Политико-правовые идеи Ф.Прокоповича и В.Н.Татищева.



Появилась новая идея — идея Великой России. Возникает новая интеллигенция, далекая от церковного учения. Сама личность Петра 1 способствовала этому.

Феофан Прокопович (1681-36). Отрицал духовенство как учительское сословие, требовал свободного критичного отношения ко всем вопросам и выступал против приоритета духовной власти над светской. По заказу Петра 1 пишет политический трактат «Правда воли монаршей», где теоретически обосновал петров указ о престолонаследии. «Слово о власти и чести царской». Здравый разум побудил человека сменить состояние привольности на государство. Народ 1 раз передал власть монарху и не может требовать ее назад. Наиболее приемлемой для России является наследственная монархия как более стабильная по сравнению с выборной. Но передача по наследству может отдать власть в руки лица неспособного управлять. Это устраняется при монархии, при жизни назначенного наследника. Монарх имеет право высшего суда и издавать высшие повеления. Отмечал, что монарх несет ответственность только перед богом. Не может быть судим подданными, если не будет избран под каким-либо условием.

Татищев (1686 –50). Он сторонник теории естественного права. Начальным состоянием человека была свобода, но ей люди пользоваться не умели, пришлось укротить, надев узду. Это может быть в 3-х формах:

1) естественной — власть отца

2) договорной — власть монарха

3) отношения найма между хозяином и слугой.

Крепостничество рассматривается как отношения найма. Осуждая крепостничество в теории, оправдывал его на практике – «без мудрого помещика мужик обленится и умрет».

Государство — результат общественного договора. Форма правления зависит от места положения страны, размера территории, состава населения. Демократиявозможна в малых государствах не подвергающихся нападению, аристократия — в странах, состоящих из нескольких городов, защищенных от нападения. Но большие и не защищенные от соседей государства без монархии не проживут, особенно когда народ недостаточно просвещен и повинуется только из-за страха. Общество должно направляться законом: понятным, выполнимым со стороны лиц, которым он адресован, не содержать противоречий, должен быть известным всем.

Он сторонник просвещенного абсолютизма и развития книгопечатания: это должно открыть дорогу к просвещению, за сословные перегородки. Дворянство должно было обучаться в закрытом учебном заведении. Они изучали иностранные языки, историю, философию. Крестьянство обучалось грамоте и закону Божьему. При правлении Анны предложили создать двухпалатный орган: сенат (21 человек), собрание (100 дворян) для облегчения монархического управления.

Развитие ремесла и торговли привело к росту числа влиятельных промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса являлся Посошков. Он занимался предпринимательством и торговлей, написал несколько произведений («Книга о скудности и богатстве»). В ней излагаются программа действия абсолютизма, какой ее хотел видеть купец. Все надежды возлагал на царя.

Посошков сторонник государственной регламентации производства, труда и многих сторон быта для увеличения общественного богатства. Он считал, что царь должен своим указом заставлять всех работать. Много внимания уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому. Сословное деление общества объясняет разделение труда, государство возлагает на каждое сословие работу в определенной сфере. Он не выражает сомнение о необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права.

Посошков понимает, что крестьяне — основной производительный класс, его тревожит бедственное положение крестьян ( нищета, беззащитность), но он считает, что все их беды от лени. Также он не противник крепостного права, а выступает за его расширение. Наряду с этим он предлагает меры по защите крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов. Для защиты крестьянского хозяйства от разорения, он предлагает ограничить царским указом крестьянские повинности в пользу помещиков и государственной казны. Размер повинности должен определяться специально созванным съездом дворян, а после утверждаться царем. Размер – чтоб крестьянину было нетягостно, а самое главное чтобы помещики не имели право требовать больше.

Большое внимание уделялось положению купечества. Он предлагал царским указом регламентировать порядок торговли, занятия ремеслом, определить цены на товар, строго контролировать исполнение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым сословием. Торговля должна быть запрещена всем, кто не принадлежит к сословию купцов.

Посошков за сохранение крепостного права, а именно за сохранение права купца иметь крепостных крестьян, насильное принуждение к труду здоровых нищих. Посошков все возлагал на царские указы и предлагал сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела. Подготовку уложения нужно поручить собранию представителей всех сословий и чинов (по 2-3). В проект должен собрать старые и новые указы. По категории дел, не содержащих указов, должна быть учтена практика решения таких дел. Подготовка проекта должна быть передана на обсуждение всех сословий. Порядок принятия уложения ничем не ограничивается.

Важное место в системе правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны он признает взяточничество, волокиту. Для наведен правопорядка в правосудии — жесткие санкции (штраф, наказание на козле, смерть). Реформа суда предполагает изменение его состава. Реформа суда должна сделать его доступным всему сословию. Больше внимания уделяется такой гарантии правопорядка, как обучение грамоте. Предлагается принудить обучение детей крестьян грамоте. Совершенствование права и его гарантий считал основной частью государственной политики.

После издания данной книги он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где скончался.

 

 

   30. Идеология просвещенного абсолютизма в России (II пол. XVIII в.) – «Наказ» Екатерины II, кн. М.М. Щербатов.

Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия ряд идей Просвещения. В 1767 г. была создана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения, в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерины II подготовила для этой Комиссии “Наказ”, большая часть текста которого воспроизводит фразы и идеи западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа.

В “Наказе” содержится ряд декларативных положений, неосуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависисимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др.

Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790). В 1767 избран депутатом ярославского дворянства в комиссию, перед которой Екатерина 2 поставила задачу о пересмотре законодательства и создания нового свода законов. Для этой комиссии он составил проект «Наказа ярославского дворянства» и написал замечания на Большой Наказ Екатерины 2.

Произведения: «О надобности и пользе городских законов», «Разные рассуждения о правлении», «Размышления о законодательстве вообще».

Подверг резкой критике абсолютную монархию как форму правления и деятельность всего Екатерининского правительства. Выход из этого положения заключается в ограничении власти монарха.

Происхождение государства видел в естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Исходил из естественного равенства всех людей от природы. Это равенство постепенно разрушается по причине различия в силах и способностях людей. Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности и при его заключении уступили меньшую часть своих прав, сохраняя неотчуждаемую свободу.

При анализе государственной власти, выдел 4 формы правления: монархия, аристократия, демократия, деспотия. Наиболее привлекательной видел английскую конституционную монархию (разделение властей, определенная законом компетенция).

Республика не вызывает симпатий, поскольку всегда есть вероятность бунтов и мятежей. В более поздних произведениях стал находить достоинство республиканской формы правления.

Монархия может быть ограниченной и неограниченной. Симпатии на стороне ограниченной монархии. Щербатов полагал, что монарх не правомочен без согласия народа объявлять войну, вводить налоги, издавать законы и т.д.

Высшее Правительство — представительный орган, сосредоточивший законодательную, судебную власти. Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит страной в законных пределах.

Классифицируя закон, делит его на божественные, естественные и положительные, полагая, что последние должны соответствовать первым двум.

Социальные взгляды: каждому сословию определить его правовой статус, а также определить круг занятий. Он выступал против наделения купечества правом владеть крепостными, а также против присвоения дворянского звания выходцам из других сословий. Критиковал крепостное право, но при этом считал что освобождение крестьян дело будущего т.к. крестьяне не просвещены и нравственно не подготовлены к свободной жизни.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!