Периодизация французского романтизма.



Билет 3

Особенности романтической школы во Франции.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ "благородного дикаря", вооруженного "народной мудростью" и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Во Франции исторические события повлекли за собой сразу же в первые годы после революции (1789-1794) работу публицистов, философов и писателей, задача которых сводилась к ниспровержению идей революции и Просвещения. Эти философы и писатели отвергали все идеи просветителей. Они считали разум источником всяческого зла, предлагали восстановить в правах веру, религию, церковь, отвергали идеи веротерпимости и свободы совести, за которую боролись просветители, требовали восстановления единой католической церкви с ее главой- папой. Наконец, они отвергли принцип народовластия, призывая к возвращению к феодальной монархии.

 

 Самыми типичными представителями являются Шатобриан, который одним из первых создает важнейший образ «сына века», разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века». «Рене» и все такое.

Романтизм оказал влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Главное своеобразие французского романтизма – в глубинной связи с событиями Великой французской революции, которая создала новую культурную модель мира и человека, свое понимание истории. Философской основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации. Все эти идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778) были созвучны романтикам. Его «Исповедь» (1766-1769) оказала влияние на становление психологического романа во Франции. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) он впервые сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности. Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX веке и, прежде всего, романтизм.

Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума.

Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. Это повлекло за собой возникновение биографического направления в изучении литературы.

Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии.

 

 

Периодизация французского романтизма.

I. 1795-1815 годы.

Ранний период, ознаменованный возникновением и развитием двух художественных школ: Ф.Р. де Шатобриан и Ж. де Сталь. Шатобриан противопоставляет просветительской вере в разум культ христианского чувства. Эстетическим манифестом этой школы стал его трактат «Гений христианства» (1802). В произведениях Ж. де Сталь противопоставляется культ разума и индивидуальное чувство человека, окрашенное национальным колоритом.

II. 1815-1827 годы.

Время широкого распространения романтизма во Франции. Возникает романтическая поэзия (А. де Ламартин), появляется исторический роман (В. Гюго), романтическая драма (В. Гюго, П. Мериме), журналы романтической направленности («Литературный консерватор», «Глобус»). В это же время во французском романтизме формируется несколько параллельных течений: лирико-философское (А. де Ламартин), историко-живописное (Гюго), неистовый романтизм – поэтика тайн и ужасов (Ш. Нодье).

III. 1827-1843 годы.

Период расцвета. В это время в литературу приходят Ж. Санд и А. де Мюссе. Возникает психологическое направление романтизма, и в то же время начинается формирование реалистической эстетики: О. де Бальзак, Стендаль, П. Мериме.

IV. 1843-1848 годы.

Период кризиса и угасания: А. Дюма, Э. Сю. После 1848 года интерес к романтической литературе исчезает, наступает период ее заката.

 

 

  1. Черты трагедийного мироощущения в комедии Г. Клейста "Разбитый кувшин".

Творчество выражает дух романтизма. Проблема одиночества находит крайнее выражение в творчестве Клейста. Герой его драм и новелл - одинокий, замкнутый в себе человек, искусственно изолированный от общества . Конфликты в произведениях Клейста носят как бы преувеличенный характер. Случаи, которые описывает Клейст стоят на грани вероятного и возможного, поражают своей необычностью. Из ранних пьес самой реалистической является «Разбитый кувшин». В этой комедии звучат социальные мотивы. Но социальная критика не выходит за рамки типичного, не очень значительного случая. Судья Адам, глуповатый представитель местной власти, разбирает дело о разбитом кувшине; виноват он сам, т.к. залез к крестьянке Еве, и был почти пойман ее женихом Рупрехтом. Пока выпрыгивал в окно, разбил кувшин и получил от Рупрехта по голове, что сказалось на его парике. На следующий день в город приезжает «ревизор» Вальтер и следит за тем, как разбирается дело о разбитом кувшине. Адам пытается с помощью всяких ухищрений свалить свою вину на других, но в конце концов оказывается разоблаченным. (он говорил Еве, что если она не будет с ним, то Рупрехта заберут в армию). Все закончилось хорошо, Адама сняли, на его место поставили писаря. Рупрехт и Ева поженились на Троицу, только мама Евы Марта все хотела добиться справедливости насчет разбитого кувшина.

Персонажи пьесы разделены на две группы по социальному признаку – судейские и крестьяне. Крестьяне – симпатия. Острое восприятие противоречивой немецкой действительности.

Жизнь К. сложилась трагически, была полна тяжелых кризисов и конфликтов. Разочарование в науке, знакомство с фил. Канта окончательно подорвало его веру в познаваемость мира и силу разума. Современник огромной социальной ломки, он остро ощущал обреченность всего старого, традиционного и мучительно искал выхода. Но сам оставался на реакционных позициях. В рез-те этого душевного и идейного конфликта он в 1811г. покончил с собой.

Свое время, связанное с заменой рушащихся феодальных устроев новыми буржуазно-капиталистическими общественными отношениями, К. воспринимал как эпоху столкновения иррациональных сил, неподвластных контролю человеческой воли и разума. Нелепые недоразумения и житейские конфликты своей частной жизни он считает проявлением фатальной роковой бессмыслицы, господствующей в мире. Отсюда доминирующей идеей некоторых его драм становится идея рока. Комедия «Р. к» вошла в число шедевров нем. классич. драматургии, до сих пор ставиться в театрах. Здесь К. хотел показать не просто социальные контрасты нем. деревни. Хотя персонажи пьесы совершенно четко разделены на две группы по соц. признаку – судейские и крестьяне. Последние обрисованы с авторской симпатией. (Судья Адам, корыстный и глуповатый председатель местной власти, разбирает дело о разбитом кувшине Марты; виноват сам судья т. к. ночью домогался да ее дочери Евы и прыгая из окна, застуканный ее женихом, разбил кувшин. Он пытается свалить вину на жениха, но в конце концов оказывается разоблаченным (парик). Ева молчит т. к. хочет спасти жениха от солдатчины. Одиночество Евы, ее сознание внутренней правоты, хотя видимость говорит против нее, вызвано страхом крестьянки перед властями.)

 

 

Билет 4


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!