В-58 ПП идеи Ленина и Сталина.



Самостоятельным течением марксизма явл большевизм, основателем и вождем к-го был Ленин. Осн идеей большевизма явл идея партии нового типа,централизованной организации профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией,осуществляющей марксистскую программу строительства соц-ма и коммунизма. Без помощи теоретиков пролетариат не способен познать свои собств интересы и не знает, за что ему надо бороться.Российская социал-демократия должна направить рабочее движение на путь полит борьбы. Для этого в Рос должна быть создана конспиративная централизованная организация профессиональных революционеров, стремящаяся к руководству всеми объединениями рабочего класса. Основное внимание Л. Обратил внимание на такие проблемы,как обоснование насильственной революции против буржуазного г-ва,критика парламентаризма, необходимость слома старой гос-ой машины, создание республики Советов. Строжайший контроль со стороны г-ва над мерой труда и мерой потребления. Л. Писал о замене постоянной армии всеобщим вооружением народа, об осуществлении управления без особого аппарата. Практика гос строит-ва после прихода большевиков к власти не подтвердила многих людей, высказанных в предшествующий этому период. Вместо отмирания г-ва,замены его советами и организацией вооруженных рабочих создавался строго централизованный аппарат управления, состоящий из многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и постоянная армия. Важным условием диктатуры пролетариата в Рос, где рабочий класс был очень многочисленен, Л. Считал партийное рук-во. Руководящее положение коммунистич партии большевиков он наз основой Сов Конституции – юридической и фактической.

С сер 20-х почти на 3 последующих десятилетия роль главного охранителя и толкователя ленинских идей, лидирующего теоретика большевизма присвоил себе Сталин.Он сознает,что поддержку массы можно заполучить лишь тогда,когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовым партийцем-большевиком, обыкновенным гр-ном. В диктатуре пролетариата С. выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего он усматривает в ней власть,к-ая жизнедействует как насилие,подавление, принуждение.Насилие в любых ситуациях остается свойственным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры. Господство,опирающееся на насилие и не ограниченное з-ном,неизбежно вырождается в голый произвол и тоталитарную власть. Еще один аспект-организационный. Пролетарская революция не достигнет намеченных целей,если не создаст специального органа в виде диктатуры пролетариата в кач-ве своей основной опоры.Она предст собой новое г-во,с новыми органами власти в центре и на местах,г-во пролетариата,возникшее на развалинах старого г-ва.Советская власть объединяет законод и исполн власть в единой гос организации,заменяет терр выборные округа произв-ми ед-цами(заводами),связывает трудящиеся массы с аппаратом гос управления,учит их управлению страной. Новый тип г-ва есть новый историч тип демократии(пролетарской,советской,к-ая отличается от демократии буржуазной и превосходит ее).Для С. демократия не связана с реализацией индивидом всей сов-ти принадлежащих ему гражд и полит прав и свобод.Он совершенствовал модель ВКП(б)-могучий орден меченосцев,члены к-го спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле.Партия монолитна,в ней нет фракций,мнений,дискуссий,выборов.Посредством таких м-дов партия управляет страной.

 

Позитивизм и его политико-правовые установки и принципы (О.Конт и Г. Спенсер)

Позитивизм - направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний.

Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название "философии"; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук

Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции. Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть. Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия, основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество Франции а «челов-оле общест-во». Госуд-во как обрамление общества играет подчин роль. Сформулировал понятие порядка, это порядок который следует делать, формировать, планировать. Предст-ие о праве из идеи о подчиненности нравственных и общест-ых явлений не противоречащих свободе человека. Жизнедеят-ть чел-ка осущест-ся свободно в случае её соответсвия законами, и поскольку божественного права больше несущ-ет, следует признавать только права исполнять свой долг. ТО в центре учения К-та «законы управл-ие природой доллжны распространить свое действие на сферу челов-го общства». Идеи Кнота в период господства буржуазии. Несмотря на некот утопичность получили признание в 19 в и в основе академичсекого закрепления социологии как отдельной науки.

Спенсер (27.4.1820,— 8.12.1903). Гос-во тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой организма, общества, государства. Гос-во, общ-во – система социальных институтов., механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в рез-те революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами => обуславливает воз-ние классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности.

С. утверждал, что политические институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека => выступает против социализма. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты.

Государства классифицирует на 2 типа:

примитивные (военные, хищнические);

высшие (индустриальные).

Спенсер рассм. общ-во, как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему з-ну эволюции. Общ-во взаимодействует с окружающей средой. Поначалу основными обяз-тями г-ва были защита от внешних врагов и охрана общ-ва от внутр врагов.На этой основе,по теории С. сложился воинственный тип соц организации.Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной с-мы. Военный тип общ-в постепенно сменяются промышленным, основанным на взаимодействии общ-ва с природой. Г-во-общ-во промышленного типа основано не на иерархии(различных статусах),а на равенстве, не на принудительно-деспотическом регулировании, а на своб д-рах и частной инициативе. Главное различие пром и военного общ-в в том,что прежде индивиды служили для цели общ-ва,а теперь общ-во должно служить для целей индивидов.С. дал традиционный для либерализма перечень инд прав(безопасность личности, своб передвижение,своб совести),обращая особенное внимание на право соб-ти и свободу частной предпр д-ти.Правительственное вмешат-во в пром-ть,торговлю и духовную жизнь он расценивал как пережиток воен режима.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!