Политико-правовые учения С. Е. Десницкий и А. Н. Радищев



Одним из первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий (после 1740-1789).

В произведениях Десницкого широко использовались достижения теоретической мысли других стран. Вслед за Адамом Смитом Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) – охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменение государства и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда изменений государства и права.

Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился “приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию”.

Он написал “Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи”. Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не “разделение властей”, а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции.

Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение – Сенат.

Десницкий предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный орган (600-800 человек), избираемый (“по изволению монархов”) на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

Учреждение “судительной власти” мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и организация суда присяжных.

“Наказательная власть” должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин.

Кроме того, в столицах и крупных городах предлагалось учредить “гражданскую власть” из купцов и дворян, ведающую градостроительством, ценами, сбором пошлины и др.

Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. Как почти все мыслители того времени, он осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить законом, чтобы такие продажи не делались без согласия самих крестьян.

2 половина 18 века — усиление крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило передовые умы в поиски вариантов выхода из кризисной ситуации. Существовала проблема — форма правления Российского государства. Несколько вариантов решения:

- превратить абсолютную монархию в просвещенную;

- конституционное ограничение монарха;

- республиканский образ правления.

Радищев предложил радикальные ответ на эти вопросы.

РАДИЩЕВ (1749 – 02). Долг перед отечеством усматривает в борьбе с крепостничеством и самодержавием («Путешествие из Петербурга в Москву»). Термин самодержавие употребляет в смысле сосредоточение неограниченной власти в руках монарха, он ставит равенство между всеми организациями монархической власти.

Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критика бюрократического аппарата, на который опирался монарх, отмечая необразованность и продажность чиновников.

Особенность России — наличие самостоятельного бюрократического аппарата, у которого отсутствует связь с монархом и народом. Исходные положения его теории основываются на теории естественных прав человека и договорном происхождении государства.

Причина образования государства: природная социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, а с появлением частной собственности это нарушается, т.е. как Руссо он полагал, что образование государства связано с появлением частной собственности. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет за собой суверенитет, т.к. он не мог бы согласиться на рабство. Крепостное право — нарушение естественных законов и экономически несостоятельно (подневольный труд — непроизводителен). Он обращает внимание на отсутствие в законах правового статуса крепостного крестьянина.

Социальный идеал: общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая организация — Народное Собрание. Концепцию разделения властей не признавал, т.к. народ может быть единственным государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивает всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России — в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями. Столица Н. Новгород.

Судопроизводство: наказание только по суду, каждый судится с себе равными гражданами. Организация правосудия в виде земских судов, избираемых гражданами. Виды судов: духовные, гражданские, военные, совестные. Хорошо отзывался о судах присяжных в Англии.

Наказания: отмена смертной казни, смягчение суровых санкций, против телесных наказаний.

Международные отношения: против агрессивных войн, идея равноправия всех народов.

За «Оду вольности» и «Путешествие …» был приговорен к смерти, но заменили на 10 лет ссылки в Усть-Илимск. Александр 1 вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. Покончил жизнь самоубийством.

 

Учение И.Канта.

КАНТ (1724-04). Написал работу под названием «Критика чистого разума» (1781г.), исследующую познавательные возможности человека. Объясняет происхождение границ человеческого познания. Он хотел показать что мы получаем из опыта, а что черпаем из чистого разума. Опыт дает разнообразие явлений, создающих материал познания, связь и единство вносит разум. Чистый разум – это разум, не зависящий ни от какого опыта.

Воля человека складывается из двух противоположных начал: разума и влечений. Человек действует не только под влиянием внешних побуждений, но и по внутренним мотивам (обязанностям), вытекающим из разума. Так он выводит«основной закон нравственности»: «Действуй так, чтобы правило твоего поведения могло быть общим законом для всех разумных существ».

Разумное существо должно во всех своих действиях руководствоваться не личными побуждениями, а объективным законом. Различия между юридическим законом и нравственностью: юриспруденция определяет лишь внешние действия, а нравственность имеет дело с побуждениями. Юридическое законодательство придает им принудительный характер.

Государство — соединение определенного количества людей законами. Общее соединение воли этого союза заключает в себе власть – законодательную, правительственную и судебную.

Законодательную власть может принадлежать согласной воле всех лиц, составляющих союз. Гражданская самостоятельность, т.е. независимость от чужого произвола в отношении своего положения, а потому и право не быть представляемым кем бы то ни было в своих юридических действиях.

Кант делит граждан на зависимых («страдательных») и независимых («деятельных»). Право голоса может быть предоставлено только независимому от чужой воли гражданину. Таким образом, нельзя предоставлять право участия в принятии общественно-значимых решений лицам, подчиненным кому-либо (женщины, дети, подмастерья, слуги и т.п.). Каждый гражданин должен иметь возможность из страдательного гражданина сделаться деятельным.

Отрицает всякие наследственные привилегии.

Правительственная власть призвана использовать законы, назначать чиновников и управление. Законодатель может сменить правителя, отнять у него власть, но не вправе его наказать т.к. наказание — прерогатива судебной власти. Правителю принадлежит верховное право принуждать, но лишь на основании закона.

Судебная власть не может принадлежать ни к законодательной, ни к исполнительной, решать виновность должны присяжные (взятые из народа), а судья — объективность приложения закона к вердикту присяжных.

Единственное правильное государственное устройство – республика. Он стоит за представительную республику, не объясняя как представительство может совмещаться с правом каждого гражданина на принятие общего решения, которое является неотчуждаемым.

В работе «О вечном мире» он разделяет все образы правления на:

- республиканский (основанный на отделении исполнительной власти от законодательной)

- деспотский (слияние властей).

Демократия склонна к деспотизму.

Каким бы ни было устройство государственной власти, она имеет право требовать от подданных полного повиновения. Сопротивление правительству недопустимо. Подданные могут только приносить жалобы и подавать прошения.

Все народы живут на одном земном шаре, который составляет общее достояние всех => объединить всех в одно государство с подчинением единой власти.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!