Тема 13. Русская проза первой пол. ХХ в.



1. Общая характеристика литературы конца XIX - начала XX века. Эстетические поиски в русской литературе конца XIX - начала XX века. Обновление русского реализма. Основные потоки русской литературы XX в.: литература, созданная на родине; литература русского зарубежья; «запрещенная литература».

2. M. Горький. Очерк жизни и творчества. О смысле человеческой жизни («Старуха Изергиль»). Пьеса «На дне». Споры о предназначении человека. Пафос активного отношения к жизни.

3. А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. «Молох», «Поединок», «Олеся» (обзорное изучение). Рассказ «Гранатовый браслет». Две концепции любви-преклонения. Любовь, разрушающая человека и любовь, дающая творческие силы.

4. Мотив трагизма существования в творчестве Л. Андреева.

5. Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. Основные принципы поэтики творчества И.А. Бунина. Тема Родины и разрушающейся деревни («Антоновские яблоки», «деревня», «Суходол»). Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение к вечным вопросам человеческого существования. «Чаша жизни» (обзорное изучение). Мотив любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказы «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга», «Чистый понедельник».

6. Изображение Гражданской войны как трагедии народа в произведениях русских писателей М.А. Шолохова, М.Булгакова, А.Фадеева, И. Бабеля, А. Платонова, Н.А. Островского

7. М.А Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Донские рассказы»: трагедия братоубийственной войны. Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Основной конфликт. Мотив трагической любви.

8. Революция как апокалипсис в повести А. Платонова «Котлован».

9. Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Основные художественные принципы писателя. Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роман «Белая гвардия» (обзорное изучение). Трагедия русского офицерства. Библейские мотивы. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Тема 14. Русская литература второй половины ХХ в.

1. Великая Отечественная война в русской литературе. Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях К.Симонова, В.Быкова, Б.Васильева, Ю.Бондарева, К. Воробьева, В.А. Кондратьева, А. Твардовского, В. Некрасова. М.А. Шолохов «Судьба человека». А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

2. Смелость и нравственность в постановке острых социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности в прозе 60-90-х г. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Шаламов «Колымские рассказы», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Живи и помни». Проблема деревни. Человек и природа. В.М. Шукшин «Чудик». Мотив праведника. А. Солженицын «Матренин двор».

3. Н. А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («Меркнут знаки Зодиака», «Движение», «Рыбная лавка»). Художественная оправданность сочетания высокого и низкого в «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. «Детский» взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого. Стихотворение «Журавли».

4. Н.М. Рубцов. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Стихотворения «Звезда полей», «Я умру в крещенские морозы».

5. И. А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

6. Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы.

7. В.С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды». Изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, который не стрелял», «Песенка про Серёжку Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны. «Ролевые» песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение советской реальности. Драматическое и комическое в песнях Высоцкого. «Диалог у телевизора», «Милицейский протокол», «Поездка в город», «Инструкция», «Лекция о международном положении», «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное — невероятное» с Канатчиковой дачи», «Охота на волков».

8. Драматургия второй половины ХХ в. Творчество А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, А.М. Володина, В.С. Розова, М.М. Рощина

 

Тема 15. Современная русская и западная литература ХХ в.

1. Основные тенденции развития западной литературы ХХ века.

2. Писатели потерянного поколения (Хэмингуэй, Ремарк, Фолкнер)

3. Модернизм в западной литературе (дадаизм и сюрреализм, Апполинер, Элюар, Ионеско, Джойс)

4. Тема воспитания свободного человека («Над пропастью во ржи», «Пролетая над гнездом кукушки»)

5. Тенденции современной русской литературы: осмысление исторического пути России (Пелевин, Сорокин, Улицкая, Толстая)

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!