режимов реставрации июльской монархии. Главная тема -изображение нищеты и бесправия народных масс воплощенная в судьбах центральных персонажей: Жана Вальжана, Фатины и детей - Козетты и Гавроша. Оно сочетается с критикой государственного строя, буржуазной законности, Особенно ярко выражается в зловещем образе инспектора Жавера. Есть постановка проблемы духовной эволюции (история Мариуса); детектив, нежнейшая лирика; Писатель понял, что причина преступности коренится не в испорченности, а в нищете народа. Человек, вернувшийся с каторги гоним отовсюду. У главного героя есть прототип. При многих чертах реализма концепция романа-романтическая. Задача морального урока - поучение для автора важнее реалистичности анализа.

Билет 9

Мифотворчество У.Блейка («Бракосочетание Рая и Ада»).

В истории мировой литературы Уильяма Блейка принято считать первым английским поэтом-романтиком. Поражает невиданный колорит настроений автора, его непредсказуемость и неспособность понять и вместить в нас все то, что он выражал собой. Иногда у него проскальзывают мятежные настроения, и тут же они переходят в религиозный мистицизм. Мифология+символика. Его невинное радостное восприятие мира переходит впоследствии в некий мистицизм столкновения сил Добра и Зла, Неба и Ада.

Манифестом натуралистических взглядов Блейка стала его книга "Бракосочетание Рая и Ада" (1790). Достаточно трудно с точностью определить жанр этого произведения – это одновременно и философский трактат, и свод афоризмов, и стихотворение в прозе. Как заявлено уже в самом названии, "Бракосочетание…" посвящено полемике с каноническим христианством. Развивая богоборческую традицию, Блейк объявляет несостоятельной общепринятую христианскую концепцию Добра и Зла. Добро (Небо, Рай) становится у Блейка пассивным, все приемлющим, а потому нетворческим, не способным к развитию началом; напротив, мятежное Зло (Ад) видится ему началом активным, созидающим, ибо именно оно, ломая традиционные представления, движет развитием. Добро олицетворяет духовный застой, а Зло — метания и борения духа, без которых невозможно движение мысли. Воображение, которое Блейк считает высшей способностью человека, несомненно, исходит из Ада. Небо олицетворяет порядок, рациональность, догматизм; Воображение же ничем не сковано, хаотично и абсолютно иррационально. Традиционное Зло становится в "Бракосочетании..." символом духовной свободы, творческой энергии, преобразующей мир, а традиционное Добро — символом пассивности и догматизма. Однако Блейк остается верен своей диалектике и утверждает, что два противоположных начала не могут существовать друг без друга и только их сосуществование, "бракосочетание" ведет к подлинной духовности.

Романтическая ирония в повести Гофмана «Крошка Цахес».

Теория иронии — центр эстетики Ф. Шлегеля. Жизненные противоречия неразрешимы. Ирония, регистрируя противоречия, помогает возвыситься над ними, она сама по своей природе диалектика. В иронии, по наблюдению Шлегеля, все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушно откровенным и всё глубоко притворным.«Ирония — форма парадоксального (ф. Шлегелъ).
Может быть, в наибольшей степени эта форма присуща творчеству Гофмана. В его «Крошке Цахесе» дано романтическо-фантастическое и ироническое изображение филистерского мира и силы денег, разрушающей человека. Маленький уродец Цахес обладает волшебным даром совлекать и присваивать себе чужие достоинства.

Гофман, острый сатирик-реалист, выступает против феодальной реакции, мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Герои Гофмана — скромные и бедные труженики, чаше всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с иенской школой. Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), как и «Золотой горшок», ошеломляет своей причудливой фантастикой. Программный гофмановский герой Бальтазар принадлежит к романтическому племени художников-энтузиастов, он обладает способностью проникать в сущность явлений, ему открываются тайны, недоступные разуму обыкновенных людей. В то же время здесь гротескно представлена карьера Цахеса — Циннобера, ставшего при княжеском дворе министром и кавалером ордена зелено-пятнистого тигра с двадцатью пуговицами. Сатира социально конкретна: Гофман обличает и механизм власти в феодальных княжествах, и социальную психологию, порождаемую самодержавной властью, и убожество обывателей, и, наконец, догматизм университетской науки. Перед властью трех золотых волосков утрачивают значение таланты, знания, моральные качества, даже любовь терпит крушение. И хотя сказка имеет счастливый конец, он, как и в «Золотом горшке», достаточно ироничен. В пределах романтического мировосприятия и художественными средствами романтического метода изображается одно из больших зол современной общественной системы. Однако несправедливое распределение духовных и материальных благ казалось писателю фатальным, возникшим под действием иррациональных фантастических сил в этом обществе, где властью и богатством наделяются люди ничтожные, а их ничтожество, в свою очередь, силой власти и золота превращается в мнимый блеск ума и талантов. Развенчивание же и свержение этих ложных кумиров в соответствии с характером мировоззрения писателя приходит извне, благодаря вмешательству таких же иррациональных сказочно-волшебных сил (чародей Проспер Альпанус в своем противоборстве с феей Розабельверде покровительствующий Балтазару), которые, по мнению Гофмана, и породили это уродливое социальное явление. Сцену возмущения толпы не следует воспринимать как попытку автора искать радикальное средство устранения того социального зла, это всего лишь одна из второстепенных деталей сюжета, отнюдь не имеющая программного характера. Народ бунтует не против злого временщика-министра, а лишь насмехается над отвратительным уродцем, облик которого наконец предстал перед ними в своем подлинном виде. Гротескна в рамках сказочного плана новеллы, а не социально-символична и гибель Цахеса, который, спасаясь от бушующей толпы, тонет в серебряном ночном горшке.

Билет 10

15) Ж.де Сталь и ранний французский романтизм.

Анна Луиза Жермена де Сталь представительница раннего французского романтизма. Революцию встретила восторженно, но после падения монархии покинула Париж. Своим идеалом считала конституционную монархию. Разоблачала Бонапарта. Говорила об активности и независимости личности. В трактате «О влиянии страстей на счастье людей и народов» страсть трактуется как страшная, порою гибельная, но благодатная сила, побуждающая чел-ка к деятельности, к изменению своей судьбы. Этот взгляд на чел-ка пронизывает ее произведения: «Дельфина», «Коринна или Италия», «О Германии». Книге «О литературе» присущ подчеркнутый интерес к частному бытию, в центре внимания – субъективный мир людей. В романах Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем лит-ры всего 19 в. – темы женской эмансипации. Продолжая традиции фр. Просветительского романа 18 в. она передает индивидуальность каждого героя, отмечает не только его пороки, но и достоинства. Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием, гения над вкусом, страстного порыва духа над правилом.

Своеобразие судеб романтизма: романтизм как мировоззренческая и художественная система обрел законченные формы позже, нежели в других крупных европейских литературах — немецкой и английской. (в 20-е годы)

Творчество Жермены де Сталь (1766—1817) представляет собою наиболее прочное соединительное звено между просветительской и романтической системами.Литературе французской, «классической» Сталь ставит в упрек, что она живет «пересаженными» (transplantйes) идеями, заимствованными у древних, что она «ни в коей мере не национальна» и потому доступна лишь для «образованных умов», но не для широкой народной публики. Романтическая же литература выросла на национальной почве, «из наших верований и установлений». Для классиков литература — прежде всего техника и «профессия»; для романтиков — «религиозный гимн души». Многим обязана сентиментализму. Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием, гения над вкусом, страстного порыва духа над правилом.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!