Диалог Законы – это второй проект.



Там он не о законах пишет, а о порядках, устройстве государства. Считается, что он более щадящий, даже для древних греков. Там есть собственность, есть семья. Но Жуков считает, что нельзя сказать, что он мягче первого.

1. Платон тут тоже выступает как консерватор.

Почему? Во времена Платона разрушается полисная система и появляются империи (вот-вот Александр Македонский появится и т.п.). Поэтому он хочет вернуться к прошлому, которое считает золотым веком.

2. Платон религиозно окрашен.

Хочет все вписать в законы космоса, а космос для него – Бог.

 

Идеальное государство в диалоге Законы

1. Географическое положение государства.

Сейчас есть геополитика. Платон в определенном смысле родоначальник геополитики.

Государство будет стоять от моря примерно на 14 км. Местность – гористая. Корабельного леса – не много. Соседних государств – нет.

Почему нужно быть на расстоянии от моря? Оно, конечно, нужно, но моря куда-то тянет – разрушает душу человека, не быть ему тут консерватором.

Море – это порты, порты – иностранцы. Иностранцы – идейная зараза.

Горы – для замкнутости городов-полисов.

Почему мало должно быть корабельного леса? Чтобы не много путешествовали, не приносили идейную заражу.

2. Государство идеальное предполагает 5040 семей.

Почему эта цифра. Потом что эта цифра поровну делится на 10 и на 12. Для него 12 – магическое число. Платон – пифагореец, для него это число магическое.

 

Здесь 4 класса в зависимости от наличия собственности. Классы определяются от земельного участка.

 

Государственные институты:

1) 37 правителей- люди, которые стоят на страже закона, а закон- это устройство существующего государства. Страж законов- человек, который наблюдает за стабильностью государственного и социального устройства.

2) Предполагается Совет- общее число- 360: по 90 от каждого класса.

3) Народное Собрание- говорится о них очень мало. Это элемент демократии, а Платон к демократии относится негативно.

4) Ночное собрание- из 10 самых стражи, мудрых стражей закона. Они собираются и решают важные дела по ночам. Основные функции две:

a) Всеми средствами сохранить человеческую душу у граждан. Если справедливость нарушается, то душа проходит муки ада;

b) Поддерживать законы в самом широком смысле: космические, естественные, законы социального устройства.

Образ жизни в государстве- это большая коммуна коллективной формы жизни. Это воспитывается чувство коллективизма. Платон предлагает очень мало спать. Он считает, что человек должен за ночь несколько раз вставать. Если человек засыпает надолго, то душа улетает, а она может улететь и не вернуться в тело. Т.е. человек должен несколько раз должен проснуться. Культивируется уважение к старикам, старцам.

Воспитание- Платон ему уделяет очень много внимания.

Брачные отношения подробно регламентированы. В отличие от первого проекта, здесь семья есть.

Искусство- Платон относится к нему негативно, т.к. это искаженный мир идей. Оно вводит человека в заблуждение и предлагает искусству прикладную роль. И поэтому всё искусство подчинено одному- чтобы человек исполнял законы и был верен государственному устройству.

О законах- Платон практически ничего не говорит о праве и о законах в теоретических смыслах. Когда он пишет о законах, то он имеет в виду государственное устройство. О праве в теоретическом плане в его трудах можно только страницу найти. Платон не юрист и право его не интересует. У него прикладное понимание закона- то, что должно быть реализовано в жизни. Закон- как космическое естество, которое исходит от Бога, и закон как нормы быта. И человек должен просто соблюдать эти законы.

Человек- существо слабое, безвольное, похотливое и корыстолюбивое, и он не может самостоятельно пользоваться своей свободой. И второй проект также, как и первый, жестко регламентирует жизнь человека.

 

Вопрос 2. Аристотель

 

План:

1. Биография. Философ, учёный, из аристократической среды, ученик Платона, основатель школы перипатетиков, универсальный мыслитель, выдающийся человек, учитель А.Македонского.

2. Сочинения. «Этика», «Политика», «Афинская полития».

3.  Философия Аристотеля: 3 части философии, 4 элемента мира. Идеалист и немного материалист. 2 категории справедливости, главный регулятор поведения – страх, человек должен быть счастлив.

4. Политическое учение Аристотеля. 3 элемента власти, государственная власть - особый вид власти.

Происхождение государства: Исторический подход, логическая схема. Ггосударство сначала появляется в сознании человека. Делит мир на эллинов и варваров

Общая характеристика государства: условия существования, цель, составные части, форма – классификация. Правильные и неправильные. Причины мятежей, лучший госстрой – критика Платона. Понятие права.

 

Аристотель (384-322 до н.э.).

1. Биография.

Это философ, и учёный. Аристотель, как и Платон, из аристократической среды. Он считал, что его предки восходят к Богам. Аристотель- ученик Платона. Он 20 лет работал в Академии Платона. Когда Платон умирает, то он уходит, и начинаются годы странствий. Он 4 года занимался обучением будущего Александра Македонского. Потом возвращается в Афины и открывает свою школу- перепотетиков («прохаживающиеся по аллеи»).

Аристотель поняв, что Александр Македонский становится тиранов, он своими руками, будучи врачом, создал яд, и через своих участников отравил Александра Македонского. Точно не известно, было так или нет.

Также ест легенда о том, что Аристотель покончил жизнь самоубийством. Считается, что он отравился.

2. Сочинения Аристотеля.

До нас дошло 4 тома страниц по 700-800 стандартного формата.

Аристотель- фигура ключевая в мировой философии. Особенность его сочинений в том, что они написаны не Аристотелем, а учениками. Но идеи это Аристотеля. Поэтому то, что до нас дошло, очень часто противоречит друг другу.

Стилистика этих работ- работы Аристотеля более наукообразные, гладкие с точки зрения стиля, более четкие, более строгие. Там современный, рационалистический текст.

Работы:

1) «Этика»- есть вопросы политики, но в общем касается моральной проблематики;

2) «Политика»;

3) «Афинская полития»- описывается строй Афин. Считается, что под его руководством было описан строй более 150 государств, до нас дошло только про Афины.

 

 

3. Философия Аристотеля- он, в отличие от Платона, и философ и ученый. Это универсальный мыслитель. Он родоначальник физики, биологии, географии, поэтики. Аристотель создатель формальной логики. Аристотель зачинатель зоологии. Т.е. все основные блоки наук и Аристотеля мы можем найти. Это многогранный ум, универсальный ум, выдающийся человек.

Логика- это изобретение Аристотеля. И вся наука строится на его формальной логики.

Знаменитое определение: человек – животное политическое. В своем стремлении к общению человек создает семью-деревню- полис.

Аристотель более реально смотрит на мир, понимает потребности человека (поэтому и говорит о том, что нужна частная собственность).

Этический идеал – золотая середина во всем.

Его философская система делится на 3 части:

1) Изучает бытие- физическая, математическая и первая философия (изучает собственно бытие). Первая философия была названа метафизикой. «Мета»- это то, что идет после. Т.е. это то, что идет после физики. Сейчас метафизика-это то, чего нет в эмпирическом мире.

2) Изучение деятельности человека- практическая философия: этика и политика;

3) Поэтическая философия- рассматривает творчество человека. Делится на риторику и поэтику.

 

Аристотель выделяет 4 элемента мира:

1) Форма;

2) Материя;

3) Источник движения, или творящее начало или Бог;

4) Цель- эрос (всеобщую любовь), благо или Бог.

 

Кто Аристотель- идеалист или материалист? В конечном счете идеалист, но у него есть весомый материалистический компонент. Ключевых компонентов у него два: материя и форма. Форма- то, что задает параметры тела, а материя-то, из чего это делается. Например, шар из меди- шар-это форма, а медь- материя. В конечном счете Аристотель идеалист, т.к. главный источник- это Бог.

Ключевая категория этики Аристотеля- это справедливость. Для древних греков, римлян справедливость- это ключевая, базовая категория. Для них было характерно увязывать политику и этику.

Справедливость: Аристотель много пишет на эту тему, и в конечном счете выделяет два вида справедливости:

1) Уравнивающая- по количеству;

Проявляется, прежде всего, в торговых сделках, на рынке- продавец и покупатель равны. Или в наказании- перед законом все равны.

2) Распределяющая –по достоинству.

Проявляется в имущественном положении человека- у одного больше, у другого меньше. Проявляется в занятии должностей. Чем более добродетельный, тем более высокую должность он должен занять.

Лучше Аристотеля про справедливость никто не сказал. Он говорит, что люди одновременно равны и не равны друг другу. Нарушение той или иной справедливости ведет к конфликтам, к коллизии. Это ведет к конфликтам и к нарушению государственности. Возникает идея равенства- она носит биологический, инстинктивный характер. Все люди разные- у одного больше способностей, у другого меньше. Аристотель не любит демократию, потому что она всё перемешивает вверх днем. Это понимание справедливости потом будет воспринято буржуазной культурой в Европе. Они строятся на теории справедливости Аристотеля.

Классический капитализм предполагает формальное равенство людей перед законом и фактическое неравенство (есть собственник, есть наемный работник).

 

Платон недоверчиво относится к человеку. Он (человек) не способен распоряжаться своей судьбой самостоятельно. Аристотель говорит, что главный регулятор поведения человека не совесть, а страх. Человек боится наказания. Большинство людей живут не разумом, а страстью, и поэтому человек- существо слабое. Потребности у человека самые разные и в большинстве своем деструктивные.

Аристотель много говорит о том, что человек должен быть счастлив. Счастье- это слияние с Богом. Человек должен понять идеально слияние с миром.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!