В чем особенность взглядов Ш.Фурье на развитие цивилизации?



В отличие от Сен-Симона, Шарль Фурье мало интересовался системой власти, поскольку политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием. Но уже сама критика им капитализма носила политический оттенок. Фурье, исследуя в своем труде «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829 г.) важнейшие явления и процессы, вывел следующие положения:
• Основные формы движений. Многообразие живого и общественного мира сведено к четырем формам движения: материального, органического, животного и социального. В качестве основы движения определен «всеобщий закон тяготения и притяжения».
• Людские страсти – проявление универсального закона, действующего через игру многообразных людских страстей. Они заложены в человека богом с целью обеспечить людям свободное их удовлетворение. Вскрыть, описать и классифицировать страсти – значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти наиболее верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка.
• Поворот цивилизации вспять. К новому социальному порядку подводит само поступательное движение истории. Первая из ее четырех фаз (детство человечества) должна завершиться периодом цивилизации, которая сулит возможности гармоничного существования людей. Но, подготовив необходимые предпосылки (материальные, социально-культурные, духовные) для такой жизни, цивилизация уже в начале своего пути двинулась вспять. Прежние достижения, сослужившие службу человечеству, стали приносить ему вред. Промышленные завоевания оборачиваются торговой анархией, монополией торговых компаний, тирания феодалов-дворян уступает место тирании крупных собственников-капиталистов. Бедность рождается из самого изобилия. Каждый оказывается в состоянии войны с коллективом и обществом.

5. Критика буржуазного общества в учение Фурье:

• Осуждается современное государство за то, что всегда защищает господствующее положение буржуазии. Оно привязано к интересам привилегированного меньшинства – людей, обладающих богатством. Бедные классы лишены политической и социальной свободы, поскольку совершенно оттеснены от власти. Народный суверенитет, всеобщее избирательное право, республиканские учреждения не изменяют жалкого положения народа.
• Тирания индивидуальной собственности. Цивилизация сопровождается «тиранией индивидуальной собственности над массой». В данном обществе все зарабатывают на неблагополучии другого: стекольщик на том, что часто бьют окна, портной, что часто рвется платье, врач, что люди часто болеют, юрист, что часто судятся и совершают преступления.
• Право на труд – основа всех свобод. Частнособственнические отношения – причина того, что провозглашенные в декларациях и законах права, для большинства индивидов остаются лишь фиктивными правами. Общество должно сначала официально провозгласить и реально обеспечить «право на труд, которое неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права».

6. Учение Фурье о ассоциациях (фалангах):

• Ассоциации – основа преобразования строя. В основу общества должны быть поставлены ассоциации – производственно-потребительские товарищества, в которые будут входить и собственники, и пролетарии, и люди свободных профессий, и земледельцы.
• Фаланга – ячейка ассоциативного строя. Фаланги – производственно-территориальные коллективы (ок. 1600 человек), автономные и не зависящие друг от друга социальные образования. Они не связаны между собой в единую целостную систему, хотя и координируют свою деятельность. Фаланги не предусматривают обобществления всех средств производства, «наследуют» частную собственность, нетрудовой доход, сохраняя известное имущественное неравенство.
• Новый хозяйственный социетарный мир. Сеть фаланг одинаково организованных и независимых, покроет земной шар. В них сосредоточены формы производительного труда, услуг, воспитания, умножающие общественное богатство до колоссальных размеров, гармонизирующие интересы коллектива и индивида, стирающие непримиримые классовые противоречия, обеспечивающие дружную жизнь при сохранении свободных страстей и склонностей. Центральная власть, сохраняющаяся в будущем обществе, не вмешивается во внутреннюю жизнь фаланг.
• Значение личной свободы. Существование фурьеристской фаланги немыслимо без обеспечения личной свободы каждого. Фаланга «не допускает никакого принудительного устава, никаких монастырских стеснений». Свобода важней, чем равенство. Равенство личных свобод необходимо, но не такое равенство, что базируется на суровой регламентации всех сторон жизни людей. Общеобязательные нормы фаланги возникают с согласия всего коллектива и потому соблюдаются всеми сознательно и добровольно.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!