Учение Ф. Гегеля о государстве и праве



Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.

Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.

В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.

Идея права проходит 3 этапа:

1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.

Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.

Гражданское общество- результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:

1) землевладельческое (крестьяне, помещики);

2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

3) всеобщее (чиновники).

Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)

Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн — основатели социализма.

В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».

Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

Учение марксизма о государстве и праве

В изучении общества Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социального развития.

Основой марксизма является учение о соотношении базиса и надстройки. В роли первого выступает экономическая система общества - это совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства.

Надстройка включает правовые и политические институты и соответствующие формы общественного сознания.

Маркс представляет историю обществ как историю борьбы одних социальных групп с другими.

Государство и политическая власть - организованная система господства одного класса над другим путем насилия и принуждения.

Маркс руководствовался в анализе государства и права их классовой сущностью. Государство есть результат раскола общества на классы. Само государство - орудие и собственность господствующего класса.

Концепция позитивной политики О. Конта

Огюст Конт (1798–1857 гг.)основоположник позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».
О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна ограничиваться описанием явлений, их сосуществования (статика) и последовательности (динамика).
Отрицая возможность проникнуть в сущность государства и права, познать действительные движущие причины их развития и предсказать их глобальную судьбу, позитивизм превращался в охранительную идеологию, направленную против революционного миросозерцания ранней буржуазии.
Развитие общества связано со сменой трех господствующих типов мировоззрения:
1. Теологического – господствует религиозное миросозерцание. Люди рассматривают государство и право как результат действия сверхъестественных сил, за всеми политическими явлениями стремятся отыскать волю богов. Типичной формой государства является наследственная монархия.
2. Метафизического – человек пытается объяснить политико-правовые явления с помощью априорных метафизических спекуляций, «отвлеченных (абстрактных) сущностей», наделяет их воображаемыми свойствами. Власть над умами переходит к философам – метафизикам.
3. Позитивного (научного) – наступает расцвет промышленной эпохи. Реакционную аристократию сменяет социократия.
Основной закон социократии:«Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».
Главную задачу социократии в том, чтобы устранить прочный «порядок» (преодолеть революционное движение, стабилизировать и укрепить капитализм) и обеспечить «прогресс», то есть эволюционное, реформистское развитие «промышленной» (буржуазной) системы.
Социократия Конта –идеализированная «диктатура» буржуазии, причем в ярко выраженной антидемократичкской форме. Конт выступает решительным противником демократии и либерализма. Политическая власть в социократии принадлежит узкой группе банкиров, опирающихся на профессиональных советников – ученых, философов – позитивистов.
Социократическую судьбу человечества Конт связывает с торжеством науки, научной политики. Он отвергал атеизм и свободомыслие, считал их источниками анархии. Для воспитания людей в духе солидарности, для победы «альтруистических чувств» над «буйным разумом». Науку необходимо дополнить новой, «позитивистской», религией, превратить в религию свою позитивистскую теорию. В основу этой религии положен Культ Человечества как великого существа, обнимающего собой все поколения.
Конт объявил нашу планету «великим фетишем». Предлагал ввести новые обряды, религиозные награды и наказания, почитание «позитивистских святых». Жрецами новой религии становятся энциклопедически образованные ученые, философы-позитивисты. Создается всемирная «позитивистская церковь» с огромной «духовной» властью на строгих иерархических началах, во главе с первосвященником – «Великим пастырем человечества», должность которого Конт предназначал себе.
Источником политической теории Конта явились взгляды Сен-Симона. Однако в противоположность ему, Конт резко выступил против социализма и переработал Сен-симоновские положения для защиты капиталистической системы.
Основная цель Конта– загнать человеческий прогресс в тиски социократического «порядка». То есть беспощадной всеохватывающей диктатуры банкиров и позитивистских жрецов – ученых, рассчитанной на консервацию капиталистических отношений. Такая диктатура безысходна, она требует не только внешнего повиновения человека, но с помощью науки и новой религии стремиться утвердиться в его разуме и чувствах, сделать его своим добровольным рабочим инструментом.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!