Рациональное и иррациональное в познании.



Выделяют уровни познания: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание делится на ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание выражено в мышлении и делится на уровни: рассудок, разум. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Переход от чувственного уровня к рациональному совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. Выделяют также внерациональные формы познания: понимание, интуицию.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т. д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием. Это неожиданное «озарение» («инсайт» — внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

И.Кант признавал роль чувственности в познании, с которой, по его мнению, начинается этот процесс. Но в конечном счете всеобщий и необходимый характер знания оказывается возможным, по мысли Канта, только на уровне разума. По мне­нию Гегеля, разумность действительности и разумность научно­го познания как бы взаимообусловливали друг друга: «Кто ра­зумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно...».

Рационалистическая модель познания рассматривает объект познания как нечто независимое от сознания исследователя. В отличие от нее сторонники иррационализма провозглашают примат неразумного начала, отказываются от признания разум­ных оснований действительности. В начале XX в. особое распространение получили иррационалистические умонастроения в связи с обострением кризисных симптомов развития самого об­щества. Появляется кризисное сознание, резко восстающее про­тив существующей системы и ее главной силы в лице науки. Ра­зуму было отведено чисто утилитарное место в познании, более того, само иррациональное было четко тематизировано, расши­рен и обоснован предмет философской рефлексии в виде интуи­тивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами од­ного только разума действительности. Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека - субъекта со всем окружающим миром. Познающий субъект выступает не как чистое сознание, а как человек, который живет, чувствует, действует, опираясь не только на знания, но и опыт, чувства, интуицию, веру, надежду и любовь. В качестве главного познава­тельного средства выступают не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 989; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!