Глава II. ФИЛОСОФИЯ О МИРОУСТРОЙСТВЕ, ИЛИ ОНТОЛОГИЯ



На фоне историко-философского изложения становления проблем онтологии и форм их представления определяется содержание религиозной, философской и научной картин мира; смысл категорий бытия и материи, сознания; способы существования материи и ее основные субстанциональные характеристики; универсальные связи бытия (принципы системности, самоорганизации, детерминизма, развития); понимание диалектики как учения о развитии, ее законы.

Картина мира, ее типы и принципы формирования

В данном параграфе будут представлены принципы формирования и содержание религиозной, философской и научной картин мира.

Картина мира, с каких бы позиций к ней ни подходить и какую бы типологию по методам построения ей ни давать, — это прежде всего отношение человека к миру, причем подлинный смысл этого отношения составляет отношение человека к самому себе, "воззрение" на самого себя, лишь опосредованное взглядом на мироустройство. Но это не созерцательный взгляд, как в уже рассмотренных нами учениях о первоосновах мира, а так или иначе взгляд действующего человека, для которого картина мира определяет мотивацию его поведения. Здесь важно подчеркнуть именно аспект активности, того качества, которое делает человека не наблюдателем, не объектом, а субъектом жизнедеятельности, что бы ни проповедовалось в тех теориях, на основании идей которых творится (именно творится!) человеком картина мира. Так или иначе человек формирует свой образ жизни, то есть образ мыслей и образ действий. Даже если человек — сторонник пассивного отношения к миру, он совершает поступки, объективно имеющие социальную значимость и тем участвующие в "сотворении" реальности. Сравнение трех типов картин мира — религиозной, философской и научной — показывает, что творческая роль в этом плане принадлежит не только сознанию и духовной деятельности, а и практической деятельности. Именно духовная деятельность, и в частности рефлективная (уже в диалектической традиции в истории философии рефлексия понималась как процесс двусторонний: каждая из сторон как бы является в другом, отражается другой), способна придать практической преобразующей деятельности творческий характер. Ценностью же для человека является именно творчество, а не преобразование как таковое. Творчество характеризуется прежде всего новизной, но не только результата деятельности, а также изменением ее субъектов и способов. Подлинное творчество — не просто создание чего-то отличного от уже имеющегося, а такого, что глубже и точнее вскрывает сущность и специфические черты развивающегося предмета. Творчество — одна из конкретных форм развития, проявление целенаправленной деятельности человека, связанное со свободным действием его (человека) сущностных сил и открытием потенциальных возможностей.

Творчество тесно связано с мировоззрением. Всякий акт человече­ской деятельности может быть оценен с определенных мировоззренческих позиций как содействующий или препятствующий реализации определенных идеалов. Такое отношение предполагает оценку в соответствии с некоторой системой ценностей. "Ценность понимается как опредмеченное (опредмечивание — термин для обозначения перехода в процессе практической деятельности фактов сознания, в которых проявляются сущностные силы человека, в предмет реальной действительности) в социальном институте общественное отношение, скрытое за нормативной интерпретацией (нормы любой деятельности — регуляторы поведения человека в обществе, смысл которых — воспроизводить имеющиеся социальные отношения; почему отступление от норм и воспринимается, и реально ведет, при определенных условиях, к изменению системы общественных отношений)" (А. С. Богомолов. "Опредмечивание, ценности и социальное познание"). Поэтому ценность — не внешнее привнесение, она входит в саму структуру опредмеченного отношения, она — "зеркало", отражающее в данной вещи социальную природу человека.

Ценностные ориентации как элемент внутренней структуры личности представляют собой своеобразную "ось" сознания, обеспечивая устойчивость личности и формируя идеал как стимул деятельности. Наличествующий в мировоззрении идеал выступает и как цель, и как средство его достижения, поэтому он должен содержать элементы, имеющиеся в реальной жизни (иначе он уводит в утопизм). Понятно, что в процессе движения к идеалу человек изменяет и самого себя. В связи с этим появляется проблема рационализации действительности и деятельности как материальной, так и духовной. В истории мысли, конечно, чаще говорили о духовной стороне, но как раз история науки и техники показывает роль жизненных потребностей в совершенствовании всех элементов структуры любой деятельности — объекта, субъекта, способов и приемов.

Картина мира дает целостное представление не только об основании мира, но и обо всей совокупности взаимоотношений "мир — человек".

Как всякое отношение, картина мира предполагает оценку. "Я так вижу", значит, я именно это хочу, скорее могу, увидеть, поскольку вынужден так видеть (не самое подходящее слово для описания процесса творчества, но оно отмечает внутреннюю обусловленность действий субъекта объектом, на который направлено это действие), опираясь на весь свой совокупный жизненный опыт, куда входит и освоенный мною опыт человечества. Поэтому рассмотрение различных типов картин мира имеет целью показать прежде всего формирование ценностей и идеалов как стимулов и мотивов творческой деятельности по рационализации окружающей действительности (и человека как ее неотъемлемой и активной составляющей). Однако это невозможно без уяснения онтологических принципов, объясняющих, где мы живем и что можно и нужно преобразовывать. При этом речь идет не только о природном мире, но и рукотворном мире культуры, при создании которого достижения науки и принципы научной картины мира играют большую роль.

Вопрос о формировании философской и научной картин мира частично уже затрагивался при рассмотрении натурфилософии и мета-физики как форм не только философского знания, но и сохранения и развития научного знания. В то же время для философии (особенно научной) одним из главных оснований развития (но не единственным) является естествознание. Какие же существенные моменты для восприятия мира открываются естествознанием и научной картиной мира? Научная картина мира составляет по своей сути основание научного сознания, благодаря которому достигается целостность предметной области, определяется стратегия научного поиска и во многом обеспечивается включение результатов научной деятельности в культуру соответствующей исторической эпохи.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний различных наук и включает в себя представления как о природе, так и об обществе. Каждая наука в пределах своего предмета создает целостное видение исследуемой реальности, то есть определенного фрагмента или аспекта действительности. Синтез знания внутри как локальной, так и общей картины мира — достаточно сложная задача и представляет собой самостоятельное направление исследования, имеет методологическое и мировоззренческое значение. При этом роль формирования картины мира может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие предмета конкретной науки и стиля научного мышления вообще, а также на становление и изменение основ и содержания картины мира, свойственной иным типам мировоззрения. Пример тому — кризис физики и его последствия для философии в начале нашего столетия; отношение к генетике и кибернетике в 40—50-е годы XX века в нашей стране. Последнее связано и с функционированием научной картины мира как некоторой исследовательской программы, которая обусловливает постановку целей и задач научного поиска (и на эмпирическом, и на теоретическом уровне), а также выбор средств их достижения и решения.

Для науки одним из важнейших оснований служит философия. Поэтому философская и научная картины мира дополняют друг друга, их принципы, а тем более история и логика формирования, взаимосвязаны, имеют общие основания.

Давая содержательное определение научной картины мира, остановимся лишь на самых общих моментах, выбор которых задан рассмотрением этих вопросов в курсе общефилософских проблем.

Так, космоцентризм античной философии подводил к выводу о том, что между природным и человеческим мирами нет пропасти, вселенная едина. А поскольку даже слово "космос" первоначально означало "порядок", вселенная представлялась структурированной, что нашло отражение в атомистике Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Атомистика была одной из ведущих идей во всей истории развития натурфилософии, в рамках которой долгое время развивалось научное знание, и оказывала стимулирующее влияние на развитие естествознания. Согласно концепции системной организации материи, выделяются три структурных уровня: мегамир — мир космоса; макромир — мир устойчивых форм, соразмерных человеку величин; микро­мир — мир атомов и элементарных частиц. Идея структурных уровней материи оценивается очень-высоко наряду с идеей причинности и познаваемости. Однако в настоящее время эта идея лишена иерархич­ности, нельзя сказать, что какой-то из миров проще, другой сложнее, они не соотносятся как часть и целое. Здесь преодолен механистический подход к материальности мира, что не мешает сохранять принцип монистического его "развертывания" из единой материи и понимания специфики процессов на различных уровнях как проявлений всеобщих законов.

Геоцентрический принцип построения космологических теорий (они представляли собой обобщение фактов естествознания и философии) в определенный период времени увязывал воедино все подходы к осознанию онтологических основ мира, религиозные в том числе. Развитие астрономии и открытие Коперника принималось религиозными апологетами как средство вычисления одного из основополагающих "событий" библейской истории — рождения Христа (и соответственно, празднования Пасхи, которое привязывалось, по евангельскому описанию, к восхождению определенной звезды, "сообщающей" о факте рождения; а звезды "имеют привычку" двигаться по Небосклону и не всегда оказываются в одном и том же месте в "нужное" с позиций человеческого хотения время, потому даты важнейшего Христианского праздника меняются, рассчитываются от движения солнца и Луны), но отвергалось как принцип строения мира, поскольку утрачивался смысл постулата об уникальности творения Богом жизни на Земле и всей религиозной иерархии ценностей, а самое главное — доказательство существования Бога как предела всего совершенного.

Развитие математического знания формировало представления о количественном и зависящем от него качественном многообразии мира, способствовало развитию техники (а это уже "вторая природа" — культура) и, кроме того, давало пример логической законченности, всеобщности, очевидности как основ достоверности и истинности полученного знания.

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знания об окружающем мире. В развитии науки есть переломные этапы, кризисы, в том числе и сопровождающиеся выходом на качественно новый уровень знания. Таковы этапы научных революций. Но это не кратковременное событие, а некоторый исторический период. Глобальные научные революции изменяют поначалу какую-то конкретную сферу знания, где зарождаются, делая ее лидером, новые представления, принципы и методы, которые затем распространяются на все научное мышление в целом и ведут к пересмотру научной картины мира. К таким революциям относятся открытия науки Нового времени: коперниканская революция и создание классической механики. Это легло в основу создания механистической картины мира. "Создание Ньютоном теории тяготения и его вклад в астрономию (создание небесной механики. — Е.Е.) знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатый Коперником. Ибо представление о сферах, управляемых перводвигателем или ангелами по приказу Бога, Ньютон успешно заменил представлением о механизме, действующем на основании простого естественного закона..." (Дж. Бернал. "Наука в истории общества"). Закон всемирного тяготения производил огромное впечатление на ученых масштабом обобщения (как универсальный закон природы) и простотой картины мира, складывающейся на этой основе. Так, Ньютон предложил миру и научно-исследовательскую программу, названную им "экспериментальной философией", девиз которой в формулировке Ньютона: "Гипотез не измышляю".

Взаимодействие философской и научной картин мира проявлялось и в развитии общих методов познания. Долгое время в естествознании господствовал метафизический метод исследования. "Разложение природы на ее отдельные части, разделение различных процессов и предметов природы на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам — все это было основным условием тех исполинских успехов, которые были достигнуты в области познания природы за последние четыреста лет", — писал в середине XIX века Ф. Энгельс. Диалектические идеи всеобщей связи и развития могли утвердиться в науке лишь после того, как был пройден этап изучения отдельных объектов, явлений и их классификации. Именно этому способствовала третья научная революция, начало которой положила небулярная теория И. Канта, объясняющая процесс происхождения Солнечной системы исторически. Все еще опираясь на классическую механику, Кант создал развивающуюся картину мира. Затем Лаплас предложил свою гипотезу возникновения планет, и на целое столетие утвердилась космогоническая гипотеза Канта —Лапласа.

В XIX веке диалектические идеи развития распространились на геологию и биологию и определили переход от концепции катастрофизма (имеющиеся знания уже не позволяли сочетать средневековое учение о кратковременности истории Земли, потому смены геологических формаций и видов фауны объясняли катастрофами, время от времени происходящими на нашей планете) к эволюционизму. К открытиям, подтверждающим наличие всеобщих связей в природе, относятся клеточная теория существования всего многообразия в растительном и животном мире; закон сохранения и превращения энергии; периодический закон химических элементов. Природа отныне представала как непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.

Однако механистическая картина мира знала только один вид материи — вещество. С открытием электромагнитного поля (М. Фарадей) и световых волн, а в начале XX века квантовой теории и теории относительности были заложены основы современной картины мира, характеризующиеся новыми, квантово-релятивистскими представлениями о физической реальности.

Для формирования научной и философской картин мира, а также для развития социального познания, которое дополняло понимание общей реальности, большое значение имели принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности, самоорганизации, а также открытие динамических и статистических закономерностей. Сложность, многофакторность, вариативность результатов, способность к измене­нию структуры системы, столь характерные для социальных систем, как нельзя лучше объяснялись с помощью этих общих для научного мышления принципов.

Однако наши представления о мире не остаются неизменными. Без Учения В.И. Вернадского о биосфере, то есть о геохимических функциях живого вещества и человечества, невозможен "гармоничный ход научного и философского мышления". В работе "Мысли и наброски" он пишет: "Сознание человечества становится той "силой", тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс". Но этот постулат имеет и обратный ход: Принимая решение, человек должен просчитывать все возможные Последствия для природы с позиции "не навреди". Так экологический Императив культуры становится одним из принципов организации жизни человеческого сообщества в планетарном масштабе (планетарной цивилизации).

Интересно отметить, что одновременно с В.И. Вернадским концепцию биосферы разрабатывали французские ученые, один из которых, Тейяр де Шарден, соавтор понятия "ноосфера", был неотомистом, последователем апологетической религиозной философии, опираю­щейся на теологическое учение средневекового монаха ордена Св. Доминика Фомы Аквинского, за свою ученость и праведный образ жизни получившего прозвище "ангельского доктора". В работе "Феномен человека" Т. де Шарден писал, что человек, как "ось и вершина эволюции", показывает, что жизнь по своей природе космична, и нить ее таится в самой ткани универсума. Эволюция вселенной идет не в пространственном, а психическом направлении. Поэтому человек не только венец беспрестанной эволюции, но и некое начало направленной эволюции, стремящейся к "точке Омега" — планетарному сознанию, духовному "яйцу мира". Не проводя сравнений и не пытаясь доказать приоритетность каких-либо идей, хочется напомнить и в этом разделе о русских "космистах" как явлении не только отечественной культуры, но и планетарного масштаба. Русские "космисты", в частности, А.Л. Чижевский, обосновывали гипотезу об универсальности явления цикличности всех земных и космических процессов, что способствовало прогнозированию и планированию будущего. Открытия И. Пригожина в области химии со временем подтвердили свой всеобщий характер и позволили обосновать новый единый принцип эволюции как динамического состояния неравновесных систем (открытых систем). Не страшна теперь и энтропия, поскольку системы оказались способными изменяться, чтобы избежать самоуничтожения вследствие накопления нежелательных и губительных явлений. В связи с этим стала возвращаться и идея прогресса, значительно "отодвинутая" с периферии, в том числе и философского сознания, вследствие все того же открытия цикличности в развитии.

Религиозная картина мира, если представить ее в общем виде, достаточно проста, хотя в ней есть такие сложные понятия, как Троица и связанные с ней представления о двойственной природе Христа и другие, которые трудны для понимания и требуют значительных интеллектуальных усилий для своего осмысления. И каковы бы ни были отношения между религиозными мыслителям и не только различных направлений, но и внутри одного, идет процесс эволюции и модернизации религиозных учений и религиозной мысли. Однако это тема обширна сама по себе и здесь, конечно, есть повод "поговорить", но сделать это придется в другой раз.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.... и отделил Бог свет от тьмы. ...И создал Бог твердь... и назвал Бог твердь небом. ...да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. ...И назвал Бог сушу землею... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое... да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю... да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их... И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею]..." (Библия. Книга "Бытие").

Таковы события шести дней творения, хотя событий не знает вечность, являющаяся единственной временной категорией религиозной картины мира. Такова и "священная история" (описанная также в Библии): она осуществилась, но никуда не идет, никак не изменяется. Как видим, в картине заложен принципы тварности, но единоосновности (Единый Бог сотворил по доброй воле и с любовью), иерархичности, целесообразности ("светила, чтобы светить"). Практически все явления мира и понятия познания подвергаются в религиозной картине мира онтологизации, т.е. им придается "бытийственный" статус. Потому и "личность", особенно в православном понимании, не есть "сущность", "природа", "естество", а "кто", не мысль, а тот, кто мыслит. Природа — это "что".

Сущностью религиозной картины мира является прежде всего его удвоение, то есть признание существования наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия. Соответственно, и природа человека разделяется на две части, низшую и высшую: тело и душу, которую вдохнул Господь в момент рождения как свидетельство богопричастности человека и спасение которой и представляет собой цель, смысл земной жизни и возможность жизни вечной.

Модернизацией религиозного мировоззрения в данном контексте следует считать включение в него социальных мотивов, в частности, оформление социальной доктрины католицизма, возникновение исламских теократических учений и т.п.

С позиций религиоведения, "интегративной чертой религиозного сознания следует признать религиозную веру. Она есть вера:

а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом деятельности воображения, процесса гипостазирования;

б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи (в молитве, в диалоге, в богослужении и т.д.);

в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним;

г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;

д) в религиозные авторитеты — "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисатв", "арха-тов", церковных иерархов, служителей культа и т.д." (Основы религиоведения/ Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998).

И все же, и религия взаимодействовала с наукой, и земная деятельность человека, труд, имел значение ценности, хотя верховное место в иерархии занимала возможность богообщения в целях спасения. Интересны и глубоки рассуждения В.П. Гайденко и Г.А. Смирнова в работе "Западноевропейская наука в средние века". Они, рассматривая специфику средневекового теизма, задаются вопросом: "При каких условиях уход человека от внешнего мира, постоянное пребывание в молитве могут рассматриваться не как реакция на несчастья, обрушивающиеся на него в мире, а как поведение, наиболее точно соответствующее принципам самого мироустроения?" Факта признания существования Бога недостаточно. Этому сопутствует убеждение в том, что в человеке нет ничего постоянного, он должен искать опору своему существованию за пределами своего ограниченного "я". Бог — это начало, вносящее закон, порядок. Человек должен ради спасения души находиться в постоянном движении к Богу. Такой путь признается естественным в рамках картины мира, в которой происходит непрерывный процесс творения из ничего (речь идет не только о шести днях творения, но и поступках человека и "реакциях" Бога на них). При этом человек является средоточием сопряжения двух начал: закона к порядка, и того, что составляет изменчивую основу бытия. Чтобы сохранить единство, человек должен стремиться к одному центру, к тому началу, которое является источником и гарантом единства, — к Богу.

Религия, указывая "путь жизни" (а путем аскезы могли идти не многие), включает и требование физически трудиться для поддержания своей жизни и оказания помощи ближнему. А поскольку духовная жизнь считалась главной заботой христианина, необходим был досуг для отправления религиозных предписаний, что, в свою очередь, вела к одобрению рационализации всей хозяйственной и социальной жизни.

Так, противореча и взаимодействуя, все три картины мира — философская, научная и религиозная — позволяли обретать человеку свое "я", смысл жизни своего конечного существа в необъятной и вечной Вселенной.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1027; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!