Вопрос 16. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо



Жан-Жак Руссо (1712 - 1778)

Политический мыслитель. Это главное, почему он известен. Во-вторых, он философ и политический философ. Эта позиция послабее. Дальше - писатель. Отчасти драматург (пьесы). Также композитор. Сейчас он (как композитор и драматург) забыт, конечно.

Биография. Ничего выдающегося. Родился в Женеве. Его родня - выходцы из Франции. Все протестанты (гугеноты). Бежали из Франции в Швейцарию. Его отец был из мелкой буржуазии (часовщик, учитель танцев). Мать умерла при родах. Отец был обвинен в грабеже, ему пришлось бежать в другой кантон. В 12 лет Руссо остается на попечении родни, теток. Систематического образования не получил; был отдан в обучение к ремесленнику. В 16 лет он начинает странствовать. Попав в Саввою, он оказался в гостях у 30-летней богатой девицы - госпожи де Варан. Она занималась тем, что подыскивала юношей, давала им образование и давала им "сеансы любви". Руссо попался ей. Систематического образования не получил. Она дала ему навыки, пыталась пристроить несколько раз: учиться священничеству, делопроизводству, но у него не получалось и он возвращался к ней, хотя с ней в это время были и другие юноши. До 1742 года он жил так.

Потом Руссо обосновывается в Париже на должности полуслуги, делопроизводителя. Через аристократические семьи, где служил, входит в интеллектуальный круг Парижа. Начинает писать и приобретает популярность.

В 1745 он сближается с Терезой Левассор - неграмотная крестьянка, служанка в трактире. Он с ней живет в течение 20 лет, а потом женится на ней. У них появляются 5 детей, и всех их отдают их в приют. Жена ухаживала за Руссо в конце жизни, когда он стал сумасшедшим (у него была мания преследования).

Руссо - человек был без высоких моральных принципов.

Точка отчета его творческой биографии - 1749 пишет "Рассуждение по вопросу: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов»", за нее Руссо получает Дижонскую премию и становится известен. На следующий год он опять участвует в Дижонском конкурсе и пишет "Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми".

Потом начинает писать романы, большей частью эротические: "Новая Эллиза", "Эмиль", и также пишет об ОД. Эти книги католики объявляют запрещенными, его хотят арестовать. Он бежит в Женеву. Там тоже его сочинения не приветствуют. Потом бежит в ВБ, в Пруссию. В 1770 -1778 живет в Париже, хотя обвинения не сняты. Из-за этого развивается у него мания преследования. Характерно он описывает это состояние в "Исповеди".

Основные сочинения: "Рассуждения по вопросам: "Способствование возрождения науки и искусств возрождению нравов"" (тоненькая), "Рассуждение о происхождении неравенства между людьми" (1755) (для конкурса Дижонской академии), "Об ОД, или принцип политического права" (1762 - главная работа).

Эпатаж - стремление обратить на себя внимание любым образом. Когда Руссо писал "Рассуждения", он пытался эпатировать публику. По второе "Рассуждение" написано в стиле первого и уже не привлекает.

Первая работа была написана, когда Руссо было 37 лет. Этот факт обращает на себя внимание. Главную работу - "Об ОД" - пишет в 50 лет. Если бы он не написал ее, не вошел бы в историю. Фактически он автор одной книги.

Хотя Руссо образования не получил, но был выдающихся способностей. Написал немного - скромных 8 томов.

Но Руссо - тот автор, который имел большую популярность при жизни и огромную - после смерти. Оказал большое влияние на последующих деятелей.

Работа "Об ОД" не устарела, это - классика. Сравнивая Руссо и Локка, надо отметить, что Локк более оригинален. У Руссо в "ОД" те же мысли, что и у Локка, но сила в том, что он шлифует новую модель договорного государства. Локк намечает направления мысли по договору, соотношению проблем государства и общества, а Руссо детализирует, раскладывает по полочкам, пытается подвести большую научную основу. Руссо - один из столпов западно-европейской демократии. Если бы не было "ОД", то мало бы изменилось. Знаменитость Руссо в 19 веке достигается во многом благодаря Великая Французская Революция (ВФР). Робеспьер - последователь Руссо. ВФР поразила ума современников своей кровавостью. В 19 веке люди были консерваторами и либералами, не понимали, почему летели головы за движение к равенству и свободе. Всегда вспоминали Руссо: с одной стороны, как эталона для Робеспьера, с другой, благодаря ее идее о том, что большинство всегда право. Идея народного суверенитета и того, что общественность всегда права, привели к большому террору. Якобинцы и итоги ВФР раздули Руссо. Аналогично дело обстоит с Ленином.

Руссо блестящий стилист: пишет очень здорово, он мастер слова. Локк по сравнению с ним пресноват.

Методология. Деист. Сенсуалист. Агностик. Рационалист. Есть элементы историзма. В целом на позициях антиисторизма (концепция ЕС и ОД антиисторичны, феодальное и сословное общество объявляются противоречащими природе человека). Идеолист в понимании истории (в основе исторического развития лежат идеи). Антропологизм (пытается рассматривать разные вопросы через призму свойств человека). Географический детерминизм (политическое устройство пытается связать с географическими условиями).

Концепция человека. Есть человек природный (естественный) и социальный. Главное - природный человек. Социальные качества скрывают природу. Человек по природе добрый. Если он совершает преступление или становится порочным, то значит общество его испортило.

Конфликт природы и культуры. Противопоставляет естественного человека созданной им культуре. Культура - это то, что создано человеком. Отдает предпочтение природному человеку. Культура губит и портит человека. Науки и искусство выросли из пороков. Они искажают природу человека, унифицируют людей, мешают им быть самими собой. Культура делает жизнь более комфортной, но развивает у него худшие потребности. Приобщаясь к обществу, человек ослабляет свои природные качества. Познание ослабляет природу и нравственность.

Различает человека науки (культуры) и гражданина. Культура на столько меняет человека, что он перестает быть гражданином, а это - самое страшное. Человек исчезает как политическое существо.

Рациональное зерно в том, что есть конфликт природы и культуры и культурного и природного человека. Для Фрейда это конфликт ключевой. Культура - социальные нормы, которые ограничивают животные начала в человеке. Животное-человек ограничивается ею, она мешает получать человеку удовольствие. Поэтому культура противна человеку. Руссо говорит, что культура помогает человеку получить удовольствие и поэтому разлагает человека. И они оба правы. Фром "Патология человеческой диструктивности": человеческая культура рождает патологию: зверя убивает для самообороны и пропитания, человек убивает из удовольствия посмотреть на страдания другого. Эта патология (нездоровые влечения человека) рождаются культурой.

Культура действительно лишает человека нравственности. Без культуры есть нравственность, пускай и специфическая. Человек культуры часто является гнилым и извращенным. Познание и культура сбрасывают нравственные барьеры.

Государство и право - тоже результат культуры. Они доставляют комфорт человеку и в то же время разлагают его, делают менее жизнестойким. Появление культуры - проявление человеческой деградации: человек теряет свою правильную натуру и связь с природой государство и право - результат падения человека. Человек от природы добр, он не будет создавать институты, основывающееся на крови и насилии. Государство как результат нравственного падения становится палачом. Но государству нужны такие функции.

ЕС. Руссо пишет об этом очень много в отличие от Локка и Гоббса. В ЕС было 2 стадии:

1) стадия дикости (человек жил один как зверь, каждый сам по себе, контакты между людьми были случайны, все потребности удовлетворяла природа, человеку было неуютно),

2) стадия коллективного существования - человек объединяется в коллективы, приходит к общественному образу жизни. Человек на этой стадии создает культуру, которая проста, примитивна и не развращает его. На 2 стадии человек чувствует себя максимально хорошо: происходит уравнение природного и культурного в человеке. Это идеал - золотой век человечества. К этому надо стремиться.

Виды неравенства:

1) естественное (физическое) - устанавливается природой (физическая сила, ум, энергия, здоровье и др.),

2) условное (политическое, общественное) - устанавливается людьми (привилегии, богатство и др.). Этот вид неравенства ужасен!

Руссо обижен: ему всегда напоминают, что он плебей, хотя он находится в высшем обществе. Поэтому для Руссо тема неравенства очень актуальна, и он много пишет об этом.

Причины неравенства: развитие человеческого ума -> развитие культуры (человек отчуждается от самого себя, для него становится важным мнение окружающих) + персонификация (стремление выделиться и жить лучше других) + материальные причины (появление частной собственности, хозяйства).

В учебнике написано, что основной причиной появления государства и неравенства является появление частной собственности, которое порождает желание жить за счет другого.

Теория ОД.

Книга Руссо "Об ОД, иои принципы политического права" (1762). В начале Руссо говорит, как общество жило до ОД, как его заключило и почему оказалась в плачевном состоянии (то есть дает негативную характеристику когда-то заключенному ОД). Во второй части книги он создает некую идеальную модель того устройства, которое нужно создать, т.е. каким должно быть новое общество, новое государство. Детально говорит о том, как надо заключить договор. Создает новые принципы социального устройства, нового ОД.

Как исторически был заключен ОД? Появление частной собственности ведет к имущественному расслоению, конфликту, начинается скрытая война между бедными и богатыми, теряют от этой войны больше богатые, поэтому богатые и договариваются между собой обмануть бедных (ввести их в заблуждение, предложив законы, якобы защищающие жизнь и собственность каждого, подчинение общему правительству) для воссоздания мира. Богатые навязывают бедным выгодные богатым ОД и законы. Получается, что у Руссо ОД предстает не как торжество разума, а как результат обмана. Для Руссо становится очевидной мнимость сделки (ОД): человек стал рабом.

[Некоторые ученые считают Руссо предмарксисистом, потому что он уж очень яростно пишет о богатых как о эксплуататорах и врунах, о государстве как средстве господства богатых и угнетения бедных. Руссо - первый, кто так четко поставил социальную проблему (конфликта бедных и богатых).]

Поэтому надо заключить новый ОД. Новый договор должен установить свободу и равенство: такую форму ассоциации, которая отграничит личность и имущество каждого, все объединяются, но остаются верными себе. Но Жуков считает, что на самом деле человек всегда подчиняется коллективу, а не самому себе. Иначе тебя выкинут.

Условия ОД. Человек принимает :

• обязательность подчинения коллективу

• принудительности его исполнения,

• добровольность

• право расторжения договора.

Каждое новое поколение должно иметь возможность расторгнуть договор и свергнуть власть. Он пишет, что это повлечет много жертв.

Принято считать Руссо радикалом. Но сказать, что Руссо радикал и революционер - большая натяжка. У него в двух местах только говорится о праве народов свергнуть власть - всего 2 абзаца. Руссо говорит, что если власть свергнуть, то это приведет к потокам крови, беспорядкам. Локк говорит о проблеме народного восстания на протяжении многих страниц. Для него эта проблема политическая, главная.Локк действительно революционер, пишет много, он в гуще событий. Руссо - салонный писатель, он далек от политики и революции. В чем его радикализм? Культурный радикализм: создает модель, которая отвергает монархическое государство.

Принципы ОД, которые должны быть:

1. Свобода и равенство. Свобода - природное качество человека. Быть свободным по Руссо - значит быть равным другому человеку. Т.е. свободу он сводит к понятию равенства.

2. Общий интерес. Он лежит в основе государства, гражданского общества. Это - то, что всех объединяет. Все заинтересованы в том, чтобы быть свободными и равными;

3. Единство воли (Руссо различает: общую волю (единую) (ее он и имеет в виду) и волю всех (механическое сложение всех воль)).

Необходим механизм выявления общей воли (так, чтобы люди выражали свое мнение непосредственно) - голосование. При этом меньшинство обязано подчиниться большинству, нет идеи прав меньшинства.

4. Народный суверенитет. Характеристики: 1) неотчуждаем, 2) неделим, 3) абсолютен. Народ как источник власти и ОД.

Пределы власти государства. Власть над гражданами абсолютная и всепоглощающая (у государства есть даже право на убийство человека для общего блага) и ограничивается ОД. Права человека Руссо подчиняет общей воле. Места для личной свободы и личных прав у Руссо нет. Хотя у Локка и Гоббса это звучит. У Руссо личность как бы растворяется в государстве.

Организация власти. Он сторонник прямой демократии. Противник представительной демократии - это политическая деградация нации. Человек не гражданин, если отказывается от решения своих проблем. Он считает, что передоверять народу власть представительным органам - это деградация. Поэтому Руссо сторонник малых государств, где будут производится всеобщие собрания граждан, где они голосуют и выражают свое мнение.

Разделение властей. В широком плане - противник, потому что суверенитет народа неразделим, если разделить суверенитет, то произойдет разрушение ОД. В прикладном смысле признает законодательную и исполнительную власти, которые должны быть разделены. Руссо вводит трибунат - третий орган, который обладает громадной властью, должен следить, чтобы исполнительная и законодательная власти не сливались.

В той модели, которой предлагает Руссо, должна быть цензура. Она нужна, чтобы следить за мыслями людей. Если не будет единомыслия, то не будет общей воли. Его модель - это модель тоталитарного типа, там личность исчезает.

Религия. Руссо относится позитивно к католикам и протестантам, негативно к христианам (считает, что христианство делает человека рабом).

Руссо считает, что государству выгодно, если народ верит в одну религию, потому что так народом легче управлять, вера в таком случае становится орудием тирании, подкрепляемой всей принудительной мощью суверенной общей воли.

Собственность. Оправдана лишь при соблюдении и равенства и в размере, необходимом человеку-труженнику. Руссо - сторонник трудовой собственности (подход как у Локка). Руссо против резких имущественных контрастов между бедняками и богачами.

Перспективы реализации проекта. Имеется в виду реализация проекта идеального государства, о котором пишет Руссо. Руссо говорит, что реализация проекта пока невозможна, т.к. современные народы не готовы, нужно изменить сознание. Народы должны нравственно дорасти до проекта - опуститься в уровень ЕС золотого века человечества. Тогда реализация принципов станет возможна.

О России пишет негативно. Мы не можем понимать, что такое законы и создавать цивилизованное общество.

Формы государства. Пишет об этом много. Различает форму государства и форму правительства.

Форма государства - договор. Поэтому государство - всегда республика, где народ суверен

Форма правительства:

1. Демократия - народ вручает правление народу или большей его части. Недостатков больше, чем достоинств:

1) предполагается слияние законодательной и исполнительной власти. Это неудобно.

2) подвержена гражданским войнам

3) не обладает стабильность.

2. Аристократия - народ вручает правление малому числу лиц.

Виды:

- природная (власть вручается лучшим по природным качествам людям),

- выборная,

- наследственная (лучшая форма! Правительство и суверен разделены. Власть осуществляется лучшими людьми. Более реалистична, чем демократия.)

3. Монархия - народ вручает правление одному лицу. Больше недостатков, чем достоинств:

• монарх ставит личный интерес выше народного,

• высокие должности часто занимают негодные люди,

• отсутствует преемствественность в политике,

• наследственная монархия - сажает на трон негодных людей,

• выборная монархия - ведет к раздору.

Руссо негативно относится к тирании и деспотии. Аристократия может превратиться в олигархию, монархия - в тиранию, деспотию, а демократия - в охлократию.

Каждый народ создает себе ту форму, которая ему наиболее удобна.

Вообще вся идея формой государства и правительства не вяжется между собой: Руссо считает идеальным сочетание двух противоположностей - республики и аристократии.

Географические условия и формы правления. Руссо - сторонник малых государств - это ведет к демократии, ОД; большая территория ведет к деспотии, народу сложнее договориться против власти. Миролюбие на западе идет от того, что им воевать не хочется и от слабости. Сильные воюют, а слабые борются за мир.

 

ПРАВО. Это не тема Руссо. Пишет об этом мало. Руссо - сторонник теории ЕП.

ЕП вытекает из 2 начал человеческой души: 1) стремление к благосостоянию и самосохранению + 2) сострадание ко всему живому, к себеподобным.

Признаки закона:

✓ Акт общей воли

✓ Устанавливает общую норму

✓ Направлен на неопределенный круг лиц

✓ Подчиняет себе правительство и частных лиц (равенство перед законом)

✓ Реализует идею справедливости.

Современное понимание закона - понимание Руссо.

Виды законов:

1.Политические - определяют форму государства и государственный строй

2.Гражданские - отношения между гражданскими, государством и гражданами

3.Уголовные - ответственность за правонарушения

4.Общественное мнение, нрав, обычай. Тоже разновидность закона. Этот вид закона самы главный, потому что самый массовый. Все законы должны соответствовать фактическим нормам в обществе.

Законы направлены на реализацию принципа ОД. Цель закона - свобода и равенство. Какие законы должны быть? Связывает качества народа, закона и власти. Законы, основанные на идеях свободы, равенства и справедливости. Законы могут быть усвоены не всем народом.

Ум, устанавливающий закон, должен быть уникальным, который все понимает, но не подвержен страстям и др. Речь идет о боге. Такого законодателя нет. Но надо к такому стремится.

Смертная казнь возможна как кара за нарушение договора. Если нарушает ОД, то выходит из него, а значит перестает быть гражданином. Но частные казни - признак плохого правительства.

Международные отношения - состояние ЕП - войны всех против всех. В войнах заинтересованы министры королей. Причины - собственность. Войны ведутся не между людьми, а между государствами, народы не враги друг другу. Война не рождает право, в том числе рабовладения. Вечный мир невозможен.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 777; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!