Поцелуй Иуды (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя



В ряде сцен, запечатленных на фресках в капелле делъ Арена, Джотто достигает драматического эффекта, близко сводя лица двух персонажей. В данном случае этот прием позволяет ему добиться потрясающего художественного эффекта. Иуда, целуя Христа, предает Его тем самым в руки тех, кто пришел арестовать Спасителя. Лицо Иисуса при этом остается удивительно спокойным: это единственная область покоя в самом центре эмоциональной бури. Лицо Иуды выглядит демоническим, что напоминает слова Евангелия о том, что предать Христа его побудил вселившийся в него дьявол.
Верхняя часть фрески, к сожалению, плохо сохранилась - многие детали вооружения стражников рассмотреть уже невозможно. Связано это с тем, что оружие Джотто писал в технике сухой фрески, не отличающейся прочностью. Джордже Вазари в своей книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" называет сухую фреску "ужасным изобретением", свидетельствуя при этом, что многие художники пишут мелкие детали именно таким способом.

 

 

Мадонна во славе (Мадонна Оньиссанти) (ок. 1310), Галерея Уффици, Флоренция

Это единственный сохранившийся алтарный образ, созданный Джотто. Картина получила свое название в честь церкви Оньиссанти (Всех Святых) во Флоренции. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. В документе четко указано, что это работа Джотто. В церкви Оньиссанти картина оставалась до 1810 года, после чего ее перевезли в галерею Академии. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она "переехала" в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой "Мадонной Святой Троицы" (ок. 1280) Чимабуэ. Величественный образ Чимабуэ написан преимущественно в византийском стиле - с плоскими аскетическими фигурами святых, лишенными каких-либо эмоций и выглядящими почти безжизненно. Не то у Джотто. Его герои - объемны; кроме того, они полны жизни и даже "живости", что вовсе не умаляет их божественного величия. Сохраняя традиционную композицию, Джотто достигает большей убедительности пространственного построения. Мария облачена в простые одежды - они имеют мало общего с драгоценными одеждами святых, изображаемых на византийских иконах. Это делает ее образ более земным и "демократичным".

 

 

Распятие (капелла дель Арена)

Как и все работы в капелле дель Арена, эта фреска выполнена Джотто в технике "буон фреско", предполагающей нанесение краски на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит. Правда, отдельные цвета, особенно - синий, нанесены в технике "сухой фрески" (когда краска наносится на сухую штукатурку). Такая поверхность более подвержена разрушению, и фрагмент с платьем Богородицы - показательный тому пример.
Джотто - первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Впрочем, для современного изощренного глаза его живопись может показаться "примитивной". Она действительно далека от фотографического реализма. Но любое явление искусства адекватно понимается лишь в контексте исторического движения. И для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость; у него пространство картины стало объемным. До него герои художников были эмблематичны; у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна (и поэтому "ритуальна"); у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями.
Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами, свидетельствующими об их избранничестве.
Реализм Джотто базируется на двух китах: это внутренняя мотивация поведения персонажа и внешние проявления охвативших человека чувств. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром. Колорит художника строг и приглушен. Краски он наносил широко и свободно, тем самым "обостряя" линейный ритм всей картины, делая ее более динамичной.

 

 

Распятия

Среди работ, приписываемых Джотто, числятся три больших распятия. Это вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Одно из этих распятий, датируемое приблизительно 1290-1300 годами, находится в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (вверху). Второе распятие хранится сейчас в городском музее в Падуе, а изначально оно украшало капеллу дель Арена. Третье распятие (на след. стр.) можно увидеть в храме Малатестиано в Римини. Второе и третье распятия датируются 1310-20 годами. По поводу авторства еще нескольких, меньших по размеру, распятий, выставленных в музеях Берлина, Мюнхена и Страсбурга, ведутся споры. Часть исследователей считает, что создал их Джотто, но их оппоненты утверждают, что в лучшем случае они вышли из стен его мастерской, хотя и это доказать не представляется возможным.

 

 

Стигматизация святого Франциска Францисканский цикл Фрески, украшающие церковь Сан-Франческо в Ассизи, - еще одна острая проблема "джоттоведения". Строительство этой церкви началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени (в том числе Чимабуэ и Симоне Мартини). Впрочем, авторство ни одного из них документально не подтверждено. В некоторых источниках XIV-XV веков упоминается о том, что Джотто работал в Ассизи. Еще одно указание на этот факт мы находим в "Жизнеописаниях" Д. Вазари. Так, он пишет, что Джотто написал серию прославленных фресок в Верхней церкви Сан-Франческо (храм в Ассизи - двухэтажный). Здесь показаны две фрески из этой серии - "Стигматизация святого Франциска" и "Чудесное открытие источника" (на след. стр). Вазари также отмечает, что Джотто прибыл в Ассизи по приглашению Джованни да Мурровалле, правившего городом с 1296-го по 1304 год. Таким образом, устанавливается и датировка этих работ. Вплоть до конца XIX века эти сведения считались абсолютно достоверными. Потом возникли вопросы. В частности: все ли фрески написаны одной и той же рукой? Некоторые ученые утверждали, что серия фресок была лишь задумана Джотто, реализовали же его идею неизвестные нам мастера. Другие искусствоведы вообще отрицают причастность Джотто к созданию этих фресок, мотивируя свое мнение тем, что фрески в Ассизи стилистически сильно отличаются от фресок, написанных Джотто для капеллы дель Арена в Падуе, и находя ассизские работы легковесными и несовершенными. Споры длятся по сей день.

 

 

 

 

Пороки и добродетели

Под главными фресками капеллы дель Арена в Падуе Джотто поместил серию образов, олицетворяющих человеческие пороки и добродетели. На южной стене капеллы он изобразил семь добродетелей: это (с востока на запад) Рассудительность, Сила, Умеренность, Справедливость, Вера, Милосердие (справа от центра) и Надежда (крайняя справа). Напротив них, на северной стене, запечатлены семь пороков: это (с запада на восток) Отчаяние, Зависть (крайняя слева), Неверие, Несправедливость, Гнев, Непостоянство (слева от центра) и Глупость. Все эти образы, написанные оттенками серого цвета, напоминают каменные изваяния. Подобная техника была впервые в истории живописи применена именно Джотто; впоследствии она получила название "гризайль". Каждое изображение сопровождается соответствующей латинской надписью, а сами изображения помещены внутри "пустых" рамок, благодаря которым фигуры кажутся изваянными из мрамора.

 

 

Смерть святого Франциска

Поздние фрески
Помимо серии фресок в капелле делъ Арена, единственными дошедшими до нас фресками, которые с уверенностью приписываются Джотто, считаются работы, украшающие капеллы Барди и Перуцци во Флоренции (церковь Санта-Кроче). В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни святого Франциска. В часовне Перуцци уцелели шесть фресок: три - с изображением святого Иоанна Крестителя, и еще три - посвященные жизни Иоанна Богослова. В XVIII веке все они были закрашены белой краской. К стене с фреской, изображающей смерть святого Франциска (вверху), пристроили гробницу. В 1950-е годы эти работы Джотто подверглись тщательной реставрации. К сожалению, в ряде случаев разрушительное действие времени оказалось необратимым. Это особенно хорошо видно по фреске "Пир Ирода" (на след. стр.) в капелле Перуцци. Гораздо выразительнее выглядят фрески в капелле Барди (хотя и здесь кое в чем реставраторы были бессильны). Датируются все эти работы 1320-ми годами.

 

 

ПРОПОВЕДЬ ПТИЦАМ (1296-1304)

Эта работа входит в "проблемный" ассизский цикл -"проблемный" в том смысле, что по поводу авторства Джотто до сих пор ведутся споры. Как бы то ни было, эти фрески выделяются на фоне тогдашнего искусства, отличаясь наглядностью, незамысловатой повествователъностъю, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Персонажи сцен "вываливаются" из церковного канона: у них приземистые тела, круглые (а не удлиненные лица), правильный разрез глаз. Сюжетом для этой картины послужил очень характерный эпизод из жизни святого Франциска Ассизского. Однажды, собираясь проповедовать в лесу, где во весь голос пели птицы, Франциск вежливо обратился к ним: "Сестрицы мои птицы, если вы сказали, что хотели, дайте сказать и мне".

 

 

БРАК В КАНЕ (1304-05)

Этот евангельский сюжет - популярнейший в иконописи и живописи. Он повествует о том, как Христос на брачном пире, когда обнаружился недостаток вина, превратил в вино воду. Но мистики в этой работе Джотто не так уж много (разве что нимбы над головами святых). В остальном - тяга к изображению "как бывает в жизни" очевидна. Сравните картину с любой традиционной иконой - и революционность манеры Джотто выявится без труда.

 

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (1304-05)

Этот - тоже популярнейший евангельский сюжет - послужил темой для представленной фрески (капелла дель Арена в Падуе). Обращаясь к героям евангельских легенд, Джотто наделяет их чисто человеческими чертами. И внешне они не похожи на бестелесные образы средневекового искусства - каждый являет собой сугубо индивидуальный психологический тип. С удивительным мастерством создает художник на плоскости стены иллюзию реального пространства, спокойная и величественная композиция которого идеально согласуется по настроению с описываемыми событиями и составляет единый ансамбль с интерьером капеллы.

 

 

ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ (1320-30)

Последними из уцелевших картин Джотто являются фрески в капеллах Барди и Перуцци во флорентийской церкви Санта-Кроче. Это - одна из них. Она входит в цикл, состоящий из семи фресок в капелле Барди и посвященный жизни святого Франциска Ассизского. В одной из легенд рассказывается о том, как во время своих странствий святой Франциск оказался у египетского султана, которого попытался обратить из ислама в христианство. Желая доказать силу своей веры и могущество истинного Бога, он сказал, что пройдет сквозь огонь, если имамы султана проделают то же самое вслед за ним. Имамы отказались повторить подвиг святого Франциска, а сам султан, хотя и был глубоко потрясен случившимся, так и не стал христианином.

 

 

Лучшими работами Джотто были фрески, написанные им для различных церквей. Выделяется в этом ряду монументальная серия в капелле дель Арена, в Падуе. Интеръер капеллы, с написанной в глубине ,на западной стене, фреской Джотто "Страшный суд".

Фигура архангела Гавриила с фрески "Благовещение". Фигуру Девы Марии Джотто изобразил на другой стороне арки.

Капелла дель Арена, Падуя
Джотто бедно представлен в музеях мира. Лишь "Мадонна Оньиссанти" экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Несколько других музеев (лондонская и вашингтонская Национальные галереи, парижский Лувр) располагают панелями, которые приписываются Джотто или считаются вышедшими из его мастерской. Лучшие работы Джотто дошли до нас в виде фресок. Известны три храма, расписанные художником. Относительно авторства фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи у специалистов имеются разногласия, а фрески во флорентийской церкви Санта-Кроче сильно повреждены. Лучше всего сохранились фрески, созданные Джотто в капелле дель Арена в Падуе. Они и дают достаточно полное представление о творчестве великого художника.
Капелла получила свое название по месту расположения - там, где она сейчас стоит, некогда располагался античный амфитеатр. В 1300 году этот участок земли купил богатый житель Падуи Энрико Скровеньи и выстроил на нем роскошный дом с прилегающей к нему с южной стороны церковью.
Дом не дожил до наших времен; церковь же сохранилась. Северная сторона капеллы (некогда примыкавшая к дому и потому лишенная окон) словно специально была создана для росписей. Да и вся капелла спроектирована с этим "умыслом" - интерьер ее прост, здесь нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.
Снаружи церковь столь же проста. По сути, она представляет собой каменную коробку для хранения фресок. Автор проекта нам неизвестен, но высказывалось мнение, что к этому мог приложить руку сам Джотто. Неизвестна и точная дата постройки церкви. Приблизительно: начало строительства датируется 1303 годом. В 1305 году капеллу освятили.
Построенная церковь была посвящена Марии Милосердной (Санта-Мария делла Чарита). Энрико Скровеньи говорил, что возвел ее в честь Девы Марии и Падуи - в надежде спасти тем самым свою душу и души своих предков. На то были свои причины - отец Энрико, Реджи-нальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде. Об этом человеке повествует в своей "Божественной комедии" Данте, показывая его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище.
Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. Третий ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. Ниже этих основных сцен написано 14 аллегорических образов добродетелей и пороков. Любопытно - они расположены как бы "смотрящими" друг на друга. Над входной дверью, пробитой в западной стене, помещена большая сцена Страшного суда. У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии.

 

 

Сретение Господне Капелла дель Арена, Падуя (Начало на предыдущей странице) В восточной стене капеллы имеется арочное отверстие, ведущее в алтарь, стены которого тоже расписаны, но к этой росписи Джотто не имеет отношения. Над аркой с внешней стороны алтаря - еще одна фреска Джотто, на которой изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Немного ниже, на одной стороне арки, архангел Гавриил сообщает эту новость Марии, а на другой стороне - Мария внимает небесному посланнику. Еще ниже - две сцены, повествующие о жизни Девы Марии и Иисуса (сюжетно они связаны с основной частью цикла, но отличаются меньшими размерами). Наконец, в самом низу стены, ближе к полу, изображены две комнаты со сводчатыми потолками (смысл этих фресок не разгадан). Простой деревянный потолок капеллы выкрашен в символизирующий Небеса синий цвет. На этом фоне Джотто написал десять медальонов с изображением Девы Марии, Иисуса и ветхозаветных пророков. Капелла дель Арена много раз переходила из рук в руки. В 1820 году дом был окончательно разрушен. Сохранившуюся церковь в 1880 году приобрел в городскую собственность муниципалитет Падуи. Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

 

 

 

 

Воскрешение Лазаря

Капелла дель Арена, Падуя
Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, то площадь дневной "выработки" была побольше; в противном случае - поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня. Даже если допустить, что ему помогали в работе подмастерья, срок создания фресок оказывается солидным - никак не менее двух лет.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 830; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!