Тема 9. Взаимодействие психологии и философии в европейской мысли.



Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки

В данной теме мы рассмотрим методологические особенности психологии как научной дисциплины. Первая особенность состоит в том, что становление и формирование психологии, ее развитие происходило и происходит в тесной связи с историей философии, в контексте философских идей, принципов и понятий. Это хорошо подтверждается обращением к трудам таких мыслителей, как Демокрит, Платон, Аристотель, а также Дж. Локк, Г. Лейбниц, Р. Декарт, и многих других. Не менее важно отметить, что понятийный аппарат психологии во многом состоит из философских категорий, что можно подтвердить, обращением к любой, в том числе современной, теории. Так, при разработке общеметодологических идей психологии П. Уотсон строил своего рода цепочки «диад», или «контрастирующих пар», которые взаимоисключали друг друга. Не оценивая в целом методологически этот своеобразный вариант бинарного мышления или диалектической логики, рассмотрим его лишь как пример использования философского языка в психологии. В качестве «предписания» и установки психолог должен руководствоваться такими «парами», как объективизм — субъективизм, детерминизм — индетерминизм, эмпиризм — рационализм, иррационализм — рационализм и др., — в целом из 18 пар взаимоисключающих категорий более половины взяты из классического языка философии. Такого рода примеры могут быть продолжены, включая работы психологов разных школ в последние десятилетия. Вместе с тем существует немало работ, где исследуются проблемы соотношения собственно философских и психологических терминов .

Особенно плодотворна совместная разработка новых научных понятий и теорий, как это осуществляется, например, в развитии психологических и философских теорий деятельности. Деятельностный подход возник в работах раннего С.Л. Рубинштейна, который полагал, что «субъект определяется своими деяниями», тождествен им, а также в исследованиях Л.С, Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина. Психологическая теория деятельности развивалась от исследования ее индивидуальных форм и отдельных действий, которые, будучи включенными в коммуникации, обретали свойства коллективных, к разработке теории коллективной дея­тельности, что уже намечено в трудах В.В. Давыдова.

Вторая особенность, имеющая эпистемологический характер, — суще­ствование психологии на стыке наук о природе и наук о духе, соответственно развитие психологии по двум образцам — естественной или гуманитарной науки, откуда рождалось все многообразие психологии. В первом случае реализуется стремление как можно более полно использовать методологию естественных наук, все богатство методов и принципов теоретических и эмпирических построений. Это представлено в бихевиоризме, гештальтпсихологии, экспериментальной психологии В. Вундта, «теории поля» К. Левина, когнитивной психологии. Во втором случае — это описа­тельная, понимающая психология В. Дильтея, гуманистическая психология (В. Франкл, К. Роджер, А. Маслоу и др.). Наконец, широко известны концепции, в которых авторы стремились к определенному синтезу этих подходов или их дополнительности — прежде всего это учение 3. Фрейда, К.Г. Юнга, а также культурно-историческая программа Л.С. Выготского. Третья особенность — изменение методологии вследствие смены онто­логических предпосылок, иными словами, изменение предмета психологии в соответствии со сменой объекта в ходе ее исторического развития, что, в свою очередь, означало изменение методов, принципов, понятийного аппарата. Становление психологии, вычленение ее из сферы философии началось с того, что прояснился ее предмет — сознание, а основной целью стало исследование «бытия и сознания», т.е. природы психического и его места во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Психология предстала как наука о внутренней, сознаваемой жизни человека, и ведущим методом была признана интроспекция, невозможность объективной, экспериментальной проверки которой очень скоро обнаружилась. Поиск объективных оснований в соответствии с идеалами естествознания приводит к смене объекта (предмета) психологии — от сознания к поведению человека и животных.

Изменение предмета психологии связано также с тем, как понималась природа самого научного знания, какие образцы — естественнонаучный или гуманитарный — принимались в качестве идеала методологии. Развитие гуманитарного знания, его методологии, в частности а трудах В. Дильтея начиная с конца XIX в. существенно отразилось на понимании предмета психологии. Он ввел два понятия психологии — объяснительной и описательной — и тем самым представил ее в двух вариантах методологии — как естественной и как гуманитарной науки. Считая неправомерным «распространение естественно-научных понятий на область душевной жизни и истории», он разрабатывал обоснование психологии как описательной науки — науки о духе, где «в основе всегда лежит связь душевной жизни, как первоначально данное», не столько объясняемое, сколько понимаемое. Таким образом, Дильтей вводит в психологию идеи герменевтики — философского учения о понимании и интерпретации, чем существенно обогащает методологию этой науки, но вместе с тем еще более усложняет вопрос о предмете психологии.

В современной психологии — науке о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности по-прежнему присутствуют и взаимодополняют друг друга оба образца научного знания. Один из способов решения проблемы единства — интеграция под «зонтиком» психологии множества конкретных отраслей и психологических дисциплин в полном спектре — от естественной (нейропсихология, психодиагностика, психогигиена и др.) до духовной, культурно-исторической и социологической (психолингвистика, психология искусства, социальная психология и др.) проблематики, где реализуются многообразные методы и методологические принципы.

Четвертая особенность психологии как науки — существование при­кладной психологии, или психологической практики, относительно ав­тономной, не всегда «вытекающей» из теории. В качестве психологической практики рассматриваются психоанализ, трансакционный анализ, гештальттерапия. клиническая психология, нейролингвистическое про­граммирование, трансперсональная психология и др.

Психологическая практика как специальная деятельность практику­ющего психолога имеет целью определенную «коррекцию» сознания че­ловека. По своей эпистемологической природе и когнитивным целям она не совпадает с психологическим экспериментом, который ставится для подтверждения/опровержения научной гипотезы, установления новых фактов и является, как правило, психотехнической процедурой. Вместе с тем, как отмечают исследователи, результаты эксперимента существенно зависят от личности и ее установок, а также от общения испытуемого и экспериментатора, что отсутствует в естественно-научном эксперименте.

Некоторые конкретные философские проблемы психологии: природа сознания, философы об учении 3. Фрейда, методологические особенности когнитивной психологии. Известно, что в психологии существует множество различных общетеоретических проблем, решение которых имеет базовые философские предпосылки или следствия. Одна из таких фундаментальных проблем — природа сознания, по-прежнему остающаяся наиболее сложной и неразгаданной. Вновь и вновь ставится задача сделать сознание предметом специального научного анализа, не ограничивая его изучение только философскими исследованиями.

Другое направление исследования психики и сознания - выяснение проблемы бессознательного и способов его изучения в соотношении с со­знанием. Сегодня пишут о «втором пришествии» 3. Фрейда в Европе и в России (Н.С. Автономова). Стало очевидным, что идеи Фрейда заслуживают исследования на эпистемологическом и методологическом уровнях. В частности, серьезной проблемой стала эмпирическая подтверждаемость психоанализа, особенно потому, что факты, на которые опирается концепция Фрейда, получены не в эксперименте, а в клинике. Однако, как отмечает В.А. Лекторский, им «открыт новый континент проблем», в том числе философских, о самом человеке. Это «проблема непрозрачности Я для самого себя». Я «может обманываться в отношении самого себя», что, по-видимому, предполагает «существование такого слоя в психике, который рационально не отрефлектирован, который не осознается субъектом». Выяснилось, что «метафора бессознательной психической деятельности оказалась исключительно плодотворной в связи с развитием современной когнитивной науки». Вместе с тем процесс взаимодействия сознания и бессознательного понимается во многом по-другому, в частности «подсознание выступает не как внешняя по отношению к Я сила, а как своеобразный продукт самоотчуждения субъекта». Для эпистемологии важен еше один момент, открытый Фрейдом: при анализе бессознательных психических процессов он объединил причинное объяснение и объяснение на основе мотивов, что выявило особый вид знания, которое не является в полной мере естественно-научным, но и не может быть безоговорочно охарактеризовано как гуманитарное. По-новому предстала и проблема достижения «единства Я» как овладения индивидом собственным бессознательным с помощью техники психоанализа и общении с аналитиком, что особенно значимо в условиях процессов, происходящих в современном обществе и культуре.

Несомненный интерес представляют эпистемологические особенности еще одной достаточно новой области — когнитивной психологии, где осознан тот факт, что проблема знания и познавательной деятельности стала центральной в современной информационной и компьютеризированной ситуации. Когнитивная психология возникла а середине XX в. в США как концепция, преодолевающая упрощенное понимание психических процессов и человеческого повеления о терминах стимулов и реакций (бихевиоризм). Как новая научная дисциплина она обладает целым рядом нетрадиционных эпистемологических и методологических особенностей, что делает ее представителем нового типа наук нашего времени. Прежде всего это ее синтетический характер, который состоит в следующем. Из обшей и экспериментальной психологии вычленены только те области, теории и методы, которые относятся к ментальным процессам — усвоению, представлению, переработке знания. Это восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психологии развития, мышление и решение задач и др. Они существенно переосмыслены на базе современного изучения человеческого и искусственного интеллекта, на базе принципиально новых методик изучения знания с использованием компьютеров, вычислительной техники в целом. Соответственно когнитивная система человека предстала как информационно-обрабатывающая система, и когнитивная психология заняла базовые позиции в целом в системе когнитивных наук.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности влияния философии на развитие психологии?

2. Каковы основные идеи теории деятельности в психологии и философии?

3. Какие вы знаете подходы к изучению бессознательного и в чем они заключаются?

4. Каковы особенности когнитивной психологии как научной дисциплины?


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!