Методы и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой дошкольников.
В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей передвоспитателем стоят основные задачи:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельныхдетей.
Для решения этих задач важны:
- постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащениеих впечатлений;
- педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.
В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскимииграми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина,Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководстваиграми детей могут быть условно разделены на две группы: приемыкосвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающейобщественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки,обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевоеучастие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходуигры, предложение новой темы игры и др).
В теории и практике также ставится вопрос об использованиикомплексного метода руководства игровой деятельностью. Четырекомпонента комплексного метода:
— ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;
— обучение детей способам игрового воспроизведениядействительности (игры-загадки, постановкапроблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемымипредметами);
|
|
— организация предметно-игровой среды (оформление игровыхэпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек,привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры ит. д.);
— активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.
В современных исследованиях вводится понятие «педагогическоевзаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играмдетей. С этой целью предлагаются три направления работы:
— помощь в организации взаимодействия детей в совместныхиграх;
—обогащение событийной стороны содержания игры;
—создание игровой среды.
Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные(приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения идиагностирования), творческие (креативные).Основные требования к организации игровой деятельности предполагаютотсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров,предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровойатмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе сдетьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Режиссерская игра.
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них естьмнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество ифантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли,которые «исполняют» игрушки, предметы). Режиссерская игра представляет
|
|
собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте отчетырех с половиной до семи лет.Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах сосверстниками, испытывающих трудности в общении. Они вынуждены игратьодни – ведь у них нет партнера.
Индивидуальная игра является важным видом деятельности,необходимым для становления и развития игровых навыков. Онаспособствует также развитию воображения, мышления, речи и другихпсихических функций.Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают
игрушки (куклы, звери) и другие предметы.В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитыватьпозицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулируетвзаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенокучится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя наместо конкретного персонажа. Характерно, что ребенок не берет на себяникакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц,
|
|
организует игру как режиссер.В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию
сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своемуустремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальныеособенности ребенка, его личные качества.Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаютсяразнообразием, сложностью и нестандартностью.Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинированиевпечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг,наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального ивымышленного.
В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как«дикторский текст за экраном».В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевыевыразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняютсяинтонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения,эмоциональная окрашенность.По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой,разновидностью которой является режиссерская игра.
В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носитпреимущественно индивидуальный характер. В предметнo-отобразительныхиграх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами,
|
|
отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыкисюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый, аребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками.Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и
умений – усложняется и сюжет игры.Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка,возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты,
отношений между людьми – в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна безсложившихся навыков общения. Особенностью режиссерской игры являетсято, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы ине имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое
игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение сосверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроениепартнеров, искать с ними общий язык.Параллельно с формированием навыков совместной игрыпродолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она являетсяособой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможностьприменить социальный опыт в игре с куклой. Этот опыт лежит в основепочти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего имладшего дошкольного возраста преобладает.Опосредованный опыт ребенка проявляется в игре уже в конце раннеговозраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетовиндивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре сразличными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала— сказки, рассказа, мультфильма. Ассоциативная динамика сюжетапредставляет собой типичную особенность индивидуальной игрыдошкольника.
Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику.Особенности развития этих игр у детей четвертого года жизни:
В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события,которые он наблюдал или в которых сам принимал участие.
1. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всегоони представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (куклаобедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико – один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.
2. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ееобразного решения.
4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх –результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.
5.Речь является главным компонентом режиссерской игры.
Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:
1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный,личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, аопосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы идиафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием,чем на предыдущем этапе.
3. Индивидуальная игровая деятельность представляет собойдинамичный процесс.
4. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающихассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложныйхарактер и берут начало не только в окружающей его предметной среде.
5. Игра детей пятого года жизни практически постоянносопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляютсяролевые и оценочные.
Особенности режиссерских игр детей 6-7 лет:
1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственноголитературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственнойфантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры многовымышленного;
2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. Вигру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступаютигрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умениедействовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку
ролью вне зависимости от ее образного решения.
3) использование различных предметов-заместителей;
4) возникают совместные режиссерские игры. Объединения детейобычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет,подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли(каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерскойигре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские
игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевойигры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают:взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизниребенка и за рубежом дошкольного возраста.
Условия для развития режиссерских игр:
- создание детям индивидуального пространства, обеспечениеместа и времени для игры;
- опосредованное руководство деятельностью ребенка;
- вовлечение детей в сотворчество с педагогом;
- подбор игрового материла для режиссерских игр;
- продуманное хранение игрового материала.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1895; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!