При выполнении заданий C1 – C2 напишите развернутый



Ответ.

C1Диалог в пьесах Чехова часто называют «диалогом глухих».

Прокомментируйте это определение, опираясь на приведенный

фрагмент.

C2В приведенном фрагменте часто появляется мотив времени.

Можно ли утверждать, что этот мотив важен для всей пьесы и

является одним из основных мотивов чеховского творчества

вообще?

Выполняя задания С1-С2, можно вспомнить об основных доминантах

чеховской драматургии (и всего творчества). Пьесы Чехова на фоне

предшествующих выглядят как несценические (отсюда и провал «Чайки»

при попытке поставить ее традиционно). Для драмы считались

необходимыми острый конфликт, яркие события, напряжённая интрига.

Ничего этого нет у Чехова. На сцене в буквальном смысле ничего не

происходит, герои живут своей повседневной жизнью, как будто совсем не

замечая, что за ними наблюдают из зрительного зала. Драматург

воспроизводит медленное, бессобытийное течение жизни: «..в жизни не

каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви <...> больше

едят, пьют, волочатся, говорят глупости...»

На смену действию внешнему, построенному на ярких событиях,

приходит действие внутреннее, психологическое. Поэтому так важен в

пьесах Чехова подтекст, «подводное течение». Совершающийся внутри

психологический процесс точнее передаётся не словами, не диалогами, где

одна реплика мотивируется другой, а внешне иногда бессвязным

разговором (такой «диалог глухих» встречаем, например, в начале 2-го

действия «Вишнёвого сада», когда Лопахин опять будет убеждать

Раневскую пустить вишнёвый сад под дачные участки, а в ответ слышит

совершенно не относящиеся к делу фразы типа «Кто это здесь курит

отвратительные сигары...»; есть он и «Трех сестрах»). В приведенном

отрывке общее ощущение непонимания усиливается присутствием глухого

Фирса, который говорит невпопад – впрочем, на более глубоком уровне его

реплики оказываются важны: ведь он говорит о течении времени, о

надвигающемся измельчании и гибели.

Категория настроения весьма важна в пьесах Чехова. Настроение, а не

интрига теперь скрепляет драму изнутри. Чехов вообще отказывается от

внешней интриги, от борьбы персонажей, их противопоставленности друг

другу. В драмах Островского мы наблюдаем разделение персонажей по

какому-либо признаку: гонители и их жертвы, богатые и безденежные. У

Чехова эти различия не играют роли. Например, Лопахин, которому в

результате достаётся вишнёвый сад, будет постоянно предлагать свою

помощь для спасения имения Раневской. Лопахин не является

антагонистом Раневской; также мы не найдем героев-антагонистов в «Трёх

сёстрах» Если Тихон у Островского может прямо обвинить Кабаниху в

смерти Катерины, то в пьесах Чехова обвинять некого. Почему так и не

соберутся в Москву три сестры? Почему не удастся спасти вишнёвый сад?

Почему вообще все герои ощущают себя несчастными, неудавшимися

людьми, отчего им плохо? Кто во всём происходящем виноват? Нет у

Чехова такого виноватого, поскольку герои в его драмах противостоят не

друг другу, а общему медленному, затягивающему, как болото, течению

обыденной жизни.

Тема незаметно проходящего времени весьма значима в творчестве

Чехова. «Почему человек не может жить так, чтобы не было ... потерь и

убытков?.. – вопрошает герой «Скрипки Ротшильда». – Зачем люди делают

всегда именно не то, что нужно?.. Зачем вообще люди мешают жить друг

другу?.. Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся

человеку только один раз, проходит без пользы?» Жизнь человека утекает в

какие-то мелочи, как сквозь пальцы, от неё — и в прямом, и в переносном

смысле — остаются одни «страшные убытки» — это ощущение владеет

многими героями Чехова (ученики могут порассуждать о том, как течет

время в «Ионыче», «Маленькой трилогии», «Даме с собачкой»; о времени,

прошлом и будущем, постоянно говорят герои «Вишневого сада»).

Отсюда и основная тональность чеховских пьес, атмосфера тоски,

бесплодных ожиданий, несбывающихся надежд. Персонажи Чехова часто

не слышат друг друга, хотя говорят по сути об одном и том же. Смысл их

сообщений, посылаемых без всякой надежды на ответ, состоит в жалобе на

одиночество, на нескладывающуюся жизнь. Поэтому так важны Шарлотта

и Епиходов в «Вишнёвом саде» или Чебутыкин в «Трёх сёстрах»

поддерживающие собой это ощущение общей неустроенности,

разобщённости. Пьесы Чехова часто сравнивают с музыкальными

оркестровыми произведениями, где каждый герой ведёт свою партию, но в

общей тональности.

Конфликт, построенный на новых принципах, фактически не может

иметь чёткого разрешения. Поэтому финалы чеховских пьес открыты.

 

А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч"


Гибель человеческой души и нравственного оскуднения.

Это рассказ о том, как складывается судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача - подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча.

Превращение Старцева в Ионыча показывается через 3 основыне черты:

· внешность

· отношение к работе

· материальное благополучие

Старцев на всем своем жизненном пути является одиноким, даже среди своих, обывателей. Чехов выделил 3 основных причины превращения героя в обывателя:

· среда, в которой жил Старцев,  не только не давала почвы для развития, для продвижения вперед, она отравляла его своим ядом;

· "двигаться вперед в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь;"

· по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал.

На примере рассказа Чехова "Ионыч" мы видим, Чеховское понимание, представление о мире и человеке основывается на новом, не традиционном понимании проблемы: человек и среда.

Тест.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным: «Прррава, держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в «Обществе взаимного кредита» говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

- Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.

У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч идет?» или «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»

Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:

- Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит №17, и уже все - и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о пол.

Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:

- Это вы про что? А? Кого?

И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него.

(А.П. Чехов, «Ионыч».)

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»).
  Ответ:
   
B2 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками <…> кажется, что едет не человек, а языческий бог».
  Ответ:
   
ВЗ Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…», выпишите словосочетание, которое является прямой авторской оценкой поступков героя.
  Ответ:
   
B4 Каким литературоведческим термином обозначается неявный, скрытый смысл художественного текста, содержащийся в произведении (или в языковом высказывании) наряду с внешним, открытым значением текста?
  Ответ:
   
B5 Как называется значимая подробность, которую автор наделил особой смысловой нагрузкой, являющаяся одним из средств создания образа персонажа («горло заплыло жиром» и т.д.)
  Ответ:
   
B6 Укажите литературный род, к которому принадлежит произведение А.П. Чехов «Ионыч».
  Ответ:
   
B7 Определите жанр этого произведения.
  Ответ:

 

B1   эпитет 0
B2   портрет 0
B3   жадностьодолела 0
B4   подтекст 0
B5   деталь 0
B6   эпос 0
B7   рассказ  

Часть С

С1. Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу?

С2. Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Тест.

Старцев подумал и вечером поехал к _______________.

— А, здравствуйте пожалуйста! — встретил его Иван Петрович, улыбаясь одними глазами. — Бонжурте.
Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву руку, манерно вздохнула и сказала:

— Вы… не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее.

А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме ____________, она уже не чувствовала себя дома.

— Сколько лет, сколько зим! — сказала она, подавая Старцеву руку, и было видно, что у неё тревожно билось сердце; и пристально, с любопытством глядя ему в лицо, она продолжала: — Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились.

И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась её бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, — и ему стало неловко.

Пили чай со сладким пирогом. Потом Вера Иосифовна читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни, а Старцев слушал, глядел на её седую, красивую голову и ждал, когда она кончит.

“Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”.

— Недурственно, — сказал Иван Петрович.

Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго, и, когда кончила, её долго благодарили и восхищались ею.

“А хорошо, что я на ней не женился”, — подумал Старцев.

Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал.

— Давайте же поговорим, — сказала она, подходя к нему. — Как вы живёте? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, — продолжала она нервно, — я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и я уже решила поехать, но потом раздумала, — бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдёмте в сад.

Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.

— Как же вы поживаете? — спросила Екатерина Ивановна.

— Ничего, живём понемножку, — ответил Старцев.

И ничего не мог больше придумать. Помолчали.

А.П. Чехов

В1. Назовите отчество Дмитрия Старцева, ставшее названием произведения Чехова.

В2. Укажите профессию, род занятий Старцева.

В3. Какую фамилию носят члены семьи, пригласившей Старцева в гости (пропуск этой фамилии дважды обозначен в тексте)?

В4. Старцев приезжает в гости в “самую образованную и талантливую семью” в городе. Как называется интонация лёгкой насмешки, с которой изображается жизнь этой семьи?

В5. Как называется в литературном произведении разговор двух и более лиц, состоящий из чередующихся реплик?

В6.Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в описании Котика (“А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности”) или при передаче разговора в саду (Екатерина Ивановна взволнованна, нервна, Старцев спокоен)?

В7. Как называется повтор одного и того же слова в небольшом фрагменте текста, который создаёт особый ритм и заостряет на себе внимание читателя (“И теперь она ему нравилась, очень нравилась… Ему не нравилась… а немного погодя уже не нравилось… не нравилось…”).

С1. Почему, с вашей точки зрения, в приведённой сцене Старцев всё время молчит и из трёх его коротких реплик две — внутренние, про себя?

С2. В каких ещё произведениях русской литературы встречается тема незаметного изменения человека с течением времени и как они перекликаются с рассказом Чехова?

Ответы и комментарии

B1 Ионыч
B2 врач; доктор; земский врач; земский доктор
B3 Туркины
B4 ирония
B5 диалог
B6 антитеза; противопоставление
B7 лексический повтор

Задания С1 и С2

Выполняя задания С1 и С2, ученики должны вспомнить, что приведённая сцена разговора с Котиком взята из четвёртой главки рассказа и контрастна сцене разговора из глав 2–3. Тогда его инициатором был Старцев, сейчас Котик, тогда говорил он, сейчас она. Тема незаметно проходящего времени у Чехова — одна из основных. Время, однообразная, пустая, медленно тянущаяся жизнь исподволь меняют человека. Так поменялся и Старцев, по ходу рассказа всё больше превращаясь в бездушного Ионыча. Котик тоже другая. Мотив “тогда–теперь”, “прежний–новый” — один из основных мотивов отрывка. Встреча в прежних декорациях новых людей не приводит их к пониманию друг друга. Старцеву просто нечего сказать Котику и всей семье Туркиных (кроме реплик об их истинных талантах, которые он, вместе с автором, оценивает очень трезво); в его жизни за прошедшие четыре года не изменилось резко ничего — и изменилось всё. Котик же не видит этого изменения и направляет свои страстные монологи к выдуманному, идеальному, “другому” Старцеву, что тот и чувствует. Возможно, рассказ «Ионыч» — это и рассказ о двух “невстречах” людей, которые в принципе отличаются от той среды, того общества, которое их окружает.

Тема изменения человека с течением времени в таком ракурсе Чеховым поставлена наиболее ярко. Учащимся доступен для сравнения материал крупных эпических произведений XIX века (например, «Мёртвых душ» или «Войны и мира») — там речь идёт о развитии, эволюции или угасании человека. Подойдёт для сравнения и «Евгений Онегин», композиционное сходство которого с рассказом «Ионыч» отмечалось многократно.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 5884; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!