ЛИВАН И МАЛАЙЗИЯ: БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ



Примеры Ливана 1943—1975 гг. и Малайзии 1955—1969 гг. под­крепляют аргументы в пользу сообщественной демократии как нормативной модели. Они дают конкретные свидетельства ее приме-

18 Milne R.S. Government and Politics in Malaysia. Boston: Houghton Miffin, 1967. P. 41.

19 Von Vorys K. Democracy Without Consensus: Communalism and Political Stability in Malaysia. Princeton: Princeton University Press, 1975. P. 12.

190


нимости, пригодности для двух многосоставных обществ «третьего мира», хотя нельзя признать, что условия для сообщественности в этих странах были однозначно благоприятными.

Главные различия между указанными странами связаны с рас­кладом политических сил, размерами государств и фактором внеш­ней угрозы. Многосоставное общество в Ливане включает в себя множество сегментов, но каждый из них в отдельности является меньшинством, четыре же самых крупных сегмента вместе состав­ляют около 80% населения. Таким образом, данная ситуация близка к наиболее благоприятному варианту умеренно множественного баланса сил. В Малайзии положение прямо противоположное. Ма­лайский сегмент располагает абсолютным большинством в Ма­лайе и близок к положению большинства в Малайзии в целом. Однако за время короткого периода политической унии с Синга­пуром его численное превосходство уменьшилось, и одним из подспудных мотивов принятия им решения об исключении Син­гапура из федерации было стремление восстановить свое былое превосходство. Численное неравенство близкого к большинству сегмента малайцев и сегментов других меньшинств объясняет ве­дущую политическую роль малайцев и в Союзной партии, и в правительстве Малайзии. Этот факт порождает некоторые сомне­ния в сообщественном характере малайзийского режима даже в период 1955-1969 гг.

И Ливан, и Малайзия — небольшие страны, но если Малай­зия с населением около И млн. человек является государством, сравнимым с европейскими сообщественными демократиями, то Ливан по числу жителей (около 2 млн. человек) близок к Север­ной Ирландии. Важным фактором установления сообщественной демократии в Ливане стала борьба за независимость, которая объе­динила религиозные общины, выступившие в 1943 г. против фран­цузского мандата. Хасан Сааб пишет: «Все прочие, более серьез­ные проблемы ливанской общественной жизни отступили на вто­рой план перед этим всеобщим стремлением. Острые социальные проблемы могли бы разделить общество, но его насущной по­требностью было единство во имя общей цели — национального освобождения»20. Однако после достижения независимости кон­фликты на Ближнем Востоке делали ситуацию все более неуправ­ляемой, поскольку по многим вопросам христиане (Ливана. — Ред.) и проарабски настроенные мусульмане заняли противоположные позиции. Кроме того, на страну легло тяжкое бремя присутствия

20 Saab H. The Rationalist School in Lebanese Politics//Politics in Lebanon. P. 276.

191


на ее территории большого количества палестинских беженцев и партизанских формирований. Практически крах демократическо­го режима в Ливане в 1975 г. следует объяснять в первую очередь все более ухудшавшимися внешними условиями в сочетании с его соб­ственным изъяном — негибкостью механизмов сообщественности.

Малайзия добилась независимости без борьбы, но на одном из этапов становлению сообщественной системы помогло существо­вание внешней угрозы, порожденной «конфронтацией» в Индо­незии. На выборах 1964 г. избиратели в ответ на эту угрозу сплоти­лись вокруг Союзной партии.

Наличие в обществе традиций, способствующих становлению сообщественной демократии, сыграло свою роль в обеих странах, а особенно в Ливане. Ливанские принципы автономии сегментов ухо­дят корнями в систему «миллятов» времен Османской империи, когда религиозные меньшинства не пользовались всей полнотой прав, но имели статус автономных, самоуправляющихся сообществ*. Следует также упомянуть, что составленная в духе французских политических традиций конституция 1926 г. уже содержала в себе принцип пропорциональности при назначении на государствен­ную службу, а в 30-х годах постепенно утверждалась практика распределения высших постов между представителями определен­ных конфессий. В этом плане единственным прецедентом практи­ки сообщественности в Малайзии было формирование колониаль­ными властями комитета по межобщинным связям, состоявшего из шести малайцев, шести китайцев, одного индийца и трех предста­вителей других меньшинств. Однако этот комитет был создан лишь в 1949 г. и, следовательно, едва ли может считаться историческим, хотя несколько лет спустя опыт его деятельности был удачно ис­пользован Союзной партией для достижения договоренностей меж­ду сегментами.

«Этому комитету так и не удалось выработать подлинно надобщинный подход к проблемам, с которыми сталкивалась Малайя, — отмечает Гордон П. Минз, — и тем не менее он показал, что дос­тичь компромисса между общинами по ряду важных проблем го­раздо легче путем полусекретных, неофициальных переговоров между лидерами общин»21.

Прочие условия в обоих случаях были скорее неблагоприятными. Малайцы отличаются развитым национальным самосознанием, и все государственные символы страны связаны с малайской культу-

* «Миллят» (миллиет) — официально признанная государством самоуправ­ляющаяся религиозная община в Османской империи. (Прим, ред.)

21 Means G.P. Malaysian Politics. London: University of London Press, 1970. P. 124.

192


рой, однако для прочих сегментов они либо лишены смысла, либо неприемлемы. Как отмечает Эсман, «нечасто случается так, что народы, имеющие столь мало общего между собой, вынужде­ны жить на одной территории и при одной и той же политичес­кой системе»22. В Ливане сегменты объединяет один важный эле­мент культуры — арабский язык, но и там не сформировались надсегментные ориентации. В Ливане можно найти сегментарный национализм, например у маронитов и друзов, арабский нацио­нализм, но не общеливанские национальные чувства, как тако­вые. Иначе говоря, Ливан является не «невозможной нацией», как назвала свою книгу Лейла Мео, а многонациональным «не­возможным государством»23.

Среди взаимно усиливающих друг друга различий в обеих стра­нах есть, что важно отметить, и различия экономического харак­тера. За исключением немногих, поставленных в привилегирован­ное положение малайцев, находящихся на государственной службе, большинство представителей малайской общины составляют не­богатые крестьяне и неквалифицированные рабочие, тогда как китайцы господствуют во всех остальных секторах экономики и имеют средний доход в два-три раза выше, чем малайцы. В Ли­ване также имеет место подобный, хотя и не столь заметный раз­рыв между более зажиточными христианами и в целом более бед­ными мусульманами, причем каждая конфессиональная группа «стремилась к специализации в одной-двух профессиях», т.е. скла­дывалась ситуация, которую можно назвать «этническим разделе­нием труда»24.

Наконец, обеим странам присуща высокая степень изолирован­ности сегментов. Между сегментами в Малайзии практически нет социальных связей и взаимодействий: имеющие место контакты от­личаются «высокой степенью предупредительности», а «подспудная социальная удаленность близка к бесконечности»25. В Ливане «меж­конфессиональные связи также можно обнаружить лишь на высшем уровне каждой из конфессиональных структур»26. Однако взаимная изоляция имеет исключительно социальный, а не территориальный характер. Хотя каждый сегмент, особенно в Ливане, традиционно

22 Esman M.J. Malaysia. P. 228. См. также: Snider N.L Is National Integration Necessary? The Malaysian Case//Journal of International Affairs 27. No 1 (1973). P. 80-89.

23 Meo L.M.T. Lebanon. Improbable Nation. Bloomington: Indiana University Press,
1965.

24 Issawi Ch. Economic and Social Foundations of Democracy in the Middle East//
International Affairs 32, No 1 (January 1956). P. 37.

25 Esman M.J, Malaysia. P. 228.

26 Binder L. Political Change in Lebanon. P. 303.

193


ТАБЛИЦА 10. Сегментарная раздробленность в четырех незападных об­ществах: средняя величина по регионам и общенациональ­ные показатели

 

 

 

 

Штаты, провинции, районы

Страна в целом

средняя величина средневзвешен­ная величина
Ливан (1956)      
самая крупная группа (%) 43,0 44,9 30,3
индекс раздробленности (F) 0,72 0,70 0,81
Малайзия (1967)      
самая крупная группа (%) 61,9 57,7 50,6
индекс раздробленности (F) 0,47 0,51 0,58
Кипр (1960)      
самая крупная группа (%) 81,0 80,9 80,9
индекс раздробленности (F) 0,30 0,31 0,31
Нигерия (1952-1953)      
самая крупная группа (%) 72,5 64,4 23,9
индекс раздробленности (F) 0,42 0,51 0,82

ИСТОЧНИКИ: Рассчитано по данным изданий: Suleiman M.W. Political Parties in Lebanon: The Challenge of a Fragmented Political Culture. Ithaca: Cornell University Press, 1967. P. 27; Esman M.J. Administration and Development in Malaysia: Institution-Building and Reform in a Plural Society. Ithaca: Cornell University Press, 1972. P. 18; Visser C.J. Cyprus: Mislukte republiek. The Hague: Nederlands Institut voor Vredesvraagstukken, 1975; Coleman S.J. Nigeria: Background to Naionalism. Berkley: University of California Press, 1958. P. 15.

считает определенную территорию местом своего исконного прожи­вания, ни одна из этих двух стран не является «федеративным об­ществом»*. В табл. 10 показана раздробленность Ливана на четырнад­цать конфессиональных групп и Малайзии на малайский, китайский

"«Федеративное общество» — понятие, введенное в исследовательскую прак­тику американским специалистом по теории государственного управления У. Ливингтоном в работе: Livington W.S. Federalism and Constitutional Change. Oxford: Clarendon Press, 1956. «Сущность федерализма заключается не в конституционной терминологии, а в тех экономических, социальных, политических, культурных силах, которые делают федеративные формы необходимыми... Федеративная сис­тема — jto средство, позволяющее выявить и сохранить федеративную природу общества». (Ук. соч. С. 1-2). Если сформулировать основную идею У. Ливингтона в терминах теории сообщественности, то федеративным следует считать многосос­тавное общество с территориально разделенными, но компактно проживающи­ми сегментами. (Прим, ред.)

194


и индийский сегменты, как по всей стране в целом, так и по пяти провинциям Ливана и тринадцати штатам Малайзии. Индекс раздроб­ленности особенно высок в Ливане, и в обоих случаях уменьшение уровня раздробленности при переходе от страны в целом к отдельным административно-территориальным единицам, измеренное во средне­взвешенных величинах, минимально: с 0,81 до 0,70 в Ливане и с 0,58 до 0,51 в Малайзии.

Из всего этого следует общий вывод: созданию и поддержанию сообщественной демократии в указанных незападных многосос­тавных обществах благоприятствовали некоторые позитивные фак­торы, но в то же время некоторые другие факторы оставались од­нозначно негативными. Поскольку условия отнюдь не были исключительно благоприятными, поскольку впечатляющий успех обоих сообщественных экспериментов ни в коем случае не был предрешен заранее. Этот вывод повышает и теоретическое, и нор­мативное значение обоих примеров.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!