Задачи: рассмотреть особенности литературного процесса 1920-х годов; отметить особенности звучания темы революции и гражданской войны в творчестве писателей и поэтов.             



Тема революции в творчестве Фадеева. Роман «Разгром»

Работа над темой урока

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, гражданская война, приход к власти большевиков разделила русских писателей и поэтов. Значительная часть эмигрировала, это была первая волна эмиграции: Бунин,  Куприн ( вернулся в Россию только в 1937г) , А.Толстой ( вернулся в 1923г), Набоков, Бальмонт, Замятин, Цветаева  ит.д.( вернулись в 1939) Часть писателей составляли «внутреннюю эмиграцию». Они не покидали России, но были лишены возможности печатать свои произведения, не отвечающие «канонам пролетарской литературы»: Ахматова, Пастернак. Булгаков и др. но именно они смогли показать трагизм времени, уничтожение личности в огне гражданской войны. Многие из них не определили свое отношение к советской власти. В начале 20-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те , кому суждено быть известными писателями: Фурманов, В.В.Иванов, Зощенко, Федин, Бабель, и др.
Ведущая тема в литературном творчестве – интеллигенция и революция, Интеллигенция и гражданская война. Значительные произведения: «Конармия И.Э.Бабеля, «Разгром» А.А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, и др. Создавались произведения, опирающиеся на реальные факты, события, людей, например: «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев «Д.А.Фурманова, «Тихий Дон» Шолохова и др.
Особенности русской литературы 20-х годов: 1.Эмигрантская литература. Бунин, Куприн, Набоков, Шмелев, Цветаева и др будучи на чужбине создают прекрасные произведения. 2. «Потаенная литература» создавалась писателями и поэтами , которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. Например: Платонов «Котлован», Булгаков «Мастер и Маргарита», Ахматова «Реквием» 3.Советская литература, создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю
Литературные направления и группировки 1.Реализм Обновленный реализм, адаптируется к мироощущению человека 20 века; Советский реализм-показ нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. 2. Модернизм В прозе рождаются жанры: Антиутопия «Мы» Замятина. Жанр фрагмента « Голый год» Пильняка Сатиры Зощенко В поэзии: Символизм как течение после Октября не развивался. . В 1921 г. ушел из жизни А. Блок, а в 1924 - В. Брюсов. После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский социализм. Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911-1914), после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Задача акмеизма - обретение равновесия между «земным» и «небесными» мирами. Истинным вождем, душой этого направления был Н. Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник. «Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. «Центрифуга», куда входили Б. Пастернак, Н. Асеев, существовала и в первые годы советской власти. Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции. Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции. В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры. Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания. Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество. Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.
Появляются новые литературные группировки:
Название Период существования Члены группы Концепция
ЛЕФ (Левый фронт искусств) 1922 – 1928 В. Маяковский О. Брик В. Арбатов Н. Чужак В. Каменский А. Крученых Б. Пастернак Пропаганда союза искусства с производством, вера в технический прогресс, утверждение литературы факта, репортажа, монтирования документов вместо художественного вымысла.
«Перевал» 1923 – 1929 А. Воронский (критик, лидер группы) А. Весёлый М. Голодный М. Светлов Э. Багрицкий А. Платонов И. Катаев А. Малышкин М. Пришвин Свобода писателей от социального заказа, право автора на выбор темы и жанра произведения, борьба с нормативным «управляемым искусством».
Конструктивизм 1924 – 1930 К. Зелинский И. Сельвинский В. Луговской В. Инбер Б. Агапов Е. Габрилович Стремление к фактам, цифрам, к деловой речи, цитатам из документов; подчинение образов и темы произведения его форме, конструкции. В какой-то мере это повторение концепции ЛЕФа.
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) 1926 – 1931 Д. Хармс А. Введенский Н. Заболоцкий Е. Шварц Пародийно-абсурдное изображение действительности

Учебник стр 355-357

 

«Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы».

«Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения

Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры.

Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!