Популярность сонета в литературе 17–19вв.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

Филологический факультет

 

Кафедрарусской и мировой литературы

Жанр сонета: национальные традиции, трансформация жанра

Курсовая работа

 

 

Исполнитель

студентка группы РФ–22 _________  С.Ш. Ташпулатова

             

Научный руководитель _________ Е.Л. Гречаникова

ст. преподаватель

 

 

Гомель 2018

Реферат

Курсовая работа: «Жанр сонета: национальные традиции, трансформация жанра», 22 страницы, 16 источников.

Ключевые слова:сонет, катрен, терцет, строка, стих, рифма.

Объект исследования:У. Шекспир, В. В. Набоков, А. Ржевский.

Предмет исследования:сонет как литературный жанр (история формирования и трансформация, национальные особенности).

Цель курсовой работы:является определение сонета как жанра, изучение особенностей его поэтики и генезиса;

Задачами курсовой работы являются:

– рассмотреть сонет как литературный жанр;

– исследовать особенности поэтики сонета;

– выявить отклонения от основных правил классического сонета;

– изучить тексты сонетов, относящиеся к разным периодам истории литературы и к перу разных авторов;

– проследить особенности и закономерности эволюции жанра на протяжении нескольких столетий.

Выводы:

Появившись примерно в начале XIII в. в Италии, жанр сонета очень быстро приобрел канонические правила, сформулированные в 1332 г. падуанским юристом Антонио да Темпо.

Наиболее устойчивые структурные признаки классического сонета:

– стабильный объем – 14 строк;

– четкое членение на четыре строфы: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета);

– строгая повторяемость рифм – в катренах обычно две рифмы четырежды, в терцетах другие три рифмы дважды или две рифмы трижды);

– устойчивая система рифмовки – более предпочтительная «французская» последовательность: abba abba ccd eed (или ccd ede), «итальянская»: abab abab cdc dcd (или cde cde);

– Тематика сонетов крайне разнообразна – человек с его деяниями, чувствами и духовным миром; природа, которая его окружает; выражение внутреннего мира человека через образы природы; общество в котором существует личность. Через нее прекрасно передаются как нежные чувства, так и гневный пафос, острая сатира.


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………....4

1 Сонет как литературный жанр….........................................................................6

2 Возникновение сонета…….………………….……............................................9

3 Развитие сонета:

3.1 Сонет в эпоху Ренессанса………...………………………………………......11

3.2 Популярность сонета в литературе 17–19 вв. ……..………………………..14

3.3 Функционирование сонета в современной литературе……..……..….........16

Заключение………………………………………………………………..………19

Список использованных источников……………………………………………21

 


 

Введение

Сонет очень трудный жанр, состоящий из 14 строк (двух катренов и двух терцетов), поэтому к его теории обращались не только филологи – литературоведы и философы, но и поэты. Так, Никола Буало в своем трактате «Поэтическое искусство» посвятил несколько строк восхвалению сонета:

«Вот, кстати, говорят, что этот бог коварный

В тот день, когда он был на стихоплетов зол,

Законы строгие Сонета изобрел.

Вначале, молвил он, должно быть два катрена;

Соединяют их две рифмы неизменно;

Двумя терцетами кончается Сонет:

Мысль завершенную хранит любой терцет.

В Сонете Аполлон завел порядок строгий:

Он указал размер и сосчитал все слоги,

В нем повторять слова поэтам запретил

И бледный, вялый стих сурово осудил»[1, с. 70].

 

Жанр сонет является самой совершенной формой поэзии и представляет собой лирическое высказывание, которое легко запоминается и воспринимается. У сонета идеальная внутренняя структура. Он остается таким же гармоничным и целостным, каким был много веков назад. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо.Неудивительно, что люди предписывали честь изобретения сонета покровителю поэзии солнечному богу Аполлону. Таким образом, можно определенно сказать, что бог Аполлон создал совершенную поэтическую форму, которая «стоит в веках» и будет стоять вечно.

В статье В.А. Пронина «Сонет – мир в миниатюре» приводится цитата одного из выдающихся исследователей жанра XX века Л.Г. Гроссмана: «Поэтика правильного сонета в сущности чрезвычайно проста. Сложна и намеренно затруднена лишь практика его» [2, с. 154]. Однако суть данного высказывания была отражена в работе все того же французского теоретика XVII века Н. Буало:

 

Но тщетно трудятся поэты много лет:

Сонетов множество, а феникса все нет.

.……………………………………

Блистательный Сонет поэтам непокорен:

То тесен чересчур, то чересчур просторен [1, с. 70].

Над поэтикой сонета работали многие исследователи литературы. Наиболее яркими и точными являются работы Л. Гроссмана «Борьба за стиль», Б.С. Михайличенко «Теория сонетного жанра», В.А. Пронина «Сонет – мир в миниатюре», И. Бехера «Философия сонета», что касается ритмичной и композиционной сторон жанра, то здесь можно выделить труды В.М. Жирмунского «Теория стиха», Г. Шенгели «Техника сонета». Есть работы, где теория и история жанра сонета затрагивается лишь частично: М.М. Бахтин «Эстетика словесного творчества», В.К. Тредиаковский «Новый и краткий способ к сложению стихов» и т. д. На историю зарубежного и русского сонета и его авторов обращали внимание такие литературоведы, как М. Л. Гаспаров «Очерк истории русского сонета», Б.С. Михайличенко «Русский сонет. Сонеты русских поэтов XVIII – нач. XX веков», «Русский сонет», Р. Саморин «Сонет Бехера».

Целью работы является определение сонета как жанра, изучение особенностей его поэтики и генезиса.

Объект исследования – У. Шекспир, В. В. Набоков, А. Ржевский;

Предмет исследования – сонет как литературный жанр (история формирования и трансформация, национальные особенности).

Задачи, поставленные в работе, изучить и исследовать:

– рассмотреть сонет как литературный жанр;

– исследовать особенности поэтики сонета;

– выявить отклонения от основных правил классического сонета;

– изучить тексты сонетов, относящиеся к разным периодам истории литературы и к перу разных авторов;

– проследить особенности и закономерности эволюции жанра на протяжении нескольких столетий.

 


Сонет как литературный жанр

 

Сонет – твердая стихотворная форма, «основная форма поэзии»: лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, его основным признаком является объем текста, привлекающий своей музыкальностью и одновременно строгостью, четкостью построения, а также необычностью концовки, построенных и расположенных в особом порядке. Но это определение касается лишь формы сонета. После разработки теории данного жанра, И. Бехер стремился выделить основные признаки структуры сонета по его содержанию.

Расположение стихов в сонете различно: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих; рифмовка также имеет свои разновидности. В связи с этим многие ученые выделяют три вида рифмовки, которые несут в себе некоторые различия:

1. Самой первой, или классической, формой является итальянская. Она имеет следующие рифмы: в катренах встречалась abababab (или abbaabba), а в терцетах – cdcdcd (или cdecde), реже – cdeedc (Данте, Петрарка);

2. На французскую форму огромное влияние оказала итальянская, однако различия в этих формах все – таки существовало: первый терцет всегда начинался с парной рифмы и имел следующие разновидности:ccd eed(или ccd ede). Общий же вид составлялabba abba (илиabab abab) ccd eed(или ccd ede)(Ронсар, Белле);

3. Самой распространенной формой явилась английская:abab cdcd efef gg, так как увеличение числа рифм способствовало ее упрощению (Г. Ховард, популяризовал Шекспир).

Все эти три типа сонета – четырнадцатистрочные с перекрестной или охватной рифмой, делящиеся определенным образом. Причем первые восемь необходимо отделить от следующих шести. Однако уже первые сочинители сонетов далеко не всегда подчинялись этому правилу. Неизменным же остается рифмовка четверостиший сонета, за исключением английской формы, которые должны содержать две цепи сквозных рифм, при этом рифмовка первого катрена должна повторяться во втором (abababab или abbaabba).

Наиболее точно сочетание рифмы сонета описал И. Рукавишников, который считал, что «основною и самою красивою формою для первых двух четверостиший являются «опоясанные» рифмы: abba повторяющиеся в каждом четверостишии. Наименее стильными считаются схемы сонетных четверостиший не с двумя, а с четырьмя рифмами (как в английской форме). В свою очередь рифма делится на мужскую и женскую, что обуславливает их обязательное чередование» [3, с. 843–844].

Классическая форма сонета предполагает наличие двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший), и чаще всего реализуется в «итальянской» (abab abab cdc dcd, или cde cde) или «французской» (в катренах кольцевая рифмовка; в терцетах же имеется три рифмы: abba abba ccd eed (ccdede)) рифмовках. Например:

Благословен день, месяц, лето, час

И миг когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, –

Дум золотых о ней, единой сплав![4, с. 52].

 

Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы. Такова, например, сонетная форма у У. Шекспира – так называемый «английский» сонет, состоящий из трех катренов и одного двустишия, зарифмованный по схеме (заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм: abab cdcd efef gg).

 

Уж если ты разлюбишь,– так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее.

Что нет невзгод, а есть одна беда –

Твоей любви лишиться навсегда.[5, с.22]

 

По мнению Бехера: «наиболее диалектическим художественным видом», так как он драматургичен: «тезис (первый катрен) сменяется антитезисом (второй катрен) и завершается синтезом (два заключительных терцета)» [6, с. 441]. Сонет подразумевает определенную последовательность развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка. Однако в литературе данный принцип далеко не всегда и не везде соблюдается. Из устойчивых атрибутов сонета следует обратить внимание на музыкальность. Она получается путём чередования мужских и женских рифм. Согласно устоявшимся правилам, если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот. В.А. Пронин отмечает, что «идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах» [6, с. 155].

В мировой литературе есть множество разновидностей сонета – двойной, хвостатый, половинный, хромой – но это так называемые аномальные варианты сонета. Например, благодаря отказу от рифм появился т. н. белый сонет, а благодаря соединению катренов и терцетов одной или двумя общими цепями рифм перед нами предстает сплошной сонет (А.В. Ефремов). Своеобразный интерес также представляет введение лишних строк (сонет с кодой, или т. н. «хвостатой»): наращение одного стиха (В.Я. Брюсов), трехстиший – в семнадцать и даже двадцать строк (Ф. Берни). Одними из примеров отклонения от общей формы сонета можно считать уменьшение количества строф: на одну – т. н. «безголовый» сонет(М. Ю. Лермонтов); на один катрен и один терцет – т. н. «половинный» сонет, или полусонет (В. В. Набоков). Например, таковым является сонет В. В. Набокова «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рев…

Семь девушек на взморье ждали

невозвратившихся челнов

и, руки заломив, рыдали.

Семь звездочек в суровой мгле

над рыбаками четко встали

и указали путь к земле [7, с. 158].

Отказ от строфического членения мы наблюдаем еще на раннем этапе развития жанра, однако наиболее полно это выражено в творчестве Д. В. Веневитинова, С. А. Есенина. Вольный порядок катренов и терцетов, т. н. «опрокинутый» сонет, выделяют в творчестве А. Н. Плещеева.

Самыми яркими разновидностями сонетной формы является «триолетно – октавный» сонет, «вертикально – горизонтальный» сонет,и вершиной сонетного творчества можно считать Венок сонетов.

Венок сонетов, по мнению А.П. Квятковского, — «архитектоническая форма поэмы, состоящая из 15 сонетов» [8, с. 72].

Из этого определения уже можно сделать вывод, что данная форма связана и тематически, и композиционно, т.е. составляет единое целое. Итак, композиционным ключом является последний 15-й сонет, его называют магистральным сонетом или магистрал, а также короной (Бехер) или мейстрсонетом (Бахтин), который пишется первым (для упрощения задачи поэта), а затем помещается в конец т.н. «поэмы». Первый сонет Венка начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; в свою очередь первая строка второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается третьей строкой магистрала и т.д. — до 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и заканчивается первой его строкой.


 

Возникновение сонета

Особое место в латинской литературе Средневековья занимает поэзия вагантов (от лат. vagantes— бродячие люди). Расцвет их поэзии приходится на XII – XIII века, что связано с подъемом городов, развитием образования. Лирика и нравы вагантов были чересчур вольнодумны, что очень беспокоило духовные власти. Они жили среди народа, по образу жизни немногим отличались от народных певцов и рассказчиков, но писали только на латинском языке, чуждаясь французского, немецкого. В своих звучных стихах они воспевают простые радости земной жизни, нередко слышатся отзвуки античной, языческой поэзии, а также поэзии народной. Большинство памятников вагантской лирики анонимны, что говорит о большой популярности и широком распространении. Из всей вагантской поэзии выделяют три имени — Примас, Архипиита, Вальтер Шатильонский.

Главными предметами вагантской поэзии были любовь и сатира, что было заимствовано из «высокой» литературы: любовь — из лирики Овидия, сатира — из моралистической дидактики. Однако эти две темы, перейдя в вагантскую лирику, существенно изменились. Это связано с языком и стихом. Язык вагантов был свободен от всякого стиля и представлял собой живую речь, стих также был общедоступным, ритмическим. Но своеобразие вагантской лирики этим не ограничивается.

Поэзия трубадуров родилась одновременно с поэзией вагантов и жила во взаимодействии; поэзия труверов тоже была сродни клирикам-латинистам, но предназначалась она рыцарской публике.

Провансальская поэзия очень сложна по своему происхождению, считается, что она возникла из провансальских хоровых песен, ее певцы — трубадуры (от прованс. trobar— сочинять, находить, изобретать). В основе ее жанров лежат фольклорные элементы, музыкальность, органическая связь «со стихией песни». На провансальскую лирику огромное влияние оказали античная поэзия, латинская лирика вагантов, а также арабская любовная лирика.

В Северной Франции поэзия возникла позднее — во 2-й половине XII века. Развивалась она под несомненным влиянием провансальской поэзии. Французские поэты — труверы (от фр. trouver— находить, изобретать, заимствовать) — широко использовали опыт трубадуров, однако они создали и свои оригинальные жанры: «ткацкие песни», «майские песни», песни о крестовых походах и т. д., что связывает их с фольклором.

Как известно, итальянская поэзия развивалась под непосредственным влиянием провансальской лирики. Многие провансальские трубадуры еще в XII в. переселились в Северную Италию, где нашли себе подражателей. Сначала итальянские трубадуры подражали на провансальском языке, затем по-итальянски. Провансальская поэзия распространяется постепенно, из одного итальянского города в другой. Благодаря этому, в отдельных уголках Италии возникает т. н школы, литературные объединения. Например, сицилийская школа поэтов, которая широко использовала опыт и традиции трубадуров. В центре их поэзии стоит образ «мадонны»: это, по мнению С. С. Мокульского, «жестокая повелительница, воплощение абстрактной красоты, которая доводит покорного ей «вассала» до смерти; но он благословляет эти мучения…» [9, с. 29]. Эта лирика способствовала формированию итальянского стиля и поставила вопрос о создании единого литературного языка.

Из Сицилии провансальская поэзия переносится в Тоскану, где подвергается еще большим изменениям, что обусловлено социальной средой. Здесь образ прекрасной дамы приобретает реальные черты. В Болонье любовь получает возвышенный характер, а «мадонна» становится символом чистой и истинной поэзии. Новое содержание создает новую форму, разнообразие ритмов и т. д. Новая школа получает название школы «сладостного нового стиля». Ее основатель – болонский поэт Гвидо Гвиницелли (1240-1276), однако Санктис называет «Гвиницелли предшественником стиля, а его создателем – Чинно, поэтом – Кавальканти» [10, с. 63].

В свою очередь, «новый сладостный стиль» – литературное направление, характеризующееся разрешением центральной проблемы Средневековья – взаимоотношения «земной» и «небесной» любви, где в результате «земная» любовь сливается воедино с любовью «небесной». Здесь разрабатываются такие формы, как кансона, сонет, баллата и т. д.

Сонет возник предположительно в 13 веке в Сицилии. Это впервые появился в итальянской поэзии в середине XIII века, а его создателем считают поэта Якопо да Лентини. Слово «Sonett» (новолат. sonetus, ит. sonetto) представляет собой форму, производную от лат. sones (итал. sonare - звучать ср. со старофр. son - «тон», «звук») и образованную с помощью уменьшительного суффикса. С итальянского же сонет переводится как «песенка». Сонет оказался одним из самых распространенных видов лирики. Он введен в литературный оборот поэтом "сладостного стиля" Гвидо Кавальканти, его использовал Данте Алигьери в автобиографической повести "Новая жизнь", к нему обратился в "Книге песен", посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка. Именно благодаря Петрарке сонет получил распространение в Европе. Сонеты создавали признанные прозаики Джованни Боккаччо и Мигель де Сервантес, Мишель Монтень, а в комедии Жана-Батиста Мольера "Мизантроп" конфликт происходит из-за слишком суровой оценки Альцестом сонета, сочиненного аристократом, который возомнил себя стихотворцем.Стихотворения в форме сонета активно сочиняли поэты школы «сладостного нового стиля».

Как каноническая форма достиг совершенства у Петрарки, затем – у Данте, автора «Божественной комедии». Данте Алигьери написал много сонетов, которые нашли свое отображение в книге «Новая жизнь», сделавшей имя автора известным. Допускают, что его создателями являются трубадуры, хотя некоторые исследователи отдают заслугу в его изобретении конкретному человеку – Якопо да Лентино (творчество которого охватывает 1215–1233 гг.). Итальянский поэт Данте был одним из могущественнейших мастеров поэзии, написавших большое количество сонетов, предназначенных для его возлюбленной Беатриче. Вслед за ним к сонетной форме обратился первый поэт – гуманист – Франческо Петрарка.

Таким образом, что сонет возникнув в рыцарской лирике Прованса и заняв центральное место в «поэзии сладостного стиля» в Италии, сонет в строгих и чеканных формах выразил философию гуманизма, которая соединила античный антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей») и средневековую идею равенства («Все люди равны перед Богом»).Сонет возник, как утверждают многие, из отдельной строфы кансоны, со временем став самостоятельном жанром. Сонет постепенно расширяет свое содержание, начинает все больше тяготеть к философии и при всей своей канонизированности позволяет поэту передать все многообразие чувств и раскрыть человеческий образ во всем богатстве, выразить определенные взгляды на жизнь и на отношения человека с природой


 

Развитие сонета

Сонет в эпоху Ренессанса

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" – "снова" или "заново рожденный") – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

14 - 15 век.В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения. Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

В это время сонет стал главным жанром лирики.Сонет занимает одно из важнейших мест в литературе эпохи Возрождения. Из всех твердых стихотворных форм европейской поэзии сонет – единственная форма, получившая широкое рапространение и свободно применяемая в любовной, пейзажной, философской лирике. Это форма приемлемая для выражения самых разнообразных мыслей и чувств, ему способствует четкое внутреннее членение сонета. К нему обращались практически все поэты Ренессанса: Во Франции это были Ронсар, Жоакен Дю Белле, Шарль Бодлер, Поль Верлен; в Германии - Иоганн Вольфганг Гете, Шлегель, Иоганнес Бехер. Развитие сонетной поэзии в Англии происходило в конце XVI - в начале XVII века и было неразрывно связано с такими именами английских писателей, как Томас Уайетт, Эдмунд Спенсер, Филипп Сидней, Джон Мильтон, Вордсворт, и конечно же, Уильям Шекспир, а также Микеланджело и Мария Стюарт.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

В поэзии становится наиболее характерной формой сонет. Поиск образца для подражания был своего рода стимулом для исследования собственных вкусов, пристрастий, возможностей – творческим постижением себя через «чужое». Сонет по своей форме позволяет поэту «негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть, любоваться, удивляться» и поэтому становится весьма популярной в эпоху Peнeccaнca. Трудно назвать поэта того времени, не обращавшегося к этому жанру. Среди создателей канонических сонетов Петрарка, Ронсар и Шекспир, в творчестве которых сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: Автобиографизм (но отнюдь не фактографичность), интеллектуальность и лиризм.Каждый крупный поэт Ренессанса более или менее узнаваем и обладает сравнительно единым стилем по сравнению со средневековым поэтом: возвышенный драматизм любовного чувства – у Петрарки, героическое страдание – у Ронсара, напряженность чувств – у Шекспира.

В этот период образуется и новая, отличная от средневековой система литературных жанров. Новые формы и жанры появляются во всех родах и формах литературы. В одних случаях это возрожденная и трансформированная античная форма (ода, элегия), в других – вполне оригинальная жанровая форма. Иногда это преобразованная и доведенная до совершенства форма, полученная в наследство от средневековья. Так случилось с сонетом.

К XIV веку сонет имел уже вековую традицию, но считался среди поэтов того времени сравнительно новой формой. В XIII веке на юге Франции в Провансе рыцарская лирика приобретает наиболее зрелую и законченную форму. Сложное и требовательное искусство, рыцарская лирика Прованса родилась как наследие античного эпикуреизма и жизнерадостности наступающего нового времени. С середины XII века частые поездки трубадуров в Италию явились причиной знакомства этих стран с провансальской поэзией, которая помогла развиться местной поэзии и оказала влияние на создание «сладостного нового стиля», выработала сонет как форму, унаследованную ренессансной поэзией. Сонет не допускает повторения слов. Первый катрен должен содержать изложение темы, второй катрен – развивать тему (иногда по принципу антитезы), в терцетах должно происходить разрешение темы, должен звучать итог, вывод из размышлений автора. В отличие от канцон, баллад и секстин, сонет никогда не предназначался для исполнения под музыку. Он служил для словесного выражения любовного восторга трубадуров, отсюда предельное внимание к слову, словесному образу. Но вместе с тем сонет очень музыкален. Звуковое достоинство сонета, его ритмическая стройность, звон рифм и живая музыка строфических переходов – все это предписывалось первоначальным обозначением этой малой стихотворной формы.

Оставив в обиходе свое любовное содержание, в эпоху Возрождения сонет приобретает философский оттенок платонизма, осложняется интеллектуальным рассуждением о природе любви, принимающим форму изощренной метафорической образности. Содержание сонета, как правило, будет составлять теперь чувство или настроение, вызванное каким-нибудь фактом. Самый факт лишь упоминается, дается намеком, а иногда у сонета и вовсе отсутствует непосредственный повод. Главное – в выражении эмоций, в том, чтобы найти слова и образы, передающие не только состояние лирического героя, но и заражающие этим настроением читателя. Но важна была и мысль. Сонет всегда тяготел к философии, стремясь в поэтических образах передать определенный взгляд на жизнь. Вопрос о духовном и земном началах постепенно сплетался с отношением человека к Природе вообще, а его жизненный путь определялся отношением с эпохой, временем, что неизбежно подводило к вопросу о значении Смерти для бытия человека. Так в круг проблем любовной лирики вошли темы Природы. Времени и Смерти. Размышления поэта всегда эмоциональны, а образ мира выстрадан поэтом. Кроме того, форма сонета позволяет создать эффект неожиданности, когда читатель настраивается на обстоятельный рассказ о чувствах и переживаниях, готовится читать целую историю любви, а этот рассказ оказывается стремителен и фрагментарен. И только из всех фрагментов «мозаики чувств» складывается любовное повествование. Возникает несколько типов сонета:

– сонет любовный, который канонизирует образ возлюбленной и alter ego поэта, возвышающиеся от избытка чувств;

– поэтический манифест, в котором поэт выражает свои поэтические пристрастия;

– сонет-посвящение, вызванный к жизни конкретным лицом или событием;

– сонет-мифологема, в котором развивается один из образов, заимствованных из мифов, легенд, предшествующих литератур;

– сонет-портрет;

– иронический сонет (начиная с Ронсара), где автор, шутя, преднамеренно заземляет сонет, демонстрирует обыденность, приземленность содержания.

Возрождение следует начинать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса. Данте Алигьери первого по времени, из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте – поэт, переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох. Об этом писал Энгельс: «Первой капиталистической нацией была Италия. Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» [11, с. 382].

Первым человеком новой эпохи – Возрождения принято считать Франческо Петрарку. Он, по словам Л. Тика, «осуществляет роль посредника между провансальцами и миннезингерами», но в то же время делает сонет и кансону законченным целым [12, с. 82]. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре. По мнению Р.И. Хладовского, каких-либо определяющих событий, фабулы: «Книга песен» состоит из множества отдельных воспоминаний о любви к Лауре, равновеликих и равнозначных в своем жизненном содержании, почти тождественных по своему характеру» [13, с. 157].

Из этого можно сделать вывод, что, канон сонета складывается в эпоху Возрождения в творчестве Петрарки, Ронсара, Шекспира. Именно в их сонетных циклах первоначальное любовное содержание сонета начинает осложняться философскими мотивами, а рассказ об интимных переживаниях постепенно превращается в диалог с миром. С этого времени сонеты посвящаются не неким условно аллегорическим персоналиям, обозначающим возлюбленных. Воспевая любовь, поэты Возрождения дают своим любимым истинные их имена: Беатриче, Лаура, Мария, ибо каждый поэт в любовной лирике хочет лучами своей славы озарить на века свою любовь и свою избранницу.

 

 

Популярность сонета в литературе 17–19вв.

В разное время и в разных странах сонет приобрел различные вариативные формы. Русские сонеты часто писались пятистопным шестистопным ямбом, однако обращение к четырехстопным ямбам, хореическим стихам и трехсложным размерам было обычным явлением для нашей поэзии. В русской поэзии известны сонеты с разностопными строками, так называемые хромые сонеты. Кроме того, на конструкцию этой формы стиха воздействовали параллелизм, перенос, анафора и другие явления поэтического синтаксиса.

Сонет очень быстро распространился по всей Европе и с 18-ого столетия по настоящее время утвердился в русской литературе. С тех пор многие поэты Европы совершенствуют и применяют этот стихотворный жанр в своем творчестве. Как известно ранее, в России сонет появился в 1735 году благодаря В.К. Тредиаковскому и являлся переводом французского поэта де Барро. Он на примере данного стихотворения хотел показать, что стиль французского языка — «красный и высокий», а русский стих — «героический»:

 

«Боже мой! твои судьбы правости суть полны!

Изволяешь ты всегда к нам щедротен быти;

Но я тако пред тобой человек зол дольны,

Что уж правде мя твоей трудно есть простити.

Ей, мой господи! грехи что мои довольны,

То не могут и тобой всяко мук избыти:

Ты в моем блаженстве сам будто бы не вольны,

Вся и милость мя твоя хочет погубити.

Буди же по-твоему, то когда ти славно,

Слезы на мои гневись, очи льют что явно;

Ин греми; рази, пора, противна противный.

Чту причину, что тебя та-к ожесточает;

Но по месту поразишь каковому, дивный?

Мя всего Христова кровь щедро покрывает» [14, с. 32-33].

 

Также русскому поэту принадлежит одно из первых и наиболее простых определений, в котором подчеркивалось неизменное количество строк и наличие острой, важной или благородной мысли. Образцы сонетной лирики были созданы А.П. Сумароковым, которые также были переводами сонетов Пауля Флеминга, посвященных Москве.Затем сонеты стали сочинять А.П. Сумароков и его последователи. Однако в творческом наследии Сумарокова сонет не самый излюбленный жанр. В основном он занимался их переводами или же сочинял ради забавы. Например, в «Сонете, нарочито сочиненном дурным складом» он пародирует поэтическую манеру Тредиаковского, где воспроизводит излюбленный метр Тредиаковского, выработанный последним в результате тонической реформы силлабического 13- сложника, семистопный хорей с усеченной 4-й стопой: «Вид, богиня, твой всегда очень всем весь нравный». Вместе с тем он осмеивает многословие, фонетическую усложненность, перенасыщенность стиха вспомогательными словами. Также Сумароков отметил латинизированный синтаксис, пристрастие к инверсиям и безграничную свободу, с которой Тредиаковский совмещал в переделах одного стиха вульгаризмы и архаизмы: «Раз бы адаманты был драгоценный сто».

Последователем Сумарокова был Ржевский (1737-1804), который прославился своими «сонетами – фокусами». Это и « Сонет, заключающий в себе три мысли», который мы рассматривали в разделе «Сонет, сочиненный на рифмы, набранные наперед», и «Сонет, три разные системы заключающий». Каждый его сонет это своеобразный эксперимент автора, которым он привлекает читателя и заставляет его задуматься.

Популярность сонета в первой половине 19 века стремительно повышается: из салонной игрушки он становится носителем истинной поэзии. У немецких и английских романтиков сонет в большой моде, сонеты польского поэта Адама Мицкевича выходят в 1826 году в Москве, и в те же 1820-е годы романтические сонеты начинают появляться у русских авторов.

Традиционная форма сонета получила развитие в русской лирике XIXв. Трижды обращался к сонету А.С.Пушкин. «Пушкинские сонеты принадлежат к очень вольной форме. Во всех трех сонетах последовательность рифм особенная. Соблюдено лишь единство двух рифм в четверостишиях.

Русские поэты середины XIX в. обращались к форме сонета не столь часто, однако она имела своих приверженцев. Регулярно сочинял сонеты А.А. Фет. Составил из сонетов большую поэму «Venezia la Bella» (рус.: «Прекрасная Венеция») А. А. Григорьев. Поэты–демократы внесли в сонет новые темы: социальная сатира зазвучала в «Реальных сонетах» В.С.Курочкина и «Современных сонетах» В. П. Буренина. В конце XIX в. неутомимым пропагандистом этой классической формы стал П. Д. Бутурлин, писавший исключительно сонеты (в основном на исторические и мифологические темы).

Итак, можно сделать вывод, что русскими поэтами сонет будет осваиваться с восемнадцатого века, но по-настоящему популярным станет в эпоху Серебряного века, которую назовут русским Ренессансом.Формальная сложность сонета оказалась привлекательной для многих поэтов, стремившихся испытать свой талант, создавая мир в миниатюре.В русской литературе сонет появился очень поздно, в 18-ого столетия, благодаря Тредиаковскому, который не побоялся сложности данного жанра и перевел сонет французского поэта Барро. Золотой век русского сонета наступил намного позже, чем в других литературах. России сонет известен с восемнадцатого века, но особую популярность обретает в эпоху, которую называют русским Ренессансом. Серебряный век потребовал от поэтов особого, исповедального характера лирики, а значит – и обращения к жанру сонета, который называют поэтической исповедью.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!