Функционирование сонета в современной литературе



Сонет – один из самых общепринятых лирических жанров европейской литературы, но на протяжении семи веков своего существования он не утратил своей популярности. В истории сонета были периоды взлета и падения интереса к нему. Два главных пика приходятся на “золотой” и “серебряный” век русской поэзии.

В самом конце Х1Х и первые два десятилетия ХХ века русская литература переживала период необыкновенного подъема, период, как бы воскресивший традиции пушкинского “золотого века” и названный по аналогии “веком серебряным”.

В начале ХХ в. популярность сонета в русской поэзии достигла апогея. Он стал одним из центральных жанров в лирике символизма (особенно у Брюсова, Сологуба, Иванова, а также Бальмонта, составившего из сонетов сборник «Сонеты солнца меда и луны»). Неоднократно к форме сонета прибегал А. А. Блок («Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла.», «За городом в полях весною воздух дышит…», «Никто не умирал. Никто не кончил жить…» и др.). Получили признание сонеты И. А. Бунина. В 1920–х гг. И. В. Северянин создал книгу сонетов «Медальоны» о русских и зарубежных писателях и композиторах.

Во второй половине ХХ в к сонету обращались многие русские поэты. Предельно расширил тематику русского сонета и обновил его форму поэт–авангардист Г. В. Сапгир, в 1970–1980–х гг. написавший большой поэтический цикл «Сонеты на рубашках».

Еще одна вершина русского сонета – произведения И. А. Бунина. Сонет обыкновен у Бунина. Он пользуется по преимуществу основными классическими двусложными, реже трехсложными размерами, но наполняет их интонационным и словарным богатством живой «прозаической» речи. Сонеты Бунина отточены и полнокровны, в этой форме классически ясная манера и лаконичная живописность находят естественное выражение.

Восточные, библейские, мифологические мотивы его сонетов – это не просто осмысление экзотического материала любознательным путешественником, а яркие, каким-то волшебством выхваченные картины, настроения, сцены чужой жизни, увиденные с присущей Бунину трезвостью и грустью русского скитальца. Его художественный взгляд философски отмечает:

По жестким склонам каменные плиты

Стоят раскрытой Книгой Бытия.

Сонеты русского поэта Н. Гумилева также насыщены библейскими, восточными образами. Интерес к истории, стремление уйти от современности характерно для его произведений.

Священных схим озлобленный расстрига,

Я принял мир и горестный, и трудный,

Но тяжкая на грудь легла верига,

Я вижу свет, но день приходит трудный.

Николаю Гумилеву был чужд пафос самодовлеющей ожесточенной осмысленности творчества, столь свойственный, например, В. Брюсову, но и он стремился выявить для себя и другие закономерности волшебного таинства, суть которого состоит в том, чтобы лучшие слова расставить в лучшем порядке.

Меньшую часть сонетов Игоря Северянина составляют пикантные любовные сценки, большую – лирические портреты знаменитых художников прошлого и настоящего, не без претензии названные «медальонами». Сборник И. Северянина «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах» содержит 100 сонетов. В «Медальонах» поэт стремится глубже разъяснить себя по старому и мудрому правилу: «Скажи мне, кто твой друг, - и я скажу, кто ты».

В качестве лирических проекций души поэта сонеты делятся на те, которые отразили неповторимость человеческого «Я» Игоря Северянина, и те, где поэт является миру составной частью некоего «Мы», то есть социальной, национальной, возрастной общности.

Внутренняя цельность цикла «Медальоны» обусловлена не только общностью задачи и избранной стихотворной формой сонета. Сложилась также типологическая определённость созданного поэтом оригинального жанра «медальона», где факты чужой жизни и личности органически соединились с лирической рефлексией автора-поэта.

Образ героя «медальона» создаётся образным строем пропущенных через личное восприятие автора любимых произведений собрата по искусству. Так мир Н. Гумилёва воссоздан венком образов из сборников «Путь конквистадора», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Шатер». А слегка ироничный портрет А. Ахматовой («Послушницы обители Любви») сложен из мотивов ее сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Коллекция портретов – «медальонов» включила в себя и автопортрет «Игорь-Северянин», который начинается с остро полемичной ноты:

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая.

Данный прием лег в основу многих сонетов, став типологической приметой созданного Северяниным жанра сонета – «медальона».

Сборник сонетов – «медальонов» стал своеобразной «анкетой-автобиографией».

Так развивался жанр сонета в русской литературе «серебряного века».

Пока до этого времени существует поэзия, будут писаться и сонеты, будет звучать их певучая музыка, будут по давно известным правилам чередоваться их рифмы, и снова будет неповторим каждый из них, запечатлевая мгновение, год, век.

Сонет сочетает в себе цельность, с одной стороны, это позволяет обособлять каждый отдельный сонет, и способность к членению – созданию тематических циклов и поэм. Тем, кто предпочитает свободные поэтические формы, может показаться, что сонет - неизменная и слишком консервативная форма. Структурно - да, но тематически и функционально, сонет – неустанный новатор. Эпиграммы, признания в любви, пейзажные зарисовки, философские размышления. О содержании сонетов можно догадаться по одному названию: «Гнетущий сонет», «Осенний сонет», «Сонет садового ножа», «Сонет заснеженного окна». Это названия сонетов, написанных русскими поэтами ХХ века.Сонет продолжал свое развитие в 20 веке, однако, в основном, развивался так венок сонетов. Появились венки Всеволода Иванова («Любовь», 1909), Максимилиана Волошина («Corona astralis», 1910), Валерия Брюсова («Роковой ряд», 1917; «Светоч мысли», 1918). В дальнейшем сонетом писали М Кузмин, Н. Гумилев, И. Анненский, А. Ахматова. В середине 20 века из твердых форм основной (а, фактически, – единственной) оказался сонет.

В ХХ веке возрастает роль русской литературы как посредника между другими национальными литературами и субъекта межлитературной коммуникации. Литературная коммуникация является одним из факторов историко-литературного процесса, она расширяет возможности взаимодействий между разными литературами. Как отмечает Я.Г. Сафиуллин, коммуникативной функцией, прежде всего, обладает жанр: так, «басня, сонет, новелла, роман, взятые не в конкретных своих исполнениях, а просто как жанры, информируют нас о содержаниях, которые в них возможны» [16:23]. В данном аспекте весьма интересным является рассмотрение функционирования традиционных жанровых форм русской, европейской и восточной литературе в творчестве национальных поэтов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подробное изучение жанра сонета в творчестве поэтов современности позволяет прийти к выводу, что жанровый канон сохраняется и в тех случаях, когда участниками межлитературной коммуникации являются неродственные литературы. Обращаясь к жанру европейской лирики, татарские поэты придерживаются формальных принципов, однако освоение жанра происходит и в соответствии с их собственной национальной идентичностью.


Заключение

В данной работе был изучен ряд вопросов, касающихся теории жанра сонета, а также его первых опытов и эволюции. При рассмотрении данной темы обратились к некоторым статьям и даже целым монографиям, посвященных сонету: одни из них представляют собой бесценные труды, другие – работы, лишь поверхностно затрагивающие поэтику и генезис сонетного жанра. Также мы рассмотрели поэтические тексты вагантов, трубадуров, труверов, Данте, Петрарки, Микеланджело и таких русских поэтов, как Тредиаковский, Сумароков, Ржевский и многие другие.

В первом разделе был рассмотрен сонет как литературный жанр, где было трудно определить «правильные» и «неправильные» сонеты, т. к. каждый поэт стремился проявить свое мастерство, привнося что-то новое в классическую теорию, однако эти сонеты нельзя считать «неправильными» – они лишь являются жанровым своеобразием сонета. В результате этого появились такие разновидности, как Венок сонетов, «вертикально-горизонтальный», «триолетно-октавный», белый, «опрокинутый», «половинный» сонеты и многие другие. Также можно выделить основные правила классического сонета:

– он должен состоять из 14 стихов с рифмами итальянского типа (abab abab (abba abba) cdc dcd (cde cde));

– ни одно слово не должно повторяться (кроме сонетов с анафорой);

– каждая строфа должна быть синтаксически завершена;

– сонет должен иметь внутреннее строение (тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез);

– тематика сонета должна быть возвышена.

Таким образом, М.М. Бахтин отмечает, что «сонет – очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены».[15, с. 382] Невероятно точно всю сложность сонета описал Н. Буало, выразив данную мысль всего в одной строке: «Un sonnet sans défaut vaut seul un grand Poеme / Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный».[1, с. 70].

Во втором разделе был рассмотрен возникнув в рыцарской лирике Прованса и заняв центральное место в «поэзии сладостного стиля» в Италии, сонет в строгих и чеканных формах выразил философию гуманизма, которая соединила античный антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей») и средневековую идею равенства («Все люди равны перед Богом»).

Сонет возник, как утверждают многие, из отдельной строфы кансоны, со временем став самостоятельном жанром. Сонет постепенно расширяет свое содержание, начинает все больше тяготеть к философии и при всей своей канонизированности позволяет поэту передать все многообразие чувств и раскрыть человеческий образ во всем богатстве, выразить определенные взгляды на жизнь и на отношения человека с природой.

Формальная сложность сонета оказалась привлекательной для многих поэтов, стремившихся испытать свой талант, создавая мир в миниатюре.

Особую популярность сонет обретает в эпоху Ренессанса, когда, собственно, и складывается канон этого жанра. Среди поэтов, оказавших влияние на становление сонета, и Петрарка, и Ронсар, и Шекспир. В эпоху классицизма сонет теряет свою популярность, так как место чувственного восприятия мира занимает рационалистическое мышление: наступает эпоха Разума, где чувствам нет места.

В русской литературе сонет появился очень поздно, в 18-ого столетия, благодаря Тредиаковскому, который не побоялся сложности данного жанра и перевел сонет французского поэта Барро. Золотой век русского сонета наступил намного позже, чем в других литературах. России сонет известен с восемнадцатого века, но особую популярность обретает в эпоху, которую называют русским Ренессансом. Серебряный век потребовал от поэтов особого, исповедального характера лирики, а значит – и обращения к жанру сонета, который называют поэтической исповедью.

Подводя итог всему сказанному делаем вывод о том, что подробное изучение жанра сонета в творчестве поэтов современности позволяет прийти к выводу, что жанровый канон сохраняется и в тех случаях, когда участниками межлитературной коммуникации являются неродственные литературы. Обращаясь к жанру европейской лирики, татарские поэты придерживаются формальных принципов, однако освоение жанра происходит и в соответствии с их собственной национальной идентичностью

В заключении всего этого можно сказать, что сонет – это не единственный трудный жанр поэзии, однако он является самым гармоничным по своей природе: самым красивым по своей форме, самым глубоким по своему содержанию.


 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!