Базовое содержание учебного предмета в 10 классе



35. На изучение курса выделено 68 часов,из них на вводные уроки и заключение – 2 часа, изучение произведений –54 часа; уроки внеклассного чтения – 4 часа; уроки по развитию речи – 8 часов.

36. Содержание курса «Русская литература» в 10 классе включает следующие разделы:

1) «Введение» – 1 час (Понятие о границах классического периода русской литературы. Литература и ее место в русской культуре. Русская литература и мировая классика. «Золотой век» русской литературы. Современное прочтение, интерпретации классики. Критерий злободневности и актуальности);

теория литературы (Понятия «автор» и «читатель». Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения);

2) «Поэзия середины XIX века» – 1 час (ее особенности в сравнении с поэзией «золотого века»). Жанровые особенности, направления и стили;

3) «Ф.И. Тютчев» – 1 час ( Этапы жизненного пути поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Конь морской», «Цицерон», «Silentium!», «Осенний вечер», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим…», «Волна и дума», «Как весел грохот летних бурь…», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа – сфинкс…» (по выбору учителя). Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов. «Silentium!» как поэтический манифест лирики Ф.И.Тютчева. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Поэтическая картина мира и пантеистические мотивы в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс…». Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Ф.И. Тютчев в оценках современников. Поэты и писатели ХХ века о его поэзии. Тютчевская традиция в русской поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность);

4) «А.А. Фет» – 1 час (Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина…», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «На заре ты ее не буди…» (по выбору учителя). «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Поэтические манифесты: «Увы, как беден наш язык…», «Поделись живыми снами…», «Псевдопоэту». Роль детали, символика, черты импрессионизма. Язык ассоциаций, синкретизм образов. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Поэт в восприятии современников. Поэзия А.А. Фета в оценках поэтов и литературоведов ХХ века);

теория литературы (Лирическое стихотворение как ведущая форма поэтического текста);

5) «Н.А. Некрасов» – 3 часа (Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «На улице» (1. Вор. 2. Проводы. 3. Гробок), «Мы с тобой бестолковые люди…», «Влас», «Забытая деревня», «Внимая ужасам войны…», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Плач детей», «В полном разгаре страда деревенская…», «Поэту (Памяти Шиллера)», «Сеятелям» (по выбору учителя). Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова: «Мороз, Красный нос»; «Кому на Руси жить хорошо» (в обзоре). Крестьянские поэмы (общая характеристика). Место поэта в литературном процессе. Расширение сферы поэтического, изображение трагизма повседневности, демократизм, внимание к социальным темам. Сатирические стихи. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Тема поэта и поэзии. Своеобразие лирического героя («Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»). Покаянная лирика. Крестьянский мир, концепция народного характера. Тема города. Любовная лирика: «Панаевский» цикл и его соотнесенность с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева. Трансформация традиционных жанров: оды, элегии, баллады, песни. Новаторство поэта в области стихотворной техники (ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика). Поэма «Мороз, Красный нос». Фольклоризм поэмы. Образы-персонажи, поэтика их воссоздания (портрет, речевая характеристика и др.). Социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика. Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Проблема истолкования финала. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: творческая история и идейно-художественное своеобразие (поиски народного счастья через преодоление проблем и противоречий российской действительности; изменение народного сознания; фольклорные традиции; жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции). Актуальность идей и образов Н.А. Некрасова для нашего времени);

теория литературы (Поэма как лиро-эпический жанр. Разновидности поэмы (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая));

6) «А.Н. Островский» – 3 часа (Личность и творчество писателя. «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя). А.Н. Островский и русский театр, его новаторство. Жанры и темы драматургии. «Колумб Замоскворечья». «Темное царство» в изображении писателя. Самодурство как социально-психологическое явление. «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Тема бедной девушки в «Бесприданнице». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества. Конфликт и трагический финал драмы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Система образов-персонажей. Образ Паратова. Бунт «маленького человека» Карандышева. Образы буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Психологический анализ. Современные интерпретации пьес «Гроза» и «Бесприданница» в театре и кино. Актуальные аспекты пьес в современной жизни);

теория литературы (Драматические жанры: комедия, трагедия, драма, мелодрама, пьеса);

7) «Н.С. Лесков» – 3 часа (Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет Мценского уезда», «Жемчужное ожерелье». Самобытная личность писателя в оценках современников. «Леди Макбет…»: купеческая тема и образы повести. Шекспировские традиции в изображении человека и его страстей. Поэтика заглавия. У. Шекспир. «Макбет» (фрагменты). Тема «преступления и наказания» у Н.С. Лескова. Особенности организации повествования в рассказе «Жемчужное ожерелье». Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Своеобразие стиля прозы писателя. Этические принципы лесковских героев и современность);

8) «Ф.М. Достоевский» – 6 часов (Биография и личность писателя. «Преступление и наказание» (главы). Этапы творческого пути. Каторга в судьбе писателя. Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова и ее опровержение. Тематическая композиция. Система образов. Образ Петербурга. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя (социальные, психологические, идеологические). Функции снов Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа. Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Особенности психологизма. Художественное время и пространство. Роль эпилога в этико-философской концепции романа. Оценки современников; философы и писатели ХХ века о нем. Влияние Ф.М. Достоевского на культуру и искусство ХХ века. Ф.М. Достоевский и жанр детектива и криминального романа. Пророческие откровения писателя о человеке, судьбе России и цивилизации. Ф.М. Достоевский в современном мире);

9) «М.Е. Салтыков-Щедрин» – 3 часа («Господа Головлевы» (главы). Биографические сведения. Личность писателя в оценках современников. Тема России в творчестве Салтыкова-Щедрина. Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Социальный и нравственный аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей: библейские и литературные истоки. Три поколения семьи Головлевых. Образ Иудушки, лицемерие, скупость, предательство как главные черты его характера. Библейские и литературные истоки образов-персонажей. Сюжет романа как история вырождения семьи. Трактовка финала. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Социальное, злободневное и общечеловеческое в его творчестве. Щедринские типы в современной жизни);

10) «Л.Н. Толстой» – 8 часов (Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы». Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя. Принципы изображения войны: проблема истинного и ложного патриотизма, утверждение духовного начала в человеке, обличение жестокости войны. Роман «Война и мир» (главы). История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Тема любви в романе. Значение женских образов. Наташа Ростова как идеал Толстого. «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Многоплановость категорий «мир» и «война» в романе. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Значение образа Платона Каратаева. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Патриотическое звучание романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Образы солдат и офицеров, их героизм. Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное московское дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе. Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Внутренний монолог как средство характеристики героя. Поэтика портретной детали. Художественное пространство. Место пейзажных зарисовок в композиции романа. Организация художественного времени. Виды времени: историческое, личное, бытовое. Особенности стиля Л.Н. Толстого. Приемы контраста, остранения, скрытой иронии. Писатели и мыслители ХХ века о Л.Н. Толстом. Его влияние на искусство ХХ века. Л.Н. Толстой и идеи пацифизма, гуманизма и «непротивления злу» в современном мире. Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании писателя и в нашем представлении);

теория литературы (Жанровая система русской литературы второй половины XIX века. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности); 

11) «А.П. Чехов» – 6 часов (Личность и творчество писателя. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6» (по выбору учителя); пьеса «Чайка» или «Вишневый сад». Эволюция прозы писателя: от Чехонте к Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении А.П. Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали. Пейзаж. Портрет. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого А.П. Чехова. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ веков и на языке других искусств. Эволюция драматургии писателя. Новаторство Чехова-драматурга: ослабленность внешнего действия, внутренние психологическое конфликты, значение подтекста, роль ремарок и художественных деталей. «Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Эмоциональный смысл финала, значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначные прочтения пьесы критикой. Драматургия Чехова в восприятии искусства ХХ века (театр, кино, балет, музыка). Мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре ХХ века. Комические, грустные и трагические стороны человеческой жизни в прозе и драматургии. Чеховские герои через сто лет. А.П. Чехов и современность);

12) «А.И. Куприн» – 3 часа (Творчество писателя. «Гранатовый браслет», «Поединок». Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Проблема идеала в эстетике писателя. Смысл названия рассказа и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Роль образов-символов в художественном мире произведения. Герой и антигерой. Пороки армейско-офицерского мира в повести «Поединок». Женские образы. Стиль прозы А.И. Куприна. Любовь в произведениях писателя и ее восприятие современным читателем);

теория литературы (Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в творчестве писателей);

13) «И.А. Бунин» – 4 часа (Личность писателя. Рассказы из цикла «Темные аллеи»: «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (или другой рассказ по выбору учителя); лирика: «К Востоку», «Зейнаб», «Магомед в изгнании», «Черный камень Каабы», «Одиночество», «Айя-София», «Мы встретились случайно на углу…», «Тонет солнце, рдяным углем тонет…». Поэтика художественной прозы. Мастерство портрета. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе писателя. Искусство композиции. Тема любви в прозе И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Смысл названия, основная проблематика. Роль христианской и языческой символики в художественном мире новеллы. Философская концепция мира и человека. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Особенности лирической поэзии . И.А. Бунина, ее философичность. Лирический герой поэта и его мировосприятие. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Тема Востока. Место писателя в истории русской литературы ХХ века. И.А. Бунин в воспоминаниях и оценках писателей. Человек в художественной прозе писателя и современный читатель);

14) «Л.Н. Андреев» – 2 часа (Личность и творческая позиция. «Иуда Искариот». Традиции русской классики. Л.Н. Андреев как классик и модернист. Евангельские мотивы в творчестве писателя. Образ Иуды в повести. Тема предательства. Своеобразие драматургии («Жизнь Человека» - обзор). Актуальность творчества писателя в современном мире. Теория литературы. Художественная символика);

15) «М. Горький» – 5 часов (Личность и судьба писателя. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Емельян Пиляй», «На соли», «Коновалов» (по выбору учителя); пьеса «На дне»; «Несвоевременные мысли» (фрагменты). Жанр классического рассказа в прозе Горького. Романтический пафос раннего творчества. Проблематика и поэтика драматургии. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе. Жизнь и творчество писателя в советский период. М. Горький как антибуревестник: отношение к Октябрьской революции, большевикам и В. Ленину. Проблема духовного становления и «самостояния» личности в истории – в автобиографических произведениях и литературных портретах. Значение художественной прозы автора и дальнейшая ее эволюция. Жанр литературного портрета: М. Горький о русских писателях (Толстом, Чехове, Куприне и др.). Новые материалы о судьбе писателя в советское время. Современное прочтение его творчества);

теория литературы (Автор и герой в мемуарной прозе);

16)  «Серебряный век» русской литературы – 1 час («Серебряный век» русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода. Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др. Трагические судьбы писателей, поэтов, философов «серебряного века». Мировое значение русской литературы XIX века и литературы «серебряного века»);

17)  «А.А. Блок» – 3 часа (Личность и творческий путь поэта. Лирика: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Скифы», «Пушкинскому Дому» (по выбору учителя); поэма «Двенадцать» Лирические циклы в поэзии А.А. Блока. Основные мотивы и образы. Тема поэта. Образ «страшного мира». Россия в стихах А. Блока. Поэма «Двенадцать» и интерпретация ее идей и образов современниками, критиками, литературоведами. Тема революции в творческой биографии поэта. А. Блок в воспоминаниях современников. Образ А. Блока в поэзии ХХ века (А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева и др.));

18)  «Н.С. Гумилев» – 1 час (Поэт, воин, путешественник. Трагическая судьба поэта. Лирика: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы», «Она», «К синей звезде», «Он поклялся в строгом храме…», «Капитаны», «Пьяный дервиш», «Волшебная скрипка», новелла «Последний придворный поэт» (по выбору учителя) Романтический герой поэзии. Культурные имена, понятия. Нерасторжимая связь человека и природы. Яркий экзотический мир Востока. Философия природы. Пейзажная атрибутика. Особенности любовной лирики. Поэтические размышления о поэзии, искусстве. Стихотворные книги «Путь конквистадора», «Жемчуга», «Костер», «Огненный столп». Проза и драматургия автора. Творческая личность в понимании Н. Гумилева и современный мир);

теория литературы (Особенности символизма и акмеизма);

19) «Заключение» – 1 час (Реализм и модернизм. Роль модернизма в истории русской литературы и культуры. Декаданс как идеологическое явление эпохи. Значение русской классической культуры для мировой культуры ХХ и ХХI века. Актуализация и проблема востребованности русской классики читателями ХХI века).

37. Список произведений для заучивания наизусть:

1) Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения по выбору учащихся;

2) . А.А. Фет. 2 стихотворения по выбору учащихся;

3) Н.А. Некрасов. 2 стихотворения по выбору учащихся;

4)  И.А. Бунин. 2 стихотворения по выбору учащихся;

5)  А.А. Блок. 2 стихотворения по выбору учащихся;

6)  Н.С. Гумилев. 2 стихотворения по выбору учащихся.

38. Рекомендуемый список для дополнительного чтения:

1) Ф.И. Тютчев. «Я очи знал, – о, эти очи!..», «Нам не дано предугадать…», «В часы, когда бывает…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…», «Бывают роковые дни…» и др.;

2) А.А. Фет. «Бал», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Нет, не жди ты песни страстной…», «Как ярко полная луна…», «Чем тоске, и не знаю, помочь…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «В дымке-невидимке…», «Сад весь в цвету…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» и др.;

3) А.К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Колодники», «Острою секирой ранена береза…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Как здесь хорошо и приятно…», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «Не пенится море, не плещет волна…», «Пусть тот, чья честь не без укора…», «Сватовство», «Илья Муромец» и др.;

4) Козьма Прутков. «Юнкер Шмидт», «Желания поэта», «Я встал однажды рано утром…» и др.;

5) Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Блажен незлобивый поэт…», «Душно! без счастья и воли…», «Мать»;

6) А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Таланты и поклонники»;

7) В. Крестовский. «Петербургские трущобы»;

8) М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (полностью);

9) Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»;

10)  Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Воскресение»;

11) А.П. Чехов. «Скучная история», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Душечка», «Три сестры»;

12) А.И. Куприн. «Жидкое солнце», «Штабс-капитан Рыбников»;

13) И.А. Бунин. «Окаянные дни», сборник «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»;

14) Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Тьма», «Царь Голод»;

15) М. Горький. «Мальва», «Фома Гордеев», «Сказки об Италии»;

16) В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»;

17) А. Белый. «Пепел», «Петербург»;

18) И. Одоевцева. «На берегах Невы»;

19) Б. Зайцев «Голубая звезда».

20) Произведения зарубежной литературы:

Стендаль. «Красное и черное»;

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»;

О. Бальзак. «Евгения Гранде»;

Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Пышка»;

Э. Сю. «Парижские тайны»;

М. Рид. «Всадник без головы»;

Г. Флобер. «Мадам Бовари»;

Э. Золя. «Дамское счастье»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

Г. Ибсен. «Пер Гюнт»;

М. Метерлинк. «Синяя птица», «Слепые»;

С. Цвейг. «Шахматная новелла», «Амок»;

Р. Роллан. «Очарованная душа»;

Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»;

Т. Драйзер «Американская трагедия»;

Р. Акутагава. «Ворота Расемон», «Муки ада»;

Т. Уильямс. «Стеклянный зверинец»;

А. Кристи. «Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе».


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!