ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ



Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «История политических и правовых учений»

1. Политические учения Древней Индии: брахманизм, буддизм.

2. Политические учения Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

3. Проекты идеального государства Платона.

4. Формы государства в учении Платона.

5. Учение Аристотеля о происхождении государства и видах права.

6. Формы государства в учении Аристотеля.

7. Политико-правовое учение Цицерона.

8. Политические идеи раннего христианства.

9. Августин Аврелий. «О граде божием».

10.Политико-правовое учение Фомы Аквинского.

11.Политическая мысль Древней Руси.

12.Дискуссия между иосифлянами и нестяжателями в Московском государстве.

13.Проблема ограничения царской власти в России политических дискуссиях ХVI-ХVII вв.

14.Политические идеи Н. Макиавелли.

15.Концепция суверенитета Ж. Бодена.

16.Политико-правовая теория Г. Гроция.

17.Политико-правовая теория Г. Гоббса.

18.Политико-правовая теория Б. Спинозы.

19.Политико-правовая теория Д. Локка.

20.Учение Ш.-Л. Монтескье о формах правления и разделении властей.

21.Теория «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо.

22.Либеральная политическая концепция Б. Констана.

23.Теория утилитаризма И. Бентама.

24.Консервативное направление политической мысли Европы в первой половине XIX в.: Э. Берк, Ж. Де Местр.

25.Учение И. Канта о государстве и праве.

26.Учение Гегеля о государстве и праве.

27.Социалистическое направление в политической мысли Европы в XVI -XIX вв.: утопический социализм, анархизм.

28.Марксистская теория государства и права.

29.Характеристика позитивизма. Теория социократии О.Конта.

30.Юридический позитивизм ХIХ в. Д. Остин.

31.Юриспруденция интересов Р. Йеринга.

32.Органическая теория государства Г. Спенсера.

33.Политическая идеология «просвещенного абсолютизма».

34.Политическое учение М.М. Щербатова.

35.Государственно-правовые взгляды СЕ. Десницкого.

36.Революционно-демократические идеи А.Н. Радищева.

37.Проекты конституционных реформ М.М. Сперанского.

38.Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина.

39.Государственно-правовые взгляды декабристов.

40.Государственно-правовые взгляды западников и славянофилов.

41.Государственно-правовые взгляды народников.

42.Социология государства Вебера.

43.Технократические теории XX в.

44.Неолиберальные политические теории XX в.: «государство всеобщего благоденствия»,    «плюралистическая демократия», «теория справедливости» Д. Роулза.

45.Социалистические и политические теории XX в. «Демократический социализм».

46.Политическая доктрина фашизма.

47.Юридический позитивизм. Г. Кельзен.

48.Социологическая юриспруденция XX в. Е. Эрлих.

50. Психологическая теория права. Л.И. Петражицкий.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии.С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы)в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами.В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши(мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологически-органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн(сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах,возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме(дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брах-манистскими школами.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману».В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.

С критикой ряда основных положений Вед, Упани-шад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха,прозванный Буддой(Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.).Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин»(«Книга о дао и дэ»). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.).Его взгляды изложены в книге «Лунь юй»(«Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.)развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

Следование небесному образцу Мо-цзы называл также «почитанием мудрости как основы управления». В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу»(«Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н. э.),известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н. э.).

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку».

3 -4 основные труды Платона:трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик».
Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности.
1. Тимократия– власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.
Платон считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей:
· мудрость добродетель правителей и философов;
· храбрость добродетель воинов;
· умеренность – народа.
Четвертая справедливость не относится к отдельным сословиям, но является «над сословной», некоей «державной» добродетелью.

Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».

По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.

Он делит всех граждан Го на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!