Роман И.А. Гончарова «Обломов»: идеи, проблематика, образы. Приемы создания образа Обломова.



Романы И.А. Гончарова как «трилогия»: тема движения русской жизни («Обыкновенная история», «Сон», «Пробуждение»), типология основных образов и ее связь с центральными образами романа «Евгений Онегин».

Роман И.А. Гончарова как «знамение времени» (Н.А. Добролюбов): критик о социально-историческом содержании обломовщины накануне ее падения. Симметрия системы центральных образов: Обломов и Штольц, Ольга и Пшеницына, иные соотношения: Обломов и Ольга, Обломов и Пшеницына, Штольц и Ольга, Штольц и Пшеницына. Противопоставление Обломова и Штольца и сходство в построении образов: портрет, предыстория, любовный сюжет. Особые компоненты образа Обломова: описание быта, размышления о жизни, «Сон», обилие образных параллелей. А.В. Дружинин о положительном значении обломовщины и национальном содержании образа Обломова. Причины недооценки образа Штольца А.В. Дружининым и неприятия образа Н.А. Добролюбовым.

Конфликт как организующее начало драматического произведения. Своеобразие конфликта в пьесах А.Н. Островского разного периода творчества.

Конфликт как основа действия в драматическом произведении. Этапы развертывания конфликта: завязка, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги в соотношении с понятием конфликта. Катарсис. Характер конфликта в комедии, трагедии, драме. Специфические черты построения конфликта в литературе эпохи романтизма и реализма.

Демократизм театра Островского: широта предполагаемого зрителя, простота и ясность поэтики.

Ясность конфликта, яркость его проявления в действии в социально-бытовых пьесах Островского. Социальный и возрастной параметры разделения героев в конфликте (богатые и бедные, старые и молодые) пьес о жизни патриархального купечества, четкость нравственных оценок (положительные и отрицательные герои). Соотношение любовного и социально-бытового в конфликтах. Эпичность драматургии Островского, проявление эпичности на уровне развертывания конфликта (характер экспозиции, завязки и др.) и участия в нем действующих лиц («лишние» персонажи, резонер и функции резонера у действующих лиц). Случайное и закономерное в счастливых развязках комедий Островского. Изменение классического для Островского конфликта при изображении обновленной России в «предчеховской» пьесе «Бесприданница». Своеобразие жанра пьесы. Особенности решения темы «маленького человека». Сентиментально-романтическая традиция в построении образа героини. Особенности стиля.

Психологический анализ в русской прозе второй половины XIX в. Приемы изображения внутреннего мира человека. Своеобразие психологического анализа в романах Ф.М. Достоевского.

Понятие и функции психологического анализа. Психологизм в литературе как глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев (их мыслей, переживаний), составляющее существенную черту эстетического мира произведения.

Основные формы психологического анализа в психологической прозе: «изображение характеров изнутри», путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при помощи внутренней речи, образов памяти и воображения, и психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимики и др. внешних проявлений внутреннего мира героев.

Психологизм творчества Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» как «психологический отчет одного преступления». Изображение душевного процесса в его непосредственной реальности с помощью внутреннего монолога, потока сознания. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Сны и бред Раскольникова как этапы, отражающие внутреннюю борьбу героя. Психологический анализ, осуществляемый другими героями.

Принципы создания внутреннего монолога в произведениях Достоевского (место образа другого человека в размышлениях героя; проявление в монологе нравственного критерия, голоса совести, помогающего разобраться в веренице мыслей; проявление в потоке сознания голоса автора; функции авторского вмешательства; характеристика монолога с точки зрения лексики, фразеологии, синтаксиса).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!