Композиция и элементы сюжета.
Пьеса состоит из 4 актов:
1) медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями;
2) лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев;
3) кульминация;
4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
Внутренний и внешний сюжеты.
Внешний сюжет связан с продажей дома и сада. Его кульминация –продажа с аукциона- совпадает с развязкой.
Внутренний сюжет проявляется в «подводном течении», в показе неумолимого хода времени. Конфликт со временем неизбежен, и перед ним равны все. Время становится главным действующим лицом пьесы.
Подтекст.
Особый психологизм. Герои не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается (например, о чувствах Вари и Лопахина - по тому, как у них не получается разговор). Такая особенность получила название «подтекста» и «подводного течения» (Немирович-Данченко). Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенными действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душевное состояние.
В связи с этим изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля.
Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение. Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает. Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном. Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.
|
|
Система персонажей.
В пьесе звучит много равноправных голосов (полифонизм).
«Чехову необходимо показать некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия».( А.Б. Есин).
Из 12 действующих лиц можно выделить пять центральных героев, которых можно разделить на три группы.
Первая группа – Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев. Они представители дворянской интеллигенции, прошлой дворянской культуры России.
|
|
Вторая группа – купец Ермолай Алексеевич Лопахин, дед которого был крепостным, но сам Лопахин, благодаря энергии и трудолюбию, разбогател и представляет буржуазную интеллигенцию и современную буржуазную культуру.
Третья группа – Аня Раневская и Петя Трофимов. Они представляют демократическую интеллигенцию, демократическую культуру России в её ближайшем будущем. Итак, мы видим три поколения русской интеллигенции.
Центральная тема пьесы.
Изображение процесса смены дворянства буржуазией, а буржуазии демократической интеллигенцией, то есть изображение смены трёх поколений в истории России, трёх культур, трёх социальных сословий, ни одно из которых не знает «настоящей правды» и поэтому «всем живётся скверно». Никто из них не получает предпочтения со стороны Чехова. Видимо, этим объясняется и жанр пьесы – лирическая комедия.
Это пьеса о доме, о жизни, о родине, о любви, о безжалостно ускользающем времени.
Жанр пьесы – лирическая комедия.
Лирическое начало. Автор передал своё лирическое отношение в русской природе, любовь к Родине, боль за разрушение её красоты и богатств. Это лирическое отношение выражено в подтексте и в ремарках. Какое содержание вкладывал писатель в понятие «комедия»?
|
|
Наличие комедийных персонажей: Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша.
Наличие комедийных положений.
Комедия предполагает критическую оценку общественных нравов.
Комическое тесно переплетается с драматическим – с крушением судеб героев. Можно назвать и драмой, учитывая разрыв преемственных связей в семье Раневских. Аня уже «не любит вишнёвого сада, как прежде». Она обещает Пете уйти из своего старого дома. Оказывается, драма состоит не только в потере Раневской имения и сада, но и в разрыве духовных связей, соединяющих её с дочерью. «Дети» становятся глухи к страданиям своих «отцов».
Чехов назвал "Вишневый сад "- комедией: "Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс". б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни "Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина..." (К. С. Станиславский).
Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!