СООБЩЕСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В МАЛАЙЗИИ,



Гг.

Опыт Малайзии дает второй пример достаточно эффективной сообщественной демократии в «третьем мире», хотя характер многосоставности общества в этой стране и тип сообщественных ин-

14 Suleiman M. W. Political Parties in Lebanon. P. 54.

13 Shils E. The Prospects for Lebanese Civility//Politics in Lebanon. P. 2, 4. См. также выводы Теодора Ханфа в: Hanf T. Erziehungswesen in Gesellschaft und Politik des Libanon. Bielefeld: Bertelsmann Universitatsverlag, 1969. P. 43-52; Smock D.R., Smock A. C. The Politics of Pluralism: A Comparative Study of Lebanon and Ghana. New York: Elsevier, 1975. P. 152-192.

187


ститутов, получивших развитие в ней, существенно отличаются и от Ливана, и от европейских стран. Сегментов в малайзийском много­составном обществе меньше по количеству, но различия между ним глубже, чем между конфессиональными группами в Ливане. Круп­нейший сегмент — малайцы — составляет около 53% населения Ма­лайи (Западной Малайзии); китайцы — 35%, индийцы и пакистан­цы — 11% населения. В Малайзии в целом, т.е. с учетом восточно-малайзийских штатов Саравака и Сабаха, эти показатели несколько ниже, и малайцы не составляют там абсолютного боль­шинства. Сегменты разделены усиливающими друг друга различия­ми по признакам языка, религии, культуры и расы.

Наиважнейшим инструментом сообщественности в Малайзии выступала Союзная партия (National Alliance), т.е. «большая коали­ция» крупнейших — малайской, китайской и индийской — поли­тических партий. Союзная партия была образована в начале 50-х годов малайскими и китайскими политическими лидерами, к которым вскоре присоединились и индийцы; она завоевала четыре пятых голосов избирателей и почти все (за исключением одного) места в парламенте на первых федеральных выборах в 1955 г. После победы было образовано правительство с участием всех трех сегментарных партий. Таким образом, к моменту обретения Малайей независимо­сти в 1957 г. «большая коалиция» уже сформировалась и продолжа­ла существовать в течение довольно долгого периода — во время еще двух федеральных выборов в 1959 и 1964 гг., в период превра­щения Малайи в Малайзию в результате присоединения к первой Сингапура, Саравака и Сабаха в 1963 г., выхода Сингапура из федерации в 1965 г. и вплоть до своего временного распада в 1969 г. Договоренность, на которой основывалась Союзная партия, пре­дусматривала значительную степень самоуправления сегментов в социальной и культурной сферах. Заметим, что такая автономия сегментов не является функцией федеративной системы Малайзии, потому что границы расселения сегментов географически не очер­чены и не совпадают с границами между штатами, а также потому, что федерация имеет централизованный характер и исключение со­ставляют лишь два штата Восточной Малайзии, наделенные особым статусом.

О приверженности Союзной партии принципу пропорциональ­ности можно говорить только в том случае, если сферы политики и экономики рассматривать вместе. Исходное соглашение, на ко­тором основывался режим правления Союзной партии, было свое­образной сделкой: первенство в сферах политики и управления да­валось малайцам в обмен на сохранение экономической гегемонии китайцев. Такой обмен был выгоден для обеих сторон. Как отмечает

188


Милтон Дж. Эсман, «малайцы получали политическую независи­мость, контроль над органами управления и политическую систему, которая должна была стать малайской по стилю и набору символов. Взамен китайцы получали больше, чем могли бы мечтать их сооте­чественники где-либо в Юго-Восточной Азии, т.е. им предоставля­лись равные с коренным населением права гражданства, участия в политической жизни, занятия части государственных постов, неогра­ниченные экономические возможности, терпимое отношение к их язы­ку, религии и культурным институтам»16.

В вопросах политики и управления в рамках Национального альянса старшим и главенствующим партнером явно была малай­ская партия, а китайская и индийская партии — младшими парт­нерами*. Избирательная система основывалась не на принципе пропорциональности, а на британском принципе мажоритарности при одномандатных округах. Этот принцип был выгоден малай­цам как крупнейшей группе, поскольку он обеспечивал им еще больший перевес благодаря такому способу формирования из­бирательных округов, при котором преимущества получали сельс­кие районы с малайским большинством населения. Партнеры по Союзной партии договорились о выдвижении единых кандидатов от трех партий в округах, но всегда представительство малайцев среди кандидатов было завышенным. Соотношение между лицами, занимавшими высокие посты на государственной службе, было таким: четверо малайцев на одного немалайца. «Специальные права» давались малайцам и во многих других областях. Но несмотря на все это, по оценке Эсмана, немалайцы в 1972 г. занимали две трети постов на государственной службе, требующих высокой про­фессиональной или управленческой квалификации. Данный факт объясняется более высоким образовательным уровнем этих групп населения17. По сути доминирование малайцев в политике означа­ло также, что право меньшинства на вето может действовать лишь в весьма ограниченных пределах. Чрезвычайно трудно оценить и практически невозможно определить точно, служило ли экономи-

16 Esman M.J. Administration and Development in Malaysia: Institution-Building and Reform in a Plural Society. Ithaca: Cornell University Press, 1972 P. 25.

* Как и в примерах, касающихся европейских стран, А. Лейпхарт приводит не точное название партии, а главную (а данном случае — этническую) характе­ристику их массовой базы. В правящую коалицию входили: Объединенная малай­ская национальная организация, Китайская ассоциация Малайзии и Индийский конгресс Малайзии. (Прим. пер.)

17 Esman M.J. Malaysia: Communal Coexistence and Mutual Deterrence// Campbell E. Q. (ed. ) Racial Tensions and National Identity. Nashville: Vanderbilt University Press, 1972. P. 235; Means G.P. Special Rights as a Strategy for Development: The Case of Malaysia//Comparative Politics 5. No 1 (October 1972). P. 29-61.

189


ческое превосходство немалайцев достаточным противовесом по­литическому преобладанию малайцев, но Р. С. Милн пришел к вы­воду: «При рассмотрении ситуации в целом, с учетом социальных, экономических и политических факторов, становится ясно, что фак­тически достичь приблизительного временного равновесия между интересами общин... все же удалось»18.

Однако даже если согласиться с выводами Милна, то сообщественную систему в Малайзии нельзя однозначно признать удав­шейся, поскольку демократия не смогла надолго обеспечить себе стабильность. Она рухнула после выборов 1969 г., на которых Со­юзная партия потеряла значительную часть голосов избирателей, и хотя она не утратила большинства в парламенте, но тем не ме­нее уступила позиции нескольким не входившим в Альянс об­щинным партиям. Это привело к волнениям и гражданским беспо­рядкам. Парламент был распущен. До 1971 г. власть находилась в руках чрезвычайного совета, состоявшего преимущественно из малайцев. Затем парламентский режим был восстановлен, но лишь после того, как парламент закрепил в конституции привилегиро­ванное положение малайцев и запретил дальнейшее обсуждение в обществе и в парламенте этой болезненной проблемы. Лидеры Союзной партии возобновили усилия по воссозданию «большой ко­алиции»: они принимали в состав Союзной партии другие общин­ные партии и заключали с ними коалиции после выборов. Из-за ограничений свободы слова и усиления политической дискримина­ции, осуществляемой малайцами, Малайзия после 1971 г. вряд ли может считаться страной совершенно демократической или сообщественной. Однако до 1969 г. она несомненно являлась, по словам Карла фон Фориса, жизнеспособной «демократией без консенсуса» и служила в качестве вдохновляющего примера тем, кто верит, что «пока еще рано прощаться с надеждой на установление демократии в Азии и Африке»19.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!