Тема 6. Объяснение, понимание и интерпретация в социально-гуманитарных науках.



Человек является порождением природы и общества. Он не примиряет их, он их понимает, ибо принадлежит им обоим. Понимание- способность постичь смысл и значение чего-либо. Благодаря пониманию человек способен действовать практически, а значит существовать. За пониманием следует объяснение– выявление логических связей между исследуемыми объектами, в силу которых формируется знание о них, передаваемое познающим субъектом другим людям. Понимание и объяснение соединяют в единое познание, позволяют проникать в скрытое, прогнозировать будущее, предупреждать опасность.

Во все времена основной целью науки является поиск понимания, выявление внутренних закономерностей в реальности и ее отдельных фрагментах. Вместе с тем, содержание термина "понимание" все еще не ясно. Понимание субъективно: что удовлетворяет одного человека, может не удовлетворять другого; разные культуры обладают разными стандартами того, что можно считать удовлетворительным объяснением; то, что удовлетворяло людей 100 лет назад, часто оказывается непригодным для современного человека. Развитие научного знания свидетельствует о постижимости истины, которую можно найти и понять.

Термин «понимание» имеет два значения. Первое из них приведено выше. Во втором значении понимание, вызванное внешними или внутренними воздействиями, специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений. Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия. Понимание не отождествляют со знанием, то есть способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается, поскольку возможно знание без понимания и понимание без знания.

Термин «объяснение» в логике определяют как раскрытие сущности чего-либо, выявление взаимосвязей между абстрактными объектами, в силу которых имеет место то или иное знание об исследуемом предмете. Объяснить «нечто» не значит просто сделать это «нечто» понятным. Можно, например, понимать, что произошло крушение поезда, не понимая при этом, почему оно произошло. Дать объяснение крушению поезда – значит указать причины, в силу которых оно имело место. Разнообразие связей, которые могут иметь место между абстрактными объектами – участниками крушения, затрудняет описание общего механизма объяснения. Более того, некоторые приемы объяснения не могут быть формализованы средствами естественного языка. Поэтому не удивительно, что многочисленные попытки объяснить понятие «объяснение» с помощью естественного языка оказались безрезультатными.

Результаты понимания действительности или ее фрагментов человек в процессе объяснения фиксирует в виде текстов. В современной европейской традиции под текстом понимают все то, что создано искусственно: не только книги, но и картины, здания, одежду, интерьер и многое другое.

Понимание текстов затрудняет явление полисемии, множественности значений слов. Дело в том, что произнося одни и те же слова, различные люди часто вкладывают в них различный смысл, а содержание слов во многом определяется культурным контекстом, временем произнесения или написания, субъективным опытом, как создателя текста, так и человека, который воспринимает его.

Из-за явления полисемии каждый человек вкладывает в слова личностный смысл,который опосредует индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых разворачивается ее деятельность. Механизм появления личностного смысла значений слов объясняется с помощью резидентной модели памяти человека, которая использует компьютерную метафору. В этой модели предполагается, что в мышлении человека слова и некоторые другие знаки являются именами файлов. Часть этих имен и их значений резидентно (постоянно) содержится в памяти человека. Объем памяти в малособытийной жизни, присущей, например, первобытным этносам, оказывается достаточным для присвоения имени любому значимому предмету и явлению. Поэтому для языков этих этносов не характерно использование родовых слов и полисемия.

Для ориентации человека в современном потоке информации объем резидентной памяти недостаточен. Следствием является появление полисемии как адаптивного свойства субъекта, благодаря которому он легко приспосабливает усвоенный запас слов к новым условиям при радикальном изменении вида своей деятельности. Предполагается, что в памяти под именем слова содержатся самые различные его значения, которые упорядочены согласно частоте их употребления данным человеком. В этом случае смена вида деятельности просто приводит к перестановкам в файле и смене резидентного значения слова.

Эта модель объясняет сложности коммуникаций даже среди специалистов в близких областях знания: взаимопонимание часто отсутствует, поскольку они употребляют одни и те же слова, но в их различных значениях. Она согласуется и с основной закономерностью индивидуального понимания. Известна обманчивость первоначального ощущения понимания. Действительное понимание приходит лишь в процессе объяснения его результатов другим людям. Именно в этих случаях ощущаются разрывы в логике, неубедительность каких-то построений и др. Если вы желаете проверить, насколько хорошо вы усвоили какую-либо сложную тему, объясните ее отстающим сокурсникам.

Понимание текстов является сложной проблемой, решению которой посвящена герменевтика - наука о толковании, интерпретациитекстов. Первоначально эта проблема возникла из-за стремления к однозначной трактовке Библии. Отсутствие решения адекватного истолкования текстов в наши дни проявляется в том, что и сегодня нет программного обеспечения для качественного перевода текстов с одного языка на другой.

Известно понятие «герменевтический круг», которое выражает особенность процесса понимания, связанную с его циклическим характером: для того, чтобы «нечто» понять, его необходимо объяснить, и наоборот. Другими словами, понимание текста как «объективизации жизни» творческого человека возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «объективизации жизни».

Стиль мышления людей сильно зависит от социокультурной обстановки эпохи, в которой они живут. Социализация личности требует адекватного восприятия и культуры, и других людей. Разнообразие языков и способов формализации, используемых в науке, технике и искусстве часто препятствует этому. Сам способ создания соответствующих текстов воспринимается людьми - носителями языков – как ценность. Непонимание, вернее отказ от понимания других языков и способов формализации, используемых при создании текстов, приводит к нетерпимости к инакомыслию. В результате даже в точных науках, методы которых во многих случаях позволяют довольно надежно отделить истинное от ложного, возникают практически неразрешимые споры вокруг разных мнений.

Ситуация осложняется еще и тем, что культура, по существу, является гипертекстом, то есть совокупностью текстов, внутри которой потребитель может легко переходить от каждого из них к другим, связанным с ним по содержанию. Наиболее общая функция гипертекстов та же, что и у обычных текстов: быть носителем отделенного от индивида содержания, выраженного с использованием различных знаковых систем.

Гипертекст отличает от обычных текстов нелинейность структуры. Элементами такой структуры являются обычные линейные, то есть читаемые подряд тексты или их фрагменты. Нелинейность означает, что после прочтения каждого из них текст как бы ветвится: для дальнейшего прочтения на выбор предлагается несколько вариантов возможного продолжения. Следовательно, гипертекст является открытой, наращиваемой системой взаимосвязанных по смыслу текстовых элементов, независимо от их происхождения и принадлежности тем или иным авторам. В таком гипертексте человек может "путешествовать", открывая для себя новое, нетривиальное, неожиданное.

Эта форма нелинейной организации текстов более адекватно, чем обычный текст, отвечает открытой для познания реальности.

Любые тексты, создаваемые человеком, в том числе и научные, содержат в себе те или иные субъективные черты их авторов. При изложении полученных результатов человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. Для оценки естественнонаучных текстов необходимо учитывать, что при их создании ученые руководствуются научной этикой.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!