Тема 8. Введение в основы теории литературы



1. Теория литературы как наука.

2. Основные понятия теории литературы.

3. Специфика литературного процесса.

4. Теория стиха

 

Тема 9. Основы анализа литературного произведения

1. Анализ прозаического произведения

2. Анализ лирического произведения

3. Анализ драматургического произведения

Тема 10. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе

1. Общая характеристика культурной ситуации в России второй половины XIX века.

2. Основные политические и философские концепции в России второй половины XIX века.

3. Расцвет реализма в русской литературе; ее особая роль в жизни общества.

4. Эстетические и нравственно-философские достижения литературы этого периода.

5. Литература как выражение духовных исканий русского общества.

Тема 11. Русская литература второй половины XIX века 

1. Биография А.Н. Островского. Поэтика Замоскворечья. Основные художественные принципы поэтики А.Н. Островского. Создание национального театра. Проблематика и идейный смысл драмы А.Н.Островского «Гроза». Система образов в драме. Основной конфликт пьесы. Средства изображения образов-персонажей (авторская характеристика, речь действующих лиц, пейзаж). Суть внутреннего конфликта героини, его драматизм. Журнальная полемика вокруг пьесы. (Н.А.Добролюбов, А,А.Григорьев, Д. Писарев). Нравственные уроки пьесы.

2. Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Основные принципы поэтики И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника». Роман «Отцы и дети». История создания романа. Проблема нигилизма. Идейный спор «отцов» и «детей». Вопросы искусства и прагматики в романе. Система образов романа. Пейзаж в романе.

3. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Принципы «Натуральной школы». Три романа Гончарова: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» — общая характеристика. История создания романа «Обломов». Критика действительности в романе.  Система образов. Мотив сна в романе.

4. Краткий очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда»: особенности жанра, конфликта, авторской позиции. Система образов. «Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера.

5. Краткий обзор жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста», роман «История одного города» (обзор). Основные принципы поэтики Щедрина. Критическая направленность «сказок». Жанровое своеобразие «сказок». Анализ сказок «Повесть о том, как один помещик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

6. Краткий очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева. Философия любви и природы в творчестве Тютчева. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

7. Краткий очерк жизни и творчества А. А. Фета. Основные мотивы лирики А. А. Фета. Основные мотивы лирики. Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

8. Краткий очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

9. Очерк жизни Ф.М. Достоевского. Основные принципы поэтики Ф.М. Достоевского. Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания. Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание». Система образов в романе. Система «двойников». Смысл теории Раскольникова. Идея христианской примиряющей любви, покаяния и прощения. Библейские мотивы в романе. Нравственные уроки романа.

10. Очерк жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. Основные принципы поэтики Л.Н. Толстого. Христианство и Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности художественной структуры романа. Жанровое своеобразие произведения. Символическое значение понятий «война» и «мир». Система образов романа. Духовные искания героев романа Л.Н. Толстого. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних диалогов). Мотив «наполеонизма» в романе: образы Пьера Безухова и Андрея Болконского. Образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской, их полемичность. Толстовский идеал семьи. Философские мотивы в романе. История как главный персонаж романа Толстого.

11. Очерк жизни и творчества А.П.Чехова. Основные принципы поэтики писателя. Мысль об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений. Юмор и сатира. Обличение пошлости. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад». особенности драматургии А.П. Чехова. Конфликт пьесы. особенности жанра. Система образов.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!