Структура дисциплины для студентов дневной формы обучения



 

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции практические Самостоятельная работа студентов
1. Раздел I. Теоретические аспекты народной художественной культуры 6 42 10 6 26  
1.1. Общее понятие о народной художественной культуре   4 2   2 Контроль за посещаемостью
1.2. Формы народной художественной культуры   6   2 4 Устный опрос, дискуссия
1.3. Традиционная народная культура   4 2   2 Устный опрос
1.4. Основные функции народной художественной культуры   4 2   2 Индивидуальные ситуативные задания
1.5. Фольклор в контексте народной художественной культуры   6 2   4 Подготовка индивидуальных заданий (рефератов)
1.6. Основные фольклорные жанры   6   2 4 Тестовый контроль
1.7. Региональные особенности народной художественной культуры   6 2   4 Выполнение тестовых, заданий.
1.8. Особенности формирования народной художественной культуры в Кемеровской области   6   2 4 Индивидуальные ситуативные задания
2. Раздел II. Практические аспекты исследования народной художественной культуры 6 30 4 8 18  
22.1. Национальные формы народного художественного творчества   4 2   2 Устный опрос, дискуссия
  2.2. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах   6   2 4 Тестовый контроль
3   2.3. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов   6   2 4 Подготовка индивидуальных заданий (рефератов)
2.4. Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной художественной культуры   6   2 4 Устный опрос, Тестовый контроль
  2.5. Массовость, любительство и самодеятельность – базисное триединство народной художественной культуры   4 2   2 Контроль за посещаемостью, дискуссия
2.6. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве   4   2 2 Тестовый контроль
  Итог: 6 72 14 14 44 Зачет

 

 

Структура дисциплины для студентов заочной формы обучения

 

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции практические Самостоятельная работа студентов
1. Раздел I. Теоретические аспекты народной художественной культуры 6 42 4   38  
1.1. Общее понятие о народной художественной культуре     1   5 Контроль за посещаемостью
1.2. Формы народной художественной культуры         4  
1.3. Традиционная народная культура     1   5 Устный опрос, дискуссия
1.4. Основные функции народной художественной культуры         4  
1.5. Фольклор в контексте народной художественной культуры         4  
1.6. Основные фольклорные жанры     1   6 Устный опрос
1.7. Региональные особенности народной художественной культуры     1   5 Дискуссия
1.8. Особенности формирования народной художественной культуры в Кемеровской области         5  
2. Раздел II. Практические аспекты исследования народной художественной культуры 6 30 4   26  
22.1. Национальные формы народного художественного творчества     1   4 Устный опрос, дискуссия
  2.2. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах     1   5 Дискуссия
3   2.3. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов     1   5 Устный опрос
2.4. Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной художественной культуры         4  
  2.5. Массовость, любительство и самодеятельность – базисное триединство народной художественной культуры         4  
2.6. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве     1   4 Устный опрос, дискуссия
  Итог: 6 72 8 - 64 Зачет

 

Содержание дисциплины

Содержание Результаты обучения

Раздел I. Теоретические аспекты народной художественной культуры

Тема 1.1. Общее понятие о народной художественной культуре Художественная культура как глобальное, многогранное и полиэлементное образование. Содержание понятия «народная культура». Народная художественная культура как одна из подсистем художественной культуры. Сложность характеристики народной художественной культуры (подвижность иерархической структуры, полисоциальность, собирательность и синкретичность, отсутствие в недавнем прошлом исследований народной художественной культуры как целостного феномена). Традиционные и инновационные элементы, их соотношение в формах народной художественной культуры. Особенности народной художественной культуры в рамках ее взаимодействия с массовой и элитарной культурами. Предмет, цель и задачи изучения народной художественной культуры как самостоятельного исторически обусловленного типа культуры, со своими уникальными формами и механизмами существования. Этапы исследования народной художественной культуры в отечественной науке (от XVIII века до настоящего времени). Причины актуализации проблематики народной культуры в трудах Б. М. и Ю. М. Соколовых, Н. И. Костомарова, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева, Е. А Ануфриева, Л. В. Лесной, А. П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко, Л.М. Решетникова и др. Проблема соотношения утилитарного и эстетического в материальных и духовных формах традиционной народной художественной культуры, ее аспекты. Статус мастера и приоритет профессионального и непрофессионального в традиционных и инновационных формах народного художественного творчества. Понимание степени соотношения коллективного и индивидуального, утилитарного и эстетического, профессионального и непрофессионального на современном этапе, основные аспекты. Тема 1.2. Формы народной художественной культуры Формы народной художественной культуры: фольклор, традиционное прикладное и изобразительное народное искусство, все формы современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Содержание основных структурных образований современной художественной культуры: «неофольклор», «фольклоризм», «декоративно-прикладное» (художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор), «архаическая культура», «аутентичная культура». Трансляция традиционных форм народной художественной культуры в сферу фольклоризма, взаимосвязь традиционных элементов и современного быта, институализация традиционной народной художественной культуры, расширение субъекта фольклорных форм художественной деятельности.   Тема 1.3. Традиционная народная культура Понятие традиционной народной культуры как аккумулятора глубинных общезначимых ценностей человеческого общества. Актуальность изучения традиционной народной художественной культуры в процессе возрождения национального духовного менталитета. Положение исследуемого феномена в современном мире. Проблема трансформации ценностей народной художественной культуры на современном этапе. Традиционные и инновационные слои народной художественной культуры, их характерные черты. Деятельность и решения ЮНЕСКО по вопросам сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры. Основные технологии возрождения народной культуры на региональном уровне. Актуальность проведения научно-практических конференций, фольклорных фестивалей, конкурсов. Традиционная культура как саморегулирующийся феномен, ее тенденции и закономерности на современном этапе: трансформация в зависимости от конкретной социально-исторической ситуации, усиление национального самосознания и возрастание ее роли. Способы сохранения традиционной народной художественной культуры в современном мире. Основные условия использования традиционной культуры в духовном возрождении общества. Тема 1.4. Основные функции народной художественной культуры Проблема структурирования функционального аппарата народной художественной культуры. Многозначность трактовки понятия «функции народной художественной культуры». Ученые о функциях народной художественной культуры (Ф. И. Прокофьев, В. Е. Гусев, Л. И. Михайлова, А. С. Каргин). Классификация функций народной художественной культуры: по социально-бытовому применению, по территориально-общественному признаку, по социально-половому применению, по профессионально-ролевому статусу, по временному признаку. Аспекты понимания многофункциональности народной художественной культуры: к субъекту, государству, к самой себе как таковой. Взаимозависимость полифункциональности народной художественной культуры от многоаспектности и многофункциональности составляющих ее образований.  Истоки функций народной художественной культуры: ее утилитарно-эстетическое предназначение и функционирование. Родовая функция, сущностные (универсальные), вторичные, специфические функции народной художественной культуры и ее функциональное поле с точки зрения субъекта культуры. Утилитарно-эстетическая сущность народной художественной культуры как фактор отличия ее функций от функций элитарного искусства и массовой культуры. Зависимость историко-культурного процесса и смысла функций народной художественной культуры. Генезис функционального аппарата народной художественной культуры: утилитарно-сакральная, утилитарно-духовная, эстетическая и художественная функции. Тема 1.5. Фольклор в контексте народной художественной культуры Фольклор как важнейшая часть народной художественной культуры. Многогранность трактовки понятия «фольклор». Факторы, определяющие структуру, характер фольклора. Фольклористика как наука, ее место в области гуманитарного знания. Первые записи фольклора, первые сборники пословиц, былин, собрания песен. Зарождение русской науки и изучение фольклора. Интерес к народной культуре в XVIII веке. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь о народном творчестве. Собиратели народного творчества в XIX веке. Формирование академической науки о фольклоре. Мифологическая школа (братья Я. И В. Гриммы, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, А.А. Потебня и др.). Школа заимствования (Т. Бенфей, А.Н. Пыпин, В.В. Стасов). Развитие этнографии. Антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов). Труды А.Н. Веселовского. Идеи исторической поэтики. Сравнительное изучение фольклора. Историческая школа (В.Ф. Миллер, И.Н. Жданов, М.Н. Сперанский и др.). Собирание и изучение фольклора на рубеже веков и в ХХ веке (Б.М. и Ю.М. Соколовы, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев, А.И. Никифоров, В.Я. Пропп, П.Г. Богатырев, Б.А. Рыбаков, Б.Н. Путилов и др.). Фольклористика конца ХХ – начала XXI века. Междисциплинарные и комплексные исследования фольклора. Дискуссии о границах и специфике фольклора.  Б. Н. Путилов о фольклорных системах и вариантах трактования сущности фольклора. Варианты формулировок и содержания фольклора в трудах ученых (К. В. Чистов, Д. С. Лихачев, Е. В. Гусев, А. С. Каргин), зарубежные трактовки фольклора. Синкретичность как основная черта фольклора. Сущность фольклора как полисоциального явления. Носители фольклора. Генезис фольклора как культурно-исторического явления и его доминирующие формы: общинный (прафольклор), крестьянский, городской (классовые формы фольклора), современные формы фольклора. Варианты структур фольклора: жанровая структура, структура по социальному признаку, структура фольклора по приоритету ритуально-обрядового начала. Основные свойства фольклора: традиционность, отсутствие авторства, устность происхождения и бытования (наряду с новыми формами: письменной и электронной), коллективность творческого процесса, вариативность, включенность текстов в контекст. Синкретизм и синтез искусств в фольклоре. Интернациональное, общенародное и региональное в народном творчестве. Сущность и истоки возникновения понятия «городской фольклор» («городской «примитив») и его характерные черты: маргинальность, полисоциальность, полиэтничность, отсутствие сакральности. Этапы развития городского фольклора. Роль скоморошества и образцов западноевропейской культуры в процессе становления городского фольклора. Представление о городском фольклоре как об истоке массовой культуры. Тема 1.6. Основные фольклорные жанры Проблемы исторического изучения фольклора, его жанров. Последовательность возникновения жанров. Прямые указания в фольклоре на время событий, указания на героев, следы общественных отношений, материальной и духовной культуры, географические названия. Изучение показаний памятников древней письменности, особенностей формы, стиха, стиля языка, сравнительное сопоставление произведений русского фольклора с произведениями других народов как пути к выяснению истории фольклора. Деление на роды. Проблема классификации жанров. Ее недостаточная разработанность и разные опыты частных и общих классификации (В. Я. Пропп, В. Е. Гусев и др.) Жанрообразующие признаки и свойства. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь фольклорных жанров. Общие процессы развития в жанрах. Многообразие их жизненно-бытовых и идейно-художественных функций. Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система. Песенная природа и особенности исполнения русской эпической поэзии. Историческая последовательность возникновения, развития, трансформации, смены эпических жанров. Былины. Генезис и периодизация жанра. История терминов «былина» и «старина». Дискуссия об историзме былин. Классификация былин: циклы и типы. Идейное содержание основных былин. Судьба былин в ХХ веке. Взаимодействие с другими жанрами фольклора. Былинные образы в живописи и музыке. Собрания Кирши Данилова, П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга. Исторические песни. Преемственные связи с былинами и отличия от них. Историзм песен, их трансформации в процессе бытования. Тематический спектр жанра и типы персонажей. Изображение исторических деятелей и народа в исторической песне. Духовные стихи. Происхождение и книжные источники духовных стихов. Феномен народного православия. Калики перехожие – носители традиции. Лирико-эпические и лирические разновидности жанра. Основные темы, сюжеты, образы. Поэтический язык. Особенности бытования в современности. История собирания и изучения. Баллады. Дискуссия о времени возникновения народных баллад. Тематические группы. Новые баллады, их сходство и отличия от классических. Состав и общая характеристика малых речевых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Широта тематики. Источники текстов. Вариативность и многозначность. Поэтические особенности. Личность и наследие В.И. Даля, его собрание «Пословицы русского народа». Загадки. Загадка во взрослой и детской традиции. Мифологическое происхождение и исконная магическая функция жанра. Тематика отгадок. Загадка в народной педагогике. Проблема классификации загадок. Традиционные (метафорические и метонимические) загадки и шуточные вопросы. Сборник Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа».  Бытование традиционных жанров фольклора в современную эпоху. Отклик в них на явления современной эпохи. Специфика городской фольклорной культуры. Дробное и подвижное социальное деление как важнейший фактор формирования современного фольклора. Жанровая структура современного фольклора. Типологическое сходство иерархии жанров в различных культурных подсистемах современного фольклора. Связь городского и традиционного крестьянского фольклора. Роль масс-медиа (телевидение, радио, печать, компьютерные сети) в формировании понятийной, образной и персонажной структуры современного фольклора.  Бытование традиционных жанров в ХХ-XXI веках. Изменения среды бытования, переадресация. Специфика городской фольклорной культуры. Взаимодействие с литературой и массовой культурой. Роль масс-медиа в формировании структуры современного фольклора. Письменная и электронная формы бытования. Традиции и фольклор малых социальных и первичных контактных групп, молодежных сообществ. Фольклор в Интернете. Городские песни.Песни на стихи известных и анонимных авторов. Пестрота материала и терминологии. Песни литературного происхождения на стихи поэтов XVIII-XIX веков. Новые баллады, городские (в том числе «жестокие») романсы. Основные темы, мотивы, поэтический язык песен. Городские песни ХХ-XXI веков. Песни-переделки. Рукописные песенники.  Тема 1.7. Региональные особенности народной художественной культуры Основные этапы освоения русской этнической территории. Формирование этнокультурных зон. Влияние географических, климатических, природных условий, истории заселения, местных говоров. Основные этнокультурные зоны, выделяемые на территории, заселенной русскими. Факторы, определяющие облик локальной фольклорной традиции. Северорусский стиль. Южнорусский стиль. Западнорусский стиль. Среднерусский стиль. Поволжский стиль. Уральский стиль. Сибирский стиль. Изучение народных традиций (стилей) различных регионов России: историко-географический и этнокультурный анализ; рассмотрение особенностей народных песен разных певческих областей, а также обрядов и обычаев, наиболее распространенных фольклорно-этнографических комплексов и жанров. Бытование обрядов и обычаев, наиболее распространенных фольклорно-этнографических комплексов. Тема 1.8. Особенности формирования народной художественной культуры в Кемеровской области Вторичная фольклорная традиция, образованная на базе европейско-материковых источников. Разновозрастность традиций, принесенных переселенцами с конца ХVI до ХХ столетий. Старожильческие и позднеепоселенческие традиции. Неоднородность фольклора, определяемая социальными и конфессиональными обстоятельствами. Влияние внефольклорных факторов (природно-климатические, хозяйственно-экономические). Содержание понятия «современная народная художественная культура». Структура современной народной художественной культуры: традиционные, смешанные и инновационные образования. Традиционные и инновационные образования современной народной художественной культуры. Фрагментарное бытование аутентичного фольклора в Кемеровской области. Сохранение традиционно-нормативных функций и усиление декоративно-эстетических функций. Творчество на традиционной основе в фольклорных группах в городской и сельской среде. Фольклорное исполнительство в сценических формах. Набор унифицированных вариантов аутентичной и национальной культуры. Формируемые компетенции: - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1); - быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2); - быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения (ПК-25). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные сферы социально-культурной деятельности (сфера рекреации и досуга; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации) (ОК-1); - базовые ценности отечественной и мировой истории и культуры (ОК-1); - формы культуры (элитарная, массовая, народная) и культурные универсалии (ПК-25); - закономерности социальной и культурной динамики (ПК-2); уметь: - применять терминологию и лексику культурологии, истории искусств, теории социально-культурной деятельности (ОК-1), (ПК-2); - ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения (ПК-2), (ПК-25); - разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуро-охранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ (ПК-25); владеть: - методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения (ПК-25); - методами создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых (ПК-25); - методами организации свободного времени населения (ПК-2).

Раздел II. Практические аспекты исследования народной художественной культуры

Тема 2.1. Национальные формы народного художественного творчества Народная культура как процесс творчества разных социальных групп. Содержание понятия «народное художественное творчество». Характеристика современного народного художественного творчества. Характерные черты национальной принадлежности народного художественного творчества. Содержание понятия «народное творчество», его полифункциональность и соотношение с профессиональным искусством. Сущность понятия «творчество». Н. А. Бердяев о понимании творчества. Концепции творчества. Сущность трактовки понятия «творчество» в античной философии: теория подражания и теория созерцания. Соотношение творчества, материи и духа в эпоху Средневековья. Характерные особенности понимания творчества в эпоху Возрождения. Эмпирическое и рационалистическое понимание творчества в западноевропейской философии XVII – XVIII веков. Представление о творчестве как о саморазвитии. Воззрения на творчество и искусство Д. Дидро, Н. М. Карамзина, Н. А. Бердяева. Варианты классификаций народного художественного творчества: по направленности, по характеру освоения художественной культуры, по преобладающим функциям, по степени социальной значимости, по степени формализованности, по форме организации совместной деятельности, по социальной структуре. Характерные черты этапов становления и развития отечественного народного художественного творчества. Направления народного художественного творчества в современной культуре: утилитарно-бытовое и социально-организованное. Изучение проблем взаимодействия народного художественного творчества и профессионального искусства. Ориентация художественной самодеятельности на профессиональное искусство. Тема 2.2. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах Циклы и состав календарной обрядности. Черты двоеверия в ней. Совмещение в народном календаре двух систем верований и праздников - языческих и христианских. Классификация обрядов по связи с обрядами: с обрядами, способствующими подготовке и увеличению урожая (зимние и весенне-летние); с обрядами, благоприятствующими уборке урожая (осенние). Изоморфизм в сроках их совершения (зимние и летние святки, масленичная и троицко-семицкая недели), в составе (ритуальные похороны Масленицы, Костромы, кукушки, березки; поминовение предков на Рождество, Масленицу, Радуницу, Семик; выпекание обрядового печенья в виде домаших животных на Рождество, птиц - на Благовещенье, крестов - на средокрестье, лестниц - на Вознесенье и пр.), в функциях. Фольклор зимнего цикла. Фольклор весенне-летнего цикла. Фольклор осеннего цикла. Общерусские и региональные особенности календарного фольклора (их зависимость от природно-климатических условий и хозяйственной инфраструктуры, сориентированной на земледелие, скотоводство и промыслы. История собирания календарного фольклора. Сборник П. В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах и т. п.». Тема 2.3. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов Состав и классификация семейно-бытовых обрядовых комплексов. Их обусловленность жизненным циклом человека и прямой соотнесенностью с родильными, свадебными, похоронными и иными обрядами. Проблемы происхождения и разные исторические состояния в процессе становления и развития. Отражение быта и верований народа. Отражение в обрядах переломных моментов в жизни человека - обретение меняющегося семейного, социального и половозрастного статуса. Общность жанров, их тем, образов, поэтических приемов и средств как следствие генетической связи и сходства обрядов в семантике и прагматическом назначении. Свадебный обряд и его поэзия. Функции свадебного обряда. Сроки, периоды и этапы традиционной русской свадьбы. Свадебные чины. Жанровый состав свадебной поэзии: свадебные лирические песни, свадебные величальные песни, свадебные корильные песни, причитания невесты, приговоры сватов и дружки. Приуроченность текстов к обрядовому действию, обусловленность обрядовым смыслом и переживаниями участников. Поэтика свадебного фольклора. Региональные варианты обряда. Традиционное в современной свадьбе. Свадебный фольклор в собраниях П.В. Киреевского и П.В. Шейна. Похоронный обряд и причитания. Консерватизм похоронно-поминального обрядового комплекса, обусловленный народными представлениями о жизни и смерти. Функции и мотивы похоронных причитаний, их место в обряде. Импровизация в причитаниях. Типы исполнительниц. Поэтика жанра. Символическая связь свадебного и похоронного обрядов. Рекрутские причитания как часть семейного фольклора. Отражение в них трагедии семьи и человеческих драм.   Тема 2.4. Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной художественной культуры Содержание понятий «ремесло», «промысел», «декоративно-прикладное искусство». Формирование и развитие декоративно-прикладного искусства: период естественного бытования, ремесленный период, промысловый период, фабричный период. Традиционные материалы для изделий декоративно-прикладного творчества. Виды орнаментов: геометрический, природный и смешанный или комбинированный. Общенациональные формы декоративно-прикладного творчества: лаковая миниатюра, художественная обработка дерева, художественная роспись по дереву, художественная обработка кости и металла, вышивка, ткачество, кружевоплетение, керамика, тиснение – характерные черты и регионы бытования. Принцип соотношения ремесла и искусства. Художественная и утилитарная формы, их взаимодействие. Характерные черты декоративно-прикладного искусства родового строя и крестьян. Принцип определения ремесла. Типы ремесел по сферам распространения в отечественной культурной традиции: вотчинные, монастырские, городские (посадские). Характерные черты и формы декоративно-прикладного искусства городской культуры. Декоративно-прикладное искусство и фольклор: сходства и отличия. Направления народного декоративно-прикладного искусства: декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, их характерные черты и структура. Классификация декоративно-прикладного искусства. Самобытные особенности декоративно-прикладных форм: климатические, психологические, национальные, социальные, эстетические каноны. Тема 2.5. Массовость, любительство и самодеятельность – базисное триединство народной художественной культуры Содержание понятия «любительское творчество». Личностная потребность как социально организованная детерминанта любительского творчества. Фактор массовости в народном художественном творчестве. Генезис понятия «массовость». Характеристика понятия «самодеятельность», его генезис. Проблема теоретической трактовки понятия «самодеятельность». Самодеятельные начала в организованных и неорганизованных формах народного художественного творчества. Проблема взаимоотношения фольклора и художественной самодеятельности: ее аспекты и пути разрешения. Этапы исследования проблемы взаимоотношения и трансформации фольклора и художественной самодеятельности в отечественной культуре ХХ века: культурно-историческая характеристика (послереволюционные годы, конец 60-х годов – начало 70-х годов, с середины 80-х годов до настоящего времени). Современное культурологическое решение данной проблемы. Ценностный комплекс фольклора как основа художественной самодеятельности и причины его трансформации. Сходство и отличие характерных черт художественной самодеятельности в ее сопоставлении с фольклором: синкретичность, связь с социальной практикой, вариативность, устность, импровизационность, ориентация на профессиональные нормы, наличие эстетического начала. Бытовой и сценический варианты фольклора, развитие «промежуточных» форм. Интеграция фольклора и художественной самодеятельности в рамках современной народной художественной культуры. Любительство и самодеятельность: черты сходства и отличия. Личностное начало в любительстве и самодеятельности. Тема 2.6. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве Основные направления в исследованиях ХVIII – ХХ веков – сходство и различие в понимании места народной художественной культуры в воспитании и образовании. Объем понятия «детский фольклор»: творчество взрослых для детей, творчество взрослых, перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество. Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации. Фольклор как способ самовыражения и самопознания. Колыбельные песни. Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами. Свободная композиция колыбельных песен. Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Заклички как «ослабленная» форма заклинаний и заговоров. Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Игры, игровые припевки и приговорки. Игра как комплекс начал практической педагогики, искусства и физического воспитания. Считалки, их происхождение и темы. Игровая функция считалок и элементы художественного творчества в них. Заумный счет и его происхождение. Дразнилки и поддевки. Связь дразнилок с прозвищами, кличками. Структура дразнилки как рифмованного прибавления к имени. Поддевки как элемент «игрового» поведения. Скороговорки как явление словесной игры. Значение детского фольклора в народной педагогике, семейном воспитании и развитии начал художественного творчества. Анализ существующих программ по народному творчеству образовательных учреждений, внешкольных заведений, учреждений дополнительно образования. Формируемые компетенции: - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1); - быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2); - быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения (ПК-25). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные сферы социально-культурной деятельности (сфера рекреации и досуга; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации) (ОК-1); - базовые ценности отечественной и мировой истории и культуры (ОК-1); - формы культуры (элитарная, массовая, народная) и культурные универсалии (ПК-25); - закономерности социальной и культурной динамики (ПК-2); уметь: - применять терминологию и лексику культурологии, истории искусств, теории социально-культурной деятельности (ОК-1), (ПК-2); - ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения (ПК-2), (ПК-25); - разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуро-охранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ (ПК-25); владеть: - методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения (ПК-25); - методами создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых (ПК-25); - методами организации свободного времени населения (ПК-2).

 

Список ключевых слов

Архаика

Архаическая культура

Аутентичная культура

Баллады

Городской фольклор

Декоративно-прикладное творчество

Духовные стихи

Жанровые особенности

Загадка

Импровизация

Исторические песни

Колядки

Массовая культура

Народная культура

Народная художественная культура

Народное искусство

Народные инструменты

Неофольклор

Обряд

Обычай

Поговорки

Пословицы

Ритуал

Творчество

Традиции

Фольклор

Фольклоризм

Художественная самодеятельность

Элитарная культура

Этнос


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!