Бегство в Египет (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя



Джотто

 

Хронология Жизни

Ок. 1270 Родился в Колле ди Веспинъяно, неподалеку от Флоренции.

Ок. 1280 По всей видимости, становится учеником Джованни Чимабуэ. По некоторым данным, окончив обучение, в течение 20-ти лет работает в различных городах Европы - Авиньоне, Ферраре, Неаполе, Падуе, Равенне, Риме, Вероне и некоторых других.

1297 Пишет фрески цикла "Жизнь святого Франциска" для церкви Сан-Франческо в Ассизи.

1301 Этим годом датируется самый ранний дошедший до нас документ, касающийся жизни Джотто и подтверждающий приобретение им земельного участка в центре Флоренции.

Ок. 1303 Начинает работу над фресками в капелле делъ Арена, в Падуе.

1307 Документально подтверждено, что в этом году Джотто был во Флоренции.

1311 Становится членом флорентийской гильдии художников.

Ок. 1312 Работает над распятием для церкви Санта-Мария Новелла (Флоренция).

1313 Джотто подает судебные иски как минимум на шестерых человек, задолжавших ему деньги.

1318 Сын художника, Франческа, становится его деловым агентом.

1328 В качестве придворного художника поступает на службу к неаполитанскому королю Роберту Анжуйскому.

1334 Назначается главным архитектором Флоренции, а также руководителем строительства собора Санта-Мария делъ Фьоре и городских укреплений.

1335 Работает в Милане по приглашению местного правителя Аццоне Висконти.

1337 Умирает в январе этого года в возрасте приблизительно 70 лет.

 

 

Встреча у Золотых Ворот (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя

Расположение фресок, написанных Джотто в капелле делъ Арена, не противоречит средневековой традиции украшения храмов, но художник совершенно по-новому интерпретирует евангельскую историю, представляя ее в виде последовательного рассказа о жизни рода. Начинается этот рассказ с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Иоаким и Анна были благочестивыми людьми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Согласно канонам иудаизма, отсутствие детей являлось признаком неодобрения брака со стороны Бога. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка, "имя которого прогремит по всей Вселенной". С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске.

 

 

Оплакивание Христа (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя

Этот шедевр Джотто - жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. Эмоциональное напряжение этого "живописного" рассказа беспрецедентно - аналогов ему в тогдашней живописи мы не найдем. Символическим тут выглядит "пейзаж". Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты.
Окружающие тело Христа фигуры своими позами и жестами выражают различные эмоции. Мы видим перед собой стоически переживающих горе Никодима и Иосифа Аримафейского, рыдающую Марию Магдалину, прильнувшую к ногам Христа, женщин, заламывающих в отчаянии руки, и оплакивающих смерть Спасителя ангелов.

Этот шедевр Джотто в концентрированной форме демонстрирует новаторский характер его живописи. Разрыв с византийской традицией, господствовавшей в средневековом искусстве, здесь резко обозначен. Это касается абсолютно всего. Сакральный сюжет превращается в живое повествование. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. Художник уходит от стереотипов, отказывается от жесткой символической системы, его интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Его интересует мир в его многообразии. Его, наконец, интересует правда человеческого чувства и человеческой мысли. Его персонажи теряют прежний иконописный облик,- они - коренасты, широколицы, наделены величавым обликом, облачены в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Боккаччо писал, что герои художника - совершенно живые люди, лишь не могут говорить. Важнейшую роль у Джотто начинает играть колорит. Он не только и не столько выражает теперь небесную символику, сколько помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.
В своих композициях Джотто подвергает анализу душу человека, разбирает его чувства, показывает различные стороны его характера, его нравственное состояние. Религиозные сцены он изображает в земной обстановке,-вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью.
Да, на сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно. Но путь намечен. И этот путь приведет к высшим взлетам Ренессанса. Кажется, Джотто и, скажем, Микеланджело даже и сравнивать нельзя, но того Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти неуверенные, на наш взгляд, шаги. Первые шаги к новому искусству Сам Микеланджело это хорошо понимал, высоко ценя заслуги своего предшественника. Да и оценки других великих современников и близких потомков говорят о многом. Говорят о потрясении, испытанном ими от картин Джотто. Назовем Данте, Боккаччо. Назовем того же Вазари.

 

 

Бегство в Египет (1303-06), Капелла делъ Арена, Падуя

Эта сцена повествует нам о событии, относящемся к раннему детству Христа. Вскоре после рождения Иисуса ангел сообщил во сне его отцу, Иосифу, что семейство должно бежать в Египет. Ирод, царь иудейский, которому сказали, что в Вифлееме родился мальчик, призванный стать "царем иудейским", в страхе приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях. Этот евангельский сюжет (и собственно бегства в Египет, и самого избиения младенцев) был необыкновенно популярен в европейской церковной живописи. У Джотто бегство менее всего похоже на бегство в прямом значении этого слова; перед нами - величественная процессия, чинно и неторопливо следующая через каменистую пустыню. Джотто умел писать животных так же искусно, как и людей, о чем свидетельствует изображенный на этой фреске ослик. Композиция картины имеет пирамидальную форму, основой которой является ослик, а вершиной - фигуры Богородицы и Младенца Иисуса, как бы "вписанные" в очертания каменистого холма.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!