Серия исторических романов «История рода Олексиных»



  • Картежник и бретер, игрок и дуэлянт (1998)
  • Были и небыли (1977—1980)
  • Книга 1. Господа волонтеры
  • Книга 2. Господа офицеры
  • Утоли моя печали (1997)
  • И был вечер, и было утро
  • Дом, который построил Дед (1991)
  • Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)

Театральные постановки

  • «А зори здесь тихие» — Театр драмы и комедии на Таганке, СССР, 1972
  • «А зори здесь тихие» — Театр Музыкальной Комедии в Новосибирске, Россия, 2010

Экранизации

  • «Очередной рейс» (1958)
  • «Длинный день» (1961)
  • «След в океане» (1964)
  • «Королевская регата» (1966)
  • «На пути в Берлин» (1969)
  • «Офицеры» (1971)
  • «А зори здесь тихие» (1972)
  • «Самый последний день» (1972)
  • «Иванов катер» (1972)
  • «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
  • «Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
  • «Вы чьё, старичьё?» (1982)
  • «Вы чьё, старичьё?» (1988)
  • «Подсудимый» (1985)
  • «По зову сердца» (1986)
  • «Наездники» (1987)
  • «Завтра была война» (1987)
  • «В той области небес…» (1992)
  • «Я — русский солдат» (1995)
  • «А зори здесь тихие» — телесериал, КНР, 2005

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы народов
  • орден Дружбы (27 мая 1994) — за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
  • премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000)
  • Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие…»
  • премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…»
  • премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
  • Премия Ника (2002)
  • Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009).

Глава 2. «У войны – не женское лицо»

§ 1. История создания

Лежат они, глухие и немые,

Под грузом плотной от годов земли —

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке.

И не затем, чтоб той судьбой своей

Убавить доблесть воинов мужскую,

Дочерней славой — славу сыновей, —

Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,

Верней всего, не думали о ней.

А.Т. Твардовский

 

Название А зори здесь тихие
Название-оригинал А зори здесь тихие
Жанр повесть
Автор Борис Васильев
Язык оригинала русский
Публикация 1969 год

 

 

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

 

§ 2.  Сюжет

 

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляются героизм и любовные чувства.

Федот Васков — комендант 171-ого разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова командование посылает туда взвод девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких военных. Васков понимает, что они планируют просочиться лесами к стратегическим объектам, и решает их перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Васков понимает, что в лоб эту силу не остановить и, послав одну из девушек за помощью, принимает решение преследовать врага. Применяя различные хитрости, он вступает в ряд неравных боестолкновений, в которых погибают четыре остававшиеся с ним девушки. Ему всё же удаётся захватить оставшихся диверсантов спящими, он ведёт их к советским позициям и на пути встречает своих.

 

§ 3. Действующие лица

Федот Васков

Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он — комендант разъезда , к которому после длительных просьб прислать непьющих и негулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.

Васков — единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.

В первой части произведения мы узнаём о доме Васкова, который всегда у него ассоциировался с теплом близких людей и семьёй.

Васков привык работать, заботиться о домочадцах:

«Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. Не ворочай он в свои четырнадцать за иного женатика — по миру пошла бы семья. Тем более голодно тогда было, неустройства много. А он единственным в семье мужиком остался — и кормильцем, и поильцем, и добытчиком. Летом крестьянствовал, зимой зверя бил и о том, что людям выходные положены, узнал к двадцати годам» [1, с. 38].

Когда-то у него было семейное счастье: жена, маленький сын. Но однажды судьба распорядилась так, что Васков потерял семью:

«Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер.».. [1, с. 10].

Но Федот Евграфыч сохранил внутреннее убеждение о том, что у человека обязательно должен быть родной дом, должна быть семья. Семьёй для него становится 171 разъезд, отсюда и особое, отеческое чувство к девушкам, искреннее, тёплое и благодарное отношение к Марии Никифоровне, которая так заботится о нём.

Своё представление о доме Васков воплощает в жизнь уже после войны, после гибели девушек: он берёт на воспитание сына одной из зенитчиц, Риты Осяниной, Альберта. Таким образом, счастье, ради которого сражался Федот с врагами, выражается в заботе о сыне Осяниной. Мальчик становится напоминанием о девушках, о родном 171 разъезде.

Женя Комелькова

Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.

 Как и у Риты Осяниной, у Жени есть желание отомстить:

«— А я одна теперь. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили.

— Обстрел был?

— Расстрел. Семьи комсостава захватили и — под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все! Сестренка последней упала — специально добивали.».. [1, с. 15].

Выходит, что и дома у неё не осталось. Забота о Гале Четвертак и крепкая дружба помогают девушкам отвлечься от грустных мыслей о гибели семьи, они словно заменяют друг другу сестёр:

«Так и кончилось Ритино старательно охраняемое одиночество: Женька все перетряхнула. В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка. И глазки вдруг засверкали, и улыбка появилась, и грудки, как грибы, выросли. И поскольку Галка эта от Женьки больше и на шаг не отходила, стали они теперь втроем: Рита, Женька и Галка» [1, с. 16]

Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места — именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.

В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.

 

Рита Осянина

Сразу после школы Рита Муштакова вышла замуж за старшего лейтенанта Осянина, а через год родила сына Альберта. За несколько месяцев до начала войны Рита успела отправить сына к своим родителям. А муж её погиб на второй день войны.

Мысль о том, что где-то далеко её ждёт любимый сын, прибавляет сил, а военная служба становится для Риты возможностью отомстить за уничтоженное счастье:

«Теперь Рита была довольна: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно.».. [1, с. 12].

Когда Рита узнаёт историю Жени Комельковой, ей становится легче. Она понимает, что не одинока в своей беде. Рита рассказывает Жене все свои тайны, переживания, она находит в ней что-то родственное, словно сестринское:

«Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и — странное дело! — Рита словно бы чуть оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела. Даже смеялась иногда, даже пела с девчонками, но самой собой была только с Женькой наедине» [1, с. 15].

Перевод на 171 разъезд позволяет Рите приблизиться к городу, в котором живут её мать и сын. По ночам она тайком бегает в город. Дом для Риты там, где её родные.

Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.

Лиза Бричкина

Лиза Бричкина — простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось — началась война.

Воспоминания о доме Лизы Бричкиной — кордон, отец-лесник, больная мама. Всю юность Лиза помогала родителям. Ей даже пришлось уйти из школы, чтобы заботиться о маме и помогать отцу. Но, несмотря на трудности, Лиза верила в счастье, которое обязательно должно появиться в её жизни:

«Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал» [1, с. 65].

Олицетворением этого счастья становится для Лизы сержант Васков, в которого она влюбляется. Но и для Васкова Лиза, выросшая в лесной избушке, является источником домашнего тепла, наталкивает его на воспоминания о доме:

«Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме.».. [1, с. 46].

В нее «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». «…Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня…»

Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.

Галя Четвертак

Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.

Галя Четвертак не знала, что такое тепло родного дома, родительская любовь, поэтому ей знакомство с Женей Комельковой даёт веру в то, что в мире есть люди, которые могут искренне, почти по-матерински, заботиться о ней. Но то место, где она провела детство, осталось в её памяти:

«Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах» [1, с. 90].

Но в детском доме был человек, который очень хорошо относился к Гале Четвертак, — старый завхоз.

Галя всегда хотела, чтобы у неё были родители, чтобы о ней заботились. Именно поэтому её жизнь в детском доме всегда была наполнена выдумками. Она даже придумала себе маму:

«А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама — медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама» [1, с. 92].

Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

Соня Гурвич

Соня Гурвич — девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).

Переводчица Соня Гурвич была дочерью врача и членом большой, дружной семьи. Соня вспоминает звуки, ощущения, впечатления, связанные с родным домом:

«А еще висела возле дверей ручка от звонка, и ее надо было все время дергать, чтобы звонок звонил. И сквозь все Сонино детство прошел этот тревожный дребезг: днем и ночью, зимой и летом. Папа брал чемоданчик и в любую погоду шел пешком, потому что извозчик стоил дорого. А вернувшись, тихо рассказывал о туберкулезах, ангинах и малярии, и бабушка поила его вишневой наливкой» [1, с. 78].

Там, в родном Минске, была у неё и первая любовь. И до конца своей короткой жизни Соня хранила подаренный влюблённым в неё соседом по лекциям сборник стихов Блока. Во время боевой операции в лесу Соня читает эту, невероятно ценную для неё книжку.

Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

Каждая из этих женщин – личность. Автор подчеркивает это, подробно рассказывая об их довоенной жизни.

Автор показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и свои планы на жизнь, что сама их жизнь должна была сложиться по-другому. Однако война сделала так, что все они встретились в «первом и втором отделениях третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» под началом старшины Васкова. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1945 года. Война сделал так, что каждая из героинь Васильева проявила себя как истинная Героиня.

Страшно, что свой женский потенциал эти девочки раскрыли лишь перед лицом смерти, защищая и защищаясь от фашистов. Так, красавица Женька Комелькова реализует свой актерский талант, заставляя немцев думать, что они наткнулись на целый полк солдат: «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?...»

А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Соню Гурвич закололи штыком прямо в сердце. Васильев акцентирует внимание на этой детали: «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала».

Эти страшные мысли Васкова с новой силой заставлять нас понять, что «у войны не женское лицо». Недаром, приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думает: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»

И эта мысль, на мой взгляд, один из важнейших посылов романа. Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение - в созидании, а не в разрушении. Но не менее страшно и то, что, погибнув, героини не смогут дать продолжение русской нации и русской культуре. А это значит, что под угрозой существование всего народа.


Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

А.Т. Твардовский

 

Глава 3. «Я хотел рассказать о пережитом…»

 

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так , чтобы они сами словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками 30 –х годов».

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть... [1, с. 45].

А.А. Блок

И в этих словах отражается представление автора о бесчеловечности войны, вынуждающей молодых людей, только-только начинающих по-настоящему жить, отдавать эту жизнь в бою.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие.».. пронизана мыслью о доме. Все герои повести вспоминают о малой родине, погибают с мыслью о ней. Жизнь на 171 разъезде отвлекает героев от одиночества, а война становится возможностью отомстить. И каждая девушка погибает не за абстрактное представление о родине, а за вполне конкретное — семью и родной дом.

 

 

Заключение

 

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев.

Девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что "у войны — не женское лицо", то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы.

Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах».

 Итак, война – явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее».

Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...»

В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны – не женское лицо».

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973)
  2. Блажнова Т. Внуки разберутся: [К выходу книги Бориса Васильева «Вещий Олег»]. (1997)
  3. Борисова И. Напоминание. (1969)
  4. Воронов В. Серьёзный дебют. (1970)
  5. Дедков И. Сказание о Егоре Бедоносце. (1973)
  6. Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983)
  7. Ковский В. Живая жизнь романа. (1977)
  8. Латынина А. Частный человек в истории. (1978)
  9. Левин Ф. Четверть века назад. (1970)
  10. Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. — 2005. — № 2. — C. 75—88
  11. Первухина Е. В. Мотив дома в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» [Текст] / Е. В. Первухина // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 358-360.
  12. Уварова Л. Сила доброты. (1973)
  13. Юдин В. Если в разведку — то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)
  14. Интернет-ресурсы

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!