Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

 

"Волжский государственный университет  водного транспорта"

 

(ФГБОУ ВО "ВГУВТ")

Пермский филиал

 

ЦМК общеобразовательных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Литература

 

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни.
                                                                                        В. Распутин

(Женщина и война в повести Б. Васильева)

 

Выполнила: курсант гр.12-СВ

Тапалова Мария

Преподаватель: Куликова А.В.

 

г. Пермь

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. ………………………….…………………………………………………... 3

Глава 1. ." Не забыли. Не забудем. Помним. Того вовеки не затмить годам..." …… 5

§ 1. Жизненный и творческий путь Б.Л. Васильева ………………………… 5

§ 2. Библиография……………………………………………………………… 7

Глава 2. «У войны – не женское лицо»……………………………………………… 10

     § 1. История создания………………………………..………………………..…10

     § 2.  Сюжет ………………………………………………………………………10

     § 3. Действующие лица………………………………………………………… 11

Глава 3. «Я хотел рассказать о пережитом…»……………………………………… 15

Заключение ……………………………………………………………………………. 16

Список использованной литературы…………………………………………....…… 17


Введение

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А.Т. Твардовский

Женщина и война - понятие плохо совместимые: женщина дает жизнь, а война- отнимает. У войны, как известно, «не женское лицо». Но когда весь народ противостоит захватчикам родной земли, женщинам тоже приходится воевать. Об этом - повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...», впервые напечатанная в 1969 году.

Что же они (нежные, красивые, застенчивые, добрые) защищают от войны?

 Так уж исторически сложилось, что война это дело мужское, требующее от воина смелости, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости сердца. Но Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души, тем более женской души!

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл?

Женщина дает нам жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

 Если вспомнить историю, то во все времена русская женщина не только провожала на битву сына, мужа, брата, но в трудные минуты становилась рядом с ними. Ярославна, Надежда Дурова, Василиса Кожина – это всего лишь легендарные единицы. Да, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но в большинстве своем сестры милосердия и врачи. А на самой страшной войне 20 века многим женщинам пришлось стать солдатами.

Женщина, в природе которой – сотворение жизни, убивала. Она убивала врага, обрушившегося на ее землю, на ее детей, на ее дом. Проводив на войну мужа и сына, они затем шли на фронт сами, и это стало величайшей жертвой, принесенной ими на алтарь Победы.

Повесть Васильева “А зори здесь тихие...” посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого “в запасе двадцать слов, да и те из уставов”. Несмотря на ужасы войны, этот “пенек замшелый” сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину - перед ними за то, что “мужики со смертью их оженили”. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе.

Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности..

Поведение каждой из пяти девушек - это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них.

Цели проекта (реферата):

· Изучить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»

· Выяснить, что движет героинями, что заставляет их жертвовать собой?

Задачи: Гипотеза:

· Есть ли место героизму в поступках пяти героинь (по повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие …»)?

· Кто они: жертвы или защитницы Отечества, семьи?
Обобщить полученную информацию по содержанию повести.

· Предоставить свою точку зрения о героинях повести .

· Проверить гипотезу и сделать выводы.

 

 

 

 

Глава 1." Не забыли. Не забудем. Помним. Того вовеки не затмить годам..."
                                                                                                                    Б. Серман

 

§ 1. Жизненный и творческий путь Б.Л. Васильева

Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР — Википедия

Дата и место рождения: 21 мая 1924 г., Смоленск, СССР

Дата и место смерти: 11 марта 2013 г. (88 лет), Москва, Россия

Имя при рождении: Борис Львович Васильев

Жанр: Историческая проза, Повесть

В браке с: Зоря Альбертовна Васильева (1945-2013 гг.)

Родители: Лев Александрович Васильев, Елена Николаевна Алексеева

 

Борис Васильев (1924 - 2013) родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. Супруга — Поляк Зоря Альбертовна.

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании». Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сначала в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.

После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.

Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) — о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению «сверху» набор «Офицера» в журнале «Театр», руководимом известным драматургом Н. Ф. Погодиным.

Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н. Ф. Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН («Клуб веселых и находчивых»), сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»…

Первая книга писателя — сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых» (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Oна почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8-9). К этому времени в журнале «Юность» (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора — «А зори здесь тихие…». Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори…» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году популярный одноимённый фильм.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2-4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестерка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чье, старичье?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2) и др.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Скончался в Москве 11 марта 2013 года.

§ 2. Библиография

  • А зори здесь тихие (1969). Повесть
  • В списках не значился. (1974) Роман
  • Вам привет от бабы Леры… (1988)
  • Великолепная шестёрка. (1980) Рассказ
  • Ветеран. (1976) Рассказ
  • Встречный бой. (1979)
  • Вы чьё, старичьё? (1982) Рассказ
  • Гибель богинь. Повесть
  • Глухомань. (2001) Роман
  • Длинный день. (1960) Сценарий к фильму
  • Жила-была Клавочка. (1986) повесть
  • Завтра была война. (1984) Повесть
  • И был вечер, и было утро. (1987)
  • Иванов катер. (1970) Повесть
  • Кажется, со мной пойдут в разведку… Повесть
  • Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
  • Князь Ярослав и его сыновья. (1997) Ист. роман
  • Красные жемчуга. Повесть
  • Летят мои кони. (1982)
  • Не стреляйте белых лебедей (1973). Роман
  • Неопалимая купина. (1986) Рассказ
  • Очередь. Рассказ
  • Очередной рейс. (1958) Сценарий к фильму
  • Пятница. Рассказ
  • Самый последний день. (1970)
  • Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и небыли»)
  • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
  • Суд да дело. Повесть
  • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
  • «Холодно, холодно…» Рассказ
  • Экспонат №…

Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!