РИСОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



 

Р. Д. Абдуллина

Научный руководитель — А. Г. Посаженникова, преподаватель

ГБПОУ «Белорецкий педагогический колледж»

 

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, талант, одаренность. Проблемой развития способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддъяков, П. Торренс.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность является устойчивым увлечением практически всех детей. Занимаясь изобразительной деятельностью, они имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве. Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время − это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации.

Исходя из выше изложенного, мы определили цель исследования: выявить способы нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у старших дошкольников в процессе занятий в изостудии.

Так что же такое способности? Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, а во-вторых, добивается результатов, значительно превосходящих средний уровень. Творческие способности представляют собой сплав многих свойств. Основными показателями творческих способностей, по Э. П. Торренсу, являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

По мнению А. М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период развития − 2-5 лет, когда закладывается фундамент личности ребенка. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь.

Как считает В. Н. Белкина, старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности [2].

Ребенок 5−7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, настойчивость. Инициативность ребенка связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умения преодолевать трудности [3].

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное — передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для юного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Занятия с элементами нетрадиционных техник основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей выразительны и разнообразны. Мы рассмотрели многие техники нетрадиционного рисования и выделили наиболее подходящие для реализации задач нашего исследования: «Рисование пальчиками, ладошкой»; «Кляксография», «Проступающий рисунок», «Рисование тычком», «Каракулеграфия», т. к. они дают возможность ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести, создать что-то свое, новое, необычное.

После теоретического изучения исследуемой проблемы мы обнаружили, что только создание благоприятных условий недостаточно для развития творческих способностей ребенка. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей средствами нетрадиционных техник рисования. Это подтвердили и результаты проведенного нами исследования творческих способностей пятилетних дошкольников.

Нами была проведена в полном объеме серия занятий: 2 раза в неделю, длительностью 30 минут. Всего было проведено 6 занятий, которые включали использование нетрадиционных методик рисования.

На первом занятии детям предлагалось отправиться в путешествие в космос. Сначала восковыми карандашами дети рисовали планеты, звезды, летающие объекты, а потом весь рисунок закрашивался темно-синей краской. Когда ребята увидели, как нарисованные мелками предметы проявляются через краску, они очень заинтересовались этим процессом и стали задавать вопросы, почему так происходит, пытались сделать свой рисунок необычным, отличающимся от других.

На втором занятии дети познакомились с техникой «кляксография». «Веселые кляксы» − так мы назвали свое занятие, на котором дети пытались увидеть в кляксе новые образы. После того, как мы показали, как рисовать техникой «кляксография», дети приступили к работе. У Миши работа отличилась тем, что все дети искали образы внутри кляксы, а он саму кляксу превратил в большую черепаху, а в панцире смог разглядеть еще несколько образов.

Следующее занятие «Ладошки и пальчики» предлагало детям пофантазировать, на что похожа наша ладошка. Ответы детей были самые разнообразные, а затем мы дали задание ладошкой нарисовать, что им хочется и украсить ее пальчиками. Занятие у детей вызвало огромный интерес, радость при рисовании. И у каждого ребенка был свой рисунок.

Занятие «Волшебный карандашик» в технике «каракулеграфия» для детей было очень интересным. Детям предлагалось помочь рассеянному художнику, который рисовал иллюстрации к сказке и не дорисовал героям части тела. Задачей для детей было узнать недорисованного героя и дополнить его образ. Различные каракули, изображенные на листе, развивают воображение детей.

На следующем занятии мы поговорили об одуванчиках, после чего предложили нарисовать их. Дети самостоятельно придумали сюжет своего рисунка, композицию и цвета. Чтобы цветы были более пушистыми и похожими на оригинал, мы попросили детей нарисовать методом тычка. Ребята стали украшать свои рисунки уже без наших указаний. Никита совершенствовал свой рисунок и попытался придать работе законченный вид. По его словам, у него получилась целая семья: «Большой одуванчик − это папа, поменьше − мама, и три маленьких − это их дети».

Анализ проведенной серии занятий показал, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество, но с ними необходимо постоянно заниматься для повышения уровня развития творческих способностей, иначе эти способности в дальнейшем могут угаснуть.

В ходе сравнительного анализа результатов первичной и вторичной диагностики мы сделали вывод о том, что применение нетрадиционных техник в процессе рисования способствует развитию у детей творческой активности, желания рисовать, стимулирует к созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов, развивает воображение, способность видеть необычное в обычных предметах.

Таким образом, проведенная опытно-практическая работа оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.

 

Библиографический список

1. Барташникова И. А. Учись играя / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. Харьков: Фолио, 2011. 24 с.

2.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова и др. М.: Сфера, 2005. 56 с.

 

© Абдулина Р.Д., 2018

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!