Возрастные предпосылки литературного развития младших школьников.



Особенности:

Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития. Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей.

Чтобы лучше познакомить школьников с творчеством крупнейших писателей, чтение их произведений проводится в определённой системе. Произведения русских писателей от класса к классу расположены по степени нарастающей трудности.

Проникновение в содержание текста требует понимания многообразных изобразительно-выразительных средств языка, благодаря которым создаётся художественный образ. От класса к классу всё глубже осваивают школьники целый ряд соответствующих понятий: жанры литературных произведений, богатство изобразительных средств языка (метафора, эпитет, олицетворение и др.), композицию. Ученики знакомятся с элементами стихосложения – строфой и рифмой.

Способность мыслить словесно-художественными образами – это, прежде всего, способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания.

Художественная (образная) речь является фактором, формирующим и совершенствующим многие психические функции растущего человека (например, воссоздающее воображение, наблюдательность, эмоциональная и образная память и, конечно, известные качества мышления).

В процессе чтения и восприятия художественной литературы, обогащения жизненного опыта, запаса необходимых знаний развивается и крепнет у ребёнка способность мыслить словесно-художественными образами.

 

Способы построения текста. Диалог героев. Рассказчик-герой. Рассказчик-повествователь. Рассказчик с «плавающей точкой зрения».

Диалог героев. (Разговор героев. Диало́г - в обыденном смысле литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; в философском и научных смыслах специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.)

Рассказчик-герой. (рассказывает о себе или о себе и других героях; РГ может обозначаться словом «я», «мы», «ты», «вы». Это тот, кто принимает участие в событиях и повествует о них; таким образом по видимости «отсутствующий» в повествовании автор создает иллюзию достоверности всего происходящего).

Рассказчик-повествователь. (о себе ничего никогда не рассказывает, он как бы прячется, рассказывает только про других, но все всегда про всех знает; он находится за пределами картины жизни этих других, но может всюду проникать, поэтому его герои – «они», и эти «они» заключены еще в одну рамочку, чтобы показать, что они отделены от РП)

Рассказчик с «плавающей точкой зрения». ( как правило, это рассказчик-повествователь. Это такой рассказчик, который все рассказывает сам, своими устами, а вот точка зрения у него необычная: это может быть не только его точка зрения, она может «переплывать» от рассказчика к герою. Нельзя забывать, что РП всегда все знает про своих героев, даже про то, что они думают и чувствуют, так что точка зрения РП может «сливаться» с точкой зрения его героя.)

Задача школьного курса «Литература как предмет эстетического цикла» в начальной школе.

Цель курса "Литература как предмет эстетического цикла", разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Предметом освоения данного курса литературы является отношение "автор - художественный текст - читатель", а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях "автора" и "читателя".

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:

• открыть ученикам существование позиций;

• предоставить возможность практически действовать в них;

• оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [10] с.59

Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность.

А) Работа в позиции "читатель".

Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и др.). "Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного волнения от общения с художественным текстом" [10] с.59

Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения воссоздавать самостоятельно "картину мира", созданную автором, выдвигается акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. "При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев". [10] с.60

Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы. Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение сочинений.

В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично высказывать свои оценки, становиться "соавторами", в результате понимание текста становится более глубоким, уточняются его "личностные" интерпретации.

Б) Работа в позиции "автор"

• работа в позиции "автор-художник"

Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка, обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или домашних сочинений учащихся.

работа в позиции "автор-публицист"

Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.

Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том, что "перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного характера" [10] с.61

В) Работа в позиции "теоретик"

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в практической деятельности школ.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 816; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!